logo search
Шпоры по фдк

Банковская реформа переходного периода. Становление, развитие и перспективы совершенствование современной банковской системы.

Сложившаяся в СССР в доперестроечный период банковская система характеризовалась наличием следующих централизованных государственных структур.

Госбанк СССР с сетью своих учреждений (их число составляло около 4500), которые осуществляли расчетное, кассовое и кредитное обслуживание предприятий и организаций. Он был единым эмиссионно-кассовым, кредитным и расчетным центром страны. Госбанк СССР осуществлял краткосрочное кредитование народного хозяйства (кроме строительства), а также финансирование и долгосрочное кредитование государственных сельскохозяйственных организаций, долгосрочное кредитование колхозов.

Стройбанк СССР осуществлял через свои учреждения (число которых достигало 800) расчетное обслуживание и долгосрочное кредитование предприятий капитального строительства. Он аккумулировал выделяемые организациям средства для выполнения плана капиталовложений и за счет этих средств осуществлял безвозвратное финансирование капитального строительства.

Внешторгбанк СССР обслуживал юридических лиц, участвующих во внешней торговле, и физических лиц, имевших право на хранение валютных средств. Он осуществлял кредитование внешней торговли, проводил валютные операции и расчеты по экспорту и импорту товаров и оказанию услуг.

Госбанк СССР по-прежнему оставался главным банком. Он выполнял следующие функции: управление денежно-кредитной системой страны, координация всей банковской деятельности, организация расчетов между банками, организация и укрепление денежного обращения, кассовое исполнение государственного бюджета, проведение единой валютной политики, аккредитация в СССР представительств иностранных банков.

В задачу Внешэкономбанка СССР входили: организация и проведение расчетов по экспортно-импортным и неторговым операциям; кредитование внешнеэкономической деятельности хозяйственных организаций, контроль за исполнением сводного валютного плана, использованием валютных ресурсов страны; ведение операций на международных валютных и кредитных рынках, совершение операций с наличной валютой и валютными ценностями.

Задачами Промстройбанка СССР являлись: кредитование основной деятельности, финансирование и кредитование капитальных вложений, расчеты в промышленности, строительстве, на транспорте и в отраслях связи, в системе снабженческо-сбытовых и научных организаций.

Агропромбанк СССР стал осуществлять кредитование основной деятельности, финансирование и кредитование капитальных затрат, расчеты объединений, предприятий и организаций агропромышленного комплекса и потребительской кооперации.

Жилсоцбанк СССР был призван организовать кредитование основной деятельности, финансирование и кредитование капитальных затрат, расчеты в жилищно-коммунальном хозяйстве, государственной торговле, бытовом обслуживании, легкой и местной промышленности, в местном хозяйстве, а также в сфере кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности.

Задача Сберегательного банка СССР состояла в том, чтобы осуществлять расчеты и кассовое обслуживание населения, обеспечивать распространение и погашение облигаций государственных займов, кредитование потребительских нужд граждан.

Подобная структура банковской системы складывалась под влиянием общей структуры управления народным хозяйством. Каждый тип народнохозяйственного комплекса получил как бы поддержку в виде специального банка, осуществлявшего его кредитно-расчетное обслуживание.

В течение 1992 — 1995 годов в России происходил этап бурного экстенсивного роста банковской системы, а в 1996 году началась и осуществляется по настоящее время стадия ее качественной эволюции.

Подводя итоги развития банковской системы России за годы коренного реформирования социально-экономического строя страны до 1998 года, можно утверждать, что в России начала складываться банковская система, которая строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой.

Перспективы развития банковской системы страны, как нам представляется, заключены не столько в текущих поправках к деятельности российских банковских институтов, не в идее выполнения мер по их реструктуризации, а в реформировании банковской системы, и прежде всего на основе прорыва в области банковского законодательства.

При подготовке к реформированию банковской системы целесообразно, на наш взгляд, осуществить:

- корректировку целевой ориентации банков (как Центрального Банка Российской Федерации, так и коммерческих банков);

- уточнение понимания того, что означает работа банков в условиях рынка;

- построение банковского сектора как системы, со всеми её элементами, в том числе с банковской инфраструктурой, адекватной рынку.

Немаловажным вопросом, определяющим перспективу развития банковского сектора страны, является вопрос о структуре собственности на банковский капитал. Этому вопросу сейчас уделяется повышенное внимание: дискутируется роль банков с государственным капиталом, доля иностранных банков в совокупном банковском капитале, много шума по поводу наших банков за границей, выхода Центрального банка Российской Федерации из капиталов Сберегательного Банка Российской Федерации, Внешторгбанка Российской Федерации и др. Налицо стремление разобраться с эффективностью государственной собственности на банки. Как оказалось, желание разобраться с данными банками действительно есть, но нет ясности как с ними правильно поступить. Как оказалось, у всех сторон есть собственное мнение. Оно далеко не совпадает, а главное идет вне контекста с содержанием банковской реформы в целом.