logo search
GEK_ShPOR_2012

62. Сущность и задачи системы национальных счетов, её отличия от баланса народного хозяйства.

Макроэкономические показатели используются для анализа, планирования, прогнозирования и государственного регулирования воспроизводственных процессов. В этих целях в странах с директивно-централизованным хозяйством использовали систему баланса народного хозяйства, а в странах с рыночной экономикой — систему национальных счетов.

Принципы построения той и другой системы одинаковы и основаны на использовании двойной записи и бухгалтерском учете. Каждая из систем в одной своей части отражает ресурсы, в другой — их использование.

Система баланса народного хозяйства представляет собой совокупность наиболее общих, взаимосвязанных показателей, объединенных рядом балансовых таблиц, которые характеризуют условия и результаты расширенного воспроизводства.

Система баланса народного хозяйства включает в себя множество конкретизирующих его отдельных балансов, играющих важную самостоятельную роль в процессе воспроизводства: баланс производства общественного продукта и его использования; баланс производства национального дохода, его распределения, перераспределения и использования; сводный баланс трудовых ресурсов и их использования; баланс доходов и расходов населения: финансовый баланс доходов и расходов государства (бюджет). Сводная таблица баланса народного хозяйства— это дальнейшие обобщения всех разделов баланса, их синтез.

В систему баланса народного хозяйства входят материальные балансы, охватывающие более 500 видов продукции и сырья и примыкающие к балансу общественного продукта, составляя вместе с ним единое целое.

Конкретизацией баланса общественного продукта служит межотраслевой баланс (МОБ), представляющий собой шахматную таблицу, которая может быть большой или малой в зависимости от числа включенных в нее отраслей.

Теоретическую основу построения баланса народного хозяйства составляет классическая теория воспроизводства общественного продукта и национального дохода, развитая и дополненная отечественной экономической наукой в соответствии с практикой и теми изменениями, которые происходили в развитии народного хозяйства.

Главными теоретическими принципами при составлении баланса народного хозяйства были:

- подход к воспроизводству с позиций общественного разделения труда на материальное производство и непроизводственную сферу;

- разделение всего валового общественного продукта на два подразделения: I — производство средств производства и II — производство продуктов потребления;

- деление промышленной продукции на две группы «А» и «Б» (средства производства и предметы потребления);

- равенство: I (c+v+m) =1С+ПС — основное условие нормального функционирования национального хозяйства при простом воспроизводстве;

- наличие основного условия: 1 (c+v+m)> Ic+Hc для расширенного воспроизводства.

В связи с переходом бывших социалистических стран к рыночным отношениям перед ними встал вопрос выбора системы баланса национальной экономики: или система баланса народного хозяйства по советской методологии, или система национальных счетов по методологии западных стран. Рассматривалась возможность реализации различных вариантов— от использования только системы баланса народного хозяйства до создания суперсистемы, сочетающей западную и советскую методологии.

Большинство стран Восточной Европы отказались от системы баланса народного хозяйства и перешло на использование системы национальных счетов. В России в 1988 г. начата работа по созданию системы национальных счетов.

Очевидно, что система национальных счетов (СНС) приобретает значимость международного стандарта в оценке основных показателей экономического развития страны. Переходным к нему этапом служит принятый в начале 1993 г. усовершенствованный стандарт СНС, учитывающий особенности стран с переходной экономикой.

Западная система национальных счетов начала создаваться после Второй мировой войны. Возрастающая интеграция стран с рыночной экономикой потребовала выработки единых стандартов к составлению СНС. В 1950 г. Организацией европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) была опубликована Упрощенная стандартная система национальных счетов, преобразованная в 1958 г. в Стандартную систему национального счетоводства. Это способствовало унификации разработки СНС в разных странах. Система национальных счетов (практически начавшая применяться с 1952 г.) постоянно обновляется и пересматривается. Однако суть системы национального счетоводства и ее основное предназначение остается неизменным.

Национальное счетоводство— это система национальных счетов и один из важнейших инструментов государственного регулирования макроэкономических процессов.

Национальное счетоводство предоставляет возможность объективной оценки экономического прошлого страны, служит источником для выработки действенной экономической политики и базой для планирования и прогнозирования экономического развития страны. Национальные счета — это разновидность балансовых построений: доходы/расходы; ресурсы/их использование; использование конечного продукта и национального дохода страны.

Основу национальных счетов для экономики в целом составляют шесть счетов. Это счет: 1) благ; 2) услуг и производства; 3) дохода и потребления; 4) накопления; 5) создания стоимости вне производства (переоценки); 6) открывающий и закрывающий балансы.

Между основными показателями сводных национальных счетов имеется связь в виде равенства. Например, валовой национальный продукт по рыночным ценам равен расходам на частное потребление домашних хозяйств и частных некоммерческих организаций плюс расходы на государственное потребление, плюс валовые национальные капиталовложения, плюс чистый экспорт. Или национальный доход равен заработной плате рабочих и служащих плюс доходы фермеров, ремесленников, мелких торговцев, лиц свободных профессий, плюс доходы от собственности, плюс прибыль корпораций и другие виды доходов.

Важную роль в системе национальных счетов играют сводная экономическая таблица (СЭТ), в которой получают отражение счета всех институционных секторов, и таблица «затраты — выпуск», т.е. межотраслевой баланс.

Как уже отмечалось, обновление методологии исчисления в системе национальных счетов осуществляется постоянно.

В последние годы западные специалисты все чаще обращают внимание на недостатки отражения доходов в действующей системе национальных счетов. Предлагается, в частности, перейти от суммирования доходов всех действующих в экономике единиц к их учету как результату добавленной стоимости, т.е. как первичному доходу от производства и продукции.