62. Сущность и задачи системы национальных счетов, её отличия от баланса народного хозяйства.
Макроэкономические показатели используются для анализа, планирования, прогнозирования и государственного регулирования воспроизводственных процессов. В этих целях в странах с директивно-централизованным хозяйством использовали систему баланса народного хозяйства, а в странах с рыночной экономикой — систему национальных счетов.
Принципы построения той и другой системы одинаковы и основаны на использовании двойной записи и бухгалтерском учете. Каждая из систем в одной своей части отражает ресурсы, в другой — их использование.
Система баланса народного хозяйства представляет собой совокупность наиболее общих, взаимосвязанных показателей, объединенных рядом балансовых таблиц, которые характеризуют условия и результаты расширенного воспроизводства.
Система баланса народного хозяйства включает в себя множество конкретизирующих его отдельных балансов, играющих важную самостоятельную роль в процессе воспроизводства: баланс производства общественного продукта и его использования; баланс производства национального дохода, его распределения, перераспределения и использования; сводный баланс трудовых ресурсов и их использования; баланс доходов и расходов населения: финансовый баланс доходов и расходов государства (бюджет). Сводная таблица баланса народного хозяйства— это дальнейшие обобщения всех разделов баланса, их синтез.
В систему баланса народного хозяйства входят материальные балансы, охватывающие более 500 видов продукции и сырья и примыкающие к балансу общественного продукта, составляя вместе с ним единое целое.
Конкретизацией баланса общественного продукта служит межотраслевой баланс (МОБ), представляющий собой шахматную таблицу, которая может быть большой или малой в зависимости от числа включенных в нее отраслей.
Теоретическую основу построения баланса народного хозяйства составляет классическая теория воспроизводства общественного продукта и национального дохода, развитая и дополненная отечественной экономической наукой в соответствии с практикой и теми изменениями, которые происходили в развитии народного хозяйства.
Главными теоретическими принципами при составлении баланса народного хозяйства были:
- подход к воспроизводству с позиций общественного разделения труда на материальное производство и непроизводственную сферу;
- разделение всего валового общественного продукта на два подразделения: I — производство средств производства и II — производство продуктов потребления;
- деление промышленной продукции на две группы «А» и «Б» (средства производства и предметы потребления);
- равенство: I (c+v+m) =1С+ПС — основное условие нормального функционирования национального хозяйства при простом воспроизводстве;
- наличие основного условия: 1 (c+v+m)> Ic+Hc для расширенного воспроизводства.
В связи с переходом бывших социалистических стран к рыночным отношениям перед ними встал вопрос выбора системы баланса национальной экономики: или система баланса народного хозяйства по советской методологии, или система национальных счетов по методологии западных стран. Рассматривалась возможность реализации различных вариантов— от использования только системы баланса народного хозяйства до создания суперсистемы, сочетающей западную и советскую методологии.
Большинство стран Восточной Европы отказались от системы баланса народного хозяйства и перешло на использование системы национальных счетов. В России в 1988 г. начата работа по созданию системы национальных счетов.
Очевидно, что система национальных счетов (СНС) приобретает значимость международного стандарта в оценке основных показателей экономического развития страны. Переходным к нему этапом служит принятый в начале 1993 г. усовершенствованный стандарт СНС, учитывающий особенности стран с переходной экономикой.
Западная система национальных счетов начала создаваться после Второй мировой войны. Возрастающая интеграция стран с рыночной экономикой потребовала выработки единых стандартов к составлению СНС. В 1950 г. Организацией европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) была опубликована Упрощенная стандартная система национальных счетов, преобразованная в 1958 г. в Стандартную систему национального счетоводства. Это способствовало унификации разработки СНС в разных странах. Система национальных счетов (практически начавшая применяться с 1952 г.) постоянно обновляется и пересматривается. Однако суть системы национального счетоводства и ее основное предназначение остается неизменным.
Национальное счетоводство— это система национальных счетов и один из важнейших инструментов государственного регулирования макроэкономических процессов.
Национальное счетоводство предоставляет возможность объективной оценки экономического прошлого страны, служит источником для выработки действенной экономической политики и базой для планирования и прогнозирования экономического развития страны. Национальные счета — это разновидность балансовых построений: доходы/расходы; ресурсы/их использование; использование конечного продукта и национального дохода страны.
Основу национальных счетов для экономики в целом составляют шесть счетов. Это счет: 1) благ; 2) услуг и производства; 3) дохода и потребления; 4) накопления; 5) создания стоимости вне производства (переоценки); 6) открывающий и закрывающий балансы.
Между основными показателями сводных национальных счетов имеется связь в виде равенства. Например, валовой национальный продукт по рыночным ценам равен расходам на частное потребление домашних хозяйств и частных некоммерческих организаций плюс расходы на государственное потребление, плюс валовые национальные капиталовложения, плюс чистый экспорт. Или национальный доход равен заработной плате рабочих и служащих плюс доходы фермеров, ремесленников, мелких торговцев, лиц свободных профессий, плюс доходы от собственности, плюс прибыль корпораций и другие виды доходов.
Важную роль в системе национальных счетов играют сводная экономическая таблица (СЭТ), в которой получают отражение счета всех институционных секторов, и таблица «затраты — выпуск», т.е. межотраслевой баланс.
Как уже отмечалось, обновление методологии исчисления в системе национальных счетов осуществляется постоянно.
В последние годы западные специалисты все чаще обращают внимание на недостатки отражения доходов в действующей системе национальных счетов. Предлагается, в частности, перейти от суммирования доходов всех действующих в экономике единиц к их учету как результату добавленной стоимости, т.е. как первичному доходу от производства и продукции.
- 1. Понятие. Цели, задачи, объекты и предмет аудиторской деятельности. Место аудита в системе финансового контроля.
- 2. Виды аудита и аудиторских услуг. Сопутствующие аудиту услуги.
- 3. Регулирование и организация аудиторской деятельности. Аудиторские организации. Аудиторские риски.
- 4. Разработка плана и программы аудиторской деятельности. Аудиторская проверка: виды, процедура, оформление результатов.
- 5. Сущность, функции и роль финансов в рыночной экономике.
- 6. Финансовая система. Звенья финансовой системы, их функции и взаимосвязь.
- 7. Финансовая политика государства: сущность, цели, задачи, структура. Органы управления финансами в рф.
- 8. Содержание, значение и виды финансового контроля. Организация финансового контроля в рф.
- 9. Финансовый рынок: сущность, структура, функции, участники, механизм функционирования.
- 10. Принципы, механизм формирования и распределения прибыли предприятия.
- 11. Финансовые ресурсы предприятия: сущность, виды, классификация. Порядок финансирования деятельности предприятий.
- 12. Информационная база, основные положения и этапы анализа финансового состояния предприятия.
- 13. Содержание, принципы, цели и задачи финансового планирования на предприятии. Система финансовых планов.
- 14. Денежный оборот и система расчетов на предприятии.
- 15. Финансовый менеджмент: сущность, цели, задачи, принципы. Базовые концепции и модели финансового менеджмента.
- 16. Сущность, модели и приемы управления оборотным капиталом и его элементами.
- 17. Цена и структура капитала. Сущность и инструментарий управления капиталом.
- 18. Дивидендная политика компании: сущность, типы, методы и порядок выплаты дивидендов.
- 19. Слияния и поглощения: сущность, классификация, мотивация и формы финансирования сделок.
- 20. Инвестиции: экономическая сущность, классификация и структура. Этапы развития инвестиционной теории.
- 21. Инвестиционный проект: виды, методы финансирования и порядок оценки.
- 22. Финансовые инвестиции. Понятие и виды инвестиционного портфеля.
- 23. Особенности и формы осуществления реальных инвестиций на предприятии.
- 24. Принципы организации форм безналичных расчетов.
- 25. Цели и задачи Центральных Банков. Денежно – кредитная политика цбрф.
- 26. Сущность и состав кредитной системы. Виды банковских систем.
- 27. Понятие и структура ресурсной базы коммерческого банка.
- 28. Классификация и содержание операций коммерческого банка. Банковские риски.
- 29. Сущность и источники формирования ссудного капитала. Кредит: понятие, функции и виды.
- 30. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации
- 31. Бюджетная классификация: понятие, структура и роль.
- 32. Экономическое содержание, состав и структура доходов бюджетов бюджетной системы рф.
- 33. Экономическое содержание, состав и структура расходов бюджетов бюджетной системы рф.
- 34. Понятие и варианты сбалансированности бюджета. Основные способы финансирования бюджетного дефицита.
- 35. Понятие и механизм бюджетного процесса в Российской Федерации.
- 36. Экономическое содержание, функции, методы, формы бюджетного контроля в Российской Федерации.
- 37. Понятие и содержание межбюджетных отношений. Бюджетный федерализм.
- 38. Государственные внебюджетные социальные фонды
- 39. Экономическая сущность налогов в развитии общества. Понятие и функции налогов. Принципы налогообложения. Система налогов Российской Федерации.
- 40. Налоговые органы Российской Федерации: структура, задачи, функции. Права и обязанности налоговых органов.
- 41. Налоговый контроль: экономическое содержание, субъекты, формы. Налоговые проверки, порядок их проведения, значения.
- 42. Налогоплательщики, налоговые агенты. Их права и обязанности.
- 43. Налоговые правонарушения и виды ответственности.
- 44. Налог на добавленную стоимость: экономическое содержание, ставки, порядок начисления и уплаты.
- 45. Налог на прибыль: экономическое содержание, ставки, порядок исчисления и уплаты.
- 46. Налог на имущество организации: экономическое содержание, ставки, порядок начисления и уплаты.
- 47. Акцизы: сущность, состав, ставки, порядок исчисления и уплаты.
- 48. Налог на доходы физических лиц: экономическое содержание, ставки, порядок начисления и уплаты.
- 49. Местные налоги: экономическое содержание, состав, правила исчисления. Полномочия местных органов в вопросах налогообложения.
- 50. Рынок ценных бумаг: понятие, структура, виды.
- 51. Ценная бумага: понятие, виды, инвестиционные качества.
- 52. Основные цели инвестирования в ценные бумаги. Диверсификация вложений. Сбалансированный портфель ценных бумаг.
- 53. Профессиональные участники рынка ценных бумаг: понятие и виды деятельности.
- 54. Акция как эмиссионная ценная бумаг. Виды акций и способы выплаты доходов по ним.
- 55. Облигация как тип долгового обязательства. Виды облигаций и способы выплаты доходов по ним.
- 56. Вексель: понятие, виды, особенности обращения.
- 57. Государственные и муниципальные ценные бумаги: особенности эмиссии и обращения.
- 58. Производительность и нормирование труда на предприятии.
- 59. Экономические основы производства на предприятии.
- 60. Эффективность производственно-экономической деятельности предприятия.
- 61. Система стратегического планирования на предприятии.
- 62. Сущность и задачи системы национальных счетов, её отличия от баланса народного хозяйства.
- 64. Сущность, задачи, объекты и методы бухучета.
- 65. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
- 66. Содержание, значение и порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
- 67. Цель, функции, предмет экономического анализа.
- 68. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
- 69. Международная валютная система: сущность, структура, эволюция.
- 70. Мировой рынок: структура, инфраструктура, закономерности функционирования.