Понятие организационно-управленческой структуры банка
Для эффективной банковской деятельности необходима адекватная организационно-управленческая структура, которая может быть представлена как совокупность управленческой и организационной структуры.
Управленческая структура (структура управления) может быть определена как совокупность органов управления банка.
К органам управления банка относятся общее собрание участников (акционеров или пайщиков) банка, совет директоров и банковские менеджеры.
Высшим органом управления банком является общее собрание владельцев (участников). К исключительной компетенции общего собрания как органа управления банка относится решение следующих вопросов:
-утверждение устава, изменений и дополнений в устав;
-утверждение годового баланса, отчета о прибылях и убытках и аудиторского заключения о достоверности отчетности;
-утверждение аудитора или аудиторской фирмы, который (которая) будет подтверждать отчетность за текущий год;
-принятие решения о ликвидации и реорганизации банка;
-принятие решения о выплате дивидендов по акциям или доходов на пай и утверждение размера дивидендов (доходов);
-выбор членов Совета директоров.
Общее собрание недостаточно осведомлено о текущих делах банка. В крупных банках на ежегодных собраниях основная масса мелких владельцев акций не присутствует, они переуступают право голоса выборным лицам (в России обычно президенту банка). Поэтому общее собрание нередко автоматически принимает решения, предлагаемые советом директоров.
Совет директоров (Наблюдательный совет) – это коллегиальный орган управления банка, в состав которого входят участники – владельцы крупнейших пакетов акций (паев), представители материнских структур, эксперты. Совет директоров является представительным органом собственников банка и должен отстаивать их интересы. Основная задача совета директоров заключается в обеспечении необходимого уровня прибыли на вложенный капитал. В соответствии с главной задачей совет директоров выполняет ряд функций.
Первая функция заключается в определении стратегических целей банка и формулировании политики, например, в качестве долговременной цели может быть повышение дохода на одну акцию. Цели и задачи банка и программа конкретных действий по их достижению излагается в специальном документе, подготавливаемом советом директоров совместно с банковскими менеджерами.
Банковская политика – внутренний документ (совокупность документов), разработанный самим банком, в котором определены следующие важные моменты:
А)категории клиентов, на обслуживание которых в первую очередь направляются ресурсы банка;
Б)банковские операции, подлежащие преимущественному развитию;
В)географические районы, в которых банк будет осуществлять свою деятельность;
Г)методы обеспечения ликвидности;
Д)меры по укреплению позиций банка на рынке;
Е)политика установления тарифов на услуги банка;
Ж)размер и состав банковского персонала, программы обучения сотрудников и другие моменты.
Вторая функция совета директоров заключается в подборе кандидатур на руководящие исполнительные посты и заключение с ними контрактов.
Третья функция совета директоров заключается в осуществлении контроля за деятельностью исполнительных органов управления банка.
Четвертая функция заключается в предоставлении Советом Директоров консультаций исполнительным органам управления банка. Это возможно в силу того, что крупнейшими пакетами акций коммерческих банков владеют представители крупного бизнеса, которые хорошо знают ситуацию в своей отрасли и в смежных отраслях, и поэтому могут предоставлять банкирам квалифицированные консультации.
Для руководства практической деятельностью совет директоров формирует управленческие структуры банка.
По степени самостоятельности и объему полномочий всех банковских менеджеров можно разделить на три уровня:
К первому уровню банковских менеджеров относится высшее руководство, или дирекция. Дирекция представлена высшим исполнительным коллегиальным органом управления (Правлением) и высшим исполнительным единоличным органом управления (Президентом или Председателем Правления). В состав Правления входят штатные сотрудники банка, руководители крупнейших его подразделений. Руководит Правлением Президент. Правление и президент занимаются решением вопросов текущей деятельности банка, реализуют банковскую политику, утвержденную советом директоров.
Ко второму уровню банковских менеджеров относится среднее руководство - руководители отделов, в компетенцию которых входит управление отдельными сферами банковской деятельности, регулирование процесса работы, руководство подчиненными служащими, подготовка решений для дирекции.
К третьему уровню банковских менеджеров относится низшее руководство - руководители групп в составе отделов, в компетенцию которых входит распределение заданий и контроль за работой отдельных групп.
Для реализации банковских планов необходима адекватная организационная структура, позволяющая осуществлять динамичное управление деятельностью банка и обеспечить безопасность фондов и прибыльность операций. Организационная структура банка зависит от величины и характера деятельности банка, важности отдельных операций, состава и квалификации руководителей.
Не существует двух банков с одинаковой организационной структурой. Банки изменяют набор отделов и комитетов, состав руководящих органов в соответствии с меняющимися условиями работы, новыми задачами, рекомендациями экспертов по менеджменту и другими причинами.
Организационная структура банка может быть определена как совокупность его элементов в виде функциональных, внутренних структурных и обособленных подразделений, имеющих свое собственное строение и объединенных в единое целое устойчивыми и упорядоченными связями, регламентированными законами, актами Банка России и внутренними документами самого коммерческого банка.
Выделяют функциональные, внутренние структурные и обособленные подразделения банка.
К функциональным подразделениям банка относятся отделы и департаменты. Выделяют два типа функциональных подразделений: линейные и штабные.
Линейные подразделения непосредственно осуществляют банковские операции и сделки, обслуживают клиентов. К линейным отделам относятся кредитный, депозитный, валютный, фондовый и другие отделы.
Штабные подразделения непосредственно не осуществляют банковские операции и сделки, не обслуживают клиентов; эти отделы занимаются обслуживанием линейных отделов, оказывают им помощь, контролируют их деятельность. Например, отдел кадров, юридический отдел, отдел маркетинга и рекламы, отдел планирования и прогнозирования, служба внутреннего контроля и другие.
Правовое регулирование подразделений коммерческого банка осуществляется Инструкцией ЦБ РФ от 02.04.2010 N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций"
Внутреннее структурное подразделение банка (филиала) – подразделение, расположенное вне места нахождения банка (филиала) и осуществляющее от его имени банковские операции, в рамках лицензии Банка России, выданной банку (положения о филиале банка).
К внутренним структурным подразделениям банка относятся дополнительные офисы, операционные кассы вне кассового узла, кредитно-кассовые офисы, операционные офисы, передвижные пункты.
Внутренние структурные подразделения не имеют корреспондентского счета / субсчета в Банке России и проводят свои операции через корреспондентский счет / субсчет головного офиса или филиала банка. Полномочие филиала на принятие решения об открытии внутреннего структурного подразделения должно быть предусмотрено положением о филиале банка. Согласование с Банком России кандидатур на должности руководителей и главных бухгалтеров (в случае их наличия) внутренних структурных подразделений не требуется.
Операционные кассы вне кассового узла работают с населением: принимают и выдают вклады, осуществляют переводы по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, проводят операции с пластиковыми карточками. Операционная касса вне кассового узла может располагаться вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью соответствующей кредитной организации (филиала).
До октября 2010 года в состав внутренних подразделений банка входили обменные пункты. Они занимались куплей-продажей иностранной валюты в наличной форме и валютных ценностей в соответствии с действующим законодательством. Порядок открытия и работы обменного пункта регулировался Инструкцией Банка России от 28.04.2004г. № 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц». Но в настоящее время такое внутренне подразделение упразднено. Теперь операции с наличной иностранной валютой и чеками регулируются Инструкцией ЦБ РФ от 16.09.2010 N 136-И "О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (вместе с "Классификатором видов операций с наличной иностранной валютой и чеками") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.10.2010 N 18595)
Кредитно-кассовый офис вправе осуществлять операции по предоставлению денежных средств субъектам малого предпринимательства и физическим лицам, а также по их возврату (погашению), осуществлять кассовое обслуживание юридических и физических лиц, осуществлять прием наличной валюты РФ и иностранной валюты для осуществления перевода по поручению физического лица без открытия счета. Кредитно-кассовый офис вправе осуществлять отдельные виды банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой РФ, чеками (в т.ч. и дорожными чеками), установленные в Инструкции Банка России от 16.09.2010 N 136-И
Под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также юридические лица, отвечающие критериям, установленным статьей 3 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
В кредитно-кассовых офисах запрещается совершение других операций. Кредитно-кассовый офис, открытый филиалом кредитной организации, может осуществлять только те операции из перечисленных, которые предусмотрены положением о филиале.
Кредитно-кассовый офис может располагаться вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью соответствующей кредитной организации (филиала).
Дополнительные офисы расположены вне места нахождения головного офиса или филиала банка, осуществляют банковские операции, обслуживают клиентов. Дополнительный офис не может располагаться вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью соответствующей кредитной организации (филиала).
Операционный офис (Письмо Банка России от 26.07.2011 N 29-1-2-5/4411 "Об операционном офисе кредитной организации") может располагаться как на территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), открывающей операционный офис, так и вне пределов такой территории в рамках федерального округа, на территории которого находится головной офис кредитной организации (филиал), открывающей операционный офис.
Операционный офис вправе осуществлять все или часть банковских операций, предусмотренных выданной кредитной организации лицензией на осуществление банковских операций (положением о филиале), за исключением следующего обстоятельства:
Операционный офис, находящийся вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), в рамках федерального округа, на территории которого находится головной офис кредитной организации (филиал), открывающей операционный офис, не вправе:
осуществлять операции (включая операции за счет клиентов) по купле и (или) продаже иностранной валюты как в наличной, так и в безналичной форме на межбанковском и биржевом валютных рынках;
осуществлять операции (включая операции за счет клиентов) по купле и (или) продаже ценных бумаг и иных финансовых активов, связанные с принятием кредитной организацией финансовых рисков (в том числе кредитного и рыночного), за исключением сделок, связанных с принятием кредитного риска на одного заемщика в размере менее 5 процентов собственных средств (капитала) кредитной организации. При этом на обслуживание в операционный офис могут быть переданы сделки, связанные с принятием кредитного риска на одного заемщика в размере, равном либо превышающем 5 процентов собственных средств (капитала) кредитной организации, заключенные кредитной организацией (филиалом);
предоставлять займы (кредиты) кредитным организациям, а также размещать депозиты и иные средства в кредитных организациях;
получать займы (кредиты), привлекать депозиты и иные средства от кредитных организаций;
открывать и вести корреспондентские счета кредитных организаций (филиалов);
открывать корреспондентские счета в кредитных организациях (филиалах) для осуществления операций;
выдавать банковские гарантии;
осуществлять акцептование и (или) авалирование векселей.
К обособленным подразделениям банка относятся филиалы и представительства.
Филиал – обособленное подразделение банка, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее банковские операции и сделки, обслуживающее клиентов.
Представительство – обособленное подразделение банка, расположенное вне места его нахождения, которое не осуществляет банковские операции и сделки, открывается с целью представления и защиты интересов банка.
Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их банком и действуют на основании утвержденных банком положений.
Руководители филиалов и представительств назначаются банком и действуют на основании доверенности.
Помимо указанных элементов, Банк России в состав элементов организационной структуры коммерческого банка включает также его дочерние и зависимые общества.
Хозяйственное общество является дочерним по отношению к банку, если банк в силу преобладающего участия в капитале общества, или в соответствии с заключенными между ними договором, или по иным основаниям имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
Хозяйственное общество признается зависимым, если банк имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Сам коммерческий банк со своими подразделениями может являться элементом банковской группы или банковского холдинга.
Банковская группа, также как и банковский холдинг, определены в статье 4 закона «О банках и банковской деятельности».
Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организацией (кредитных организаций).
Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации или нескольких кредитных организаций, в котором головная организация – не банк – имеет возможность прямо или косвенно оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организацией (кредитных организаций).
Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещается осуществление банковских операций
- Тема1 . Сущность банковского менеджмента
- Понятие банковского менеджмента
- Функции банковского менеджмента
- 1. Понятие банковского менеджмента
- Тема 2. Организационные основы построения коммерческого банка
- Понятие организационно-управленческой структуры банка
- Модели управления банком с обособленными подразделениями
- Комплекс организационно-управленческой документации, его роль в управлении банком
- Понятие организационно-управленческой структуры банка
- 2. Модели управления банком обособленными подразделениями
- 3. Комплекс организационно-управленческой документации, его роль в управлении банком
- Характеристика системы управления персоналом коммерческого банка
- 2. Кадровые резервы банка, управление кадровыми резервами