logo search
статистика финансов

4. Статистика налогов и налогообложения

Налоговая система Российской Федерации является одним из наиболее действенных инструментов регулирования экономических отношений. Посредством налогов государство имеет возможность воздействовать на производство, стимулируя или сдерживая его развитие.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Функции налогов: распределительная, контрольная, воспроизводственная.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В качестве объекта налогообложения могут выступать операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате, представляет собой налоговый период. Он может состоять из одного или нескольких периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (в том числе по объектам ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации).

Налоговое событие - представляет собой ситуацию, требующую уплаты налога и сбора.

Налоговая декларация - письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

В РФ по уровню взимания и распоряжения налогами (статусная классификация) налоги и сборы подразделяются на следующие виды:

1. Федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

2. Региональные налоги: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог;

3. Местные налоги - земельный налог; налог на имущество физических лиц;

Cпециальные налоговые режимы: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых федеральной налоговой службой, в бюджетную систему Российской Федерации представлено в таблице 4.1.

Таблица 4.1 - Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых федеральной налоговой службой, в бюджетную систему Российской Федерации (миллиардов рублей)

(Финансы России. 2008: Стат.сб./ Росстат - М., 2008. - С. 78.

Финансы России. 2010: Стат.сб./ Росстат - М., 2010. –С. 75.)

Показатель

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Всего

4386,3

5701,0

6763,4

8643,4

10032,8

8379,3

в том числе:

консолидированный бюджет РФ1)

3741,9

4894,1

5748,3

7360,2

8455,7

6798,1

в том числе:

федеральный бюджет1)

1958,3

2667,8

3000,7

3747,6

4078,7

3012,4

консолидированные бюджеты субъектов РФ

1783,6

2226,3

2747,5

3612,6

4377,0

3785,7

государственные внебюджетные фонды

644,4

806,8

1015,1

1283,2

1577,1

1581,2

в том числе:

Пенсионный фонд РФ

488,6

634,1

796,2

1014,9

1251,4

1267,7

Фонд социального страхования РФ

43,0

53,2

57,7

64,1

74,0

61,5

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

6,5

31,7

55,8

71,8

89,3

89,8

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

106,4

87,8

105,5

132,5

162,4

162,2

1)Включая единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

С 2000 года в России было проведено существенное реформирование налоговой системы. Реформа затронула как институциональные аспекты отношений между налогоплательщиками и государством, так и принципы уплаты и ставки отдельных налогов. Радикальным изменениям подверглись все основные виды налогов. Из основных изменений в налоговом законодательстве необходимо выделить следующие:

- возвращение к уплате отдельных взносов во внебюджетные фонды, заменённых с 2001 года Единым социальным налогом (ЕСН), призванным упростить администрирование. Ставка первого диапазона ЕСН изначально была установлена на уровне 35,6%, а с 2005 года снижена до 26%;

- унифицирована ставка налога на доходы физических лиц - 13%;

- в 2002 году вместо трех налоговых платежей (плата за пользование недрами при добыче полезных ископаемых; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат) был введен налог на добычу полезных ископаемых;

- в 2004 году снижена ставка НДС с 20 до 18%.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах отмечалось, что «На 2012 - 2013 годы будут снижены ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30%, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20%». «Требуется повысить роль налогов, взимаемых с компаний, работающих в нефтегазовом секторе, а также в алкогольной и табачной отраслях. Одновременно необходимо принять решения для ускоренного введения налога на недвижимость и расширения патентной системы налогообложения малого предпринимательства» [2].

Целью статистического изучения налогов является получение комплексной аналитической информации, необходимой для принятия управленческих решений, касающихся установления и корректировки заданий по мобилизации контролируемых налогов и формирования доходов бюджета. Задачи статистики налогов и налогообложения состоят в определении:

Объектом статистического наблюдения в налоговой сфере является совокупность деятельности налоговых органов.

Субъектом статистического наблюдения выступают налоговые органы, а также налогоплательщики – организации и физические лица.

Информационная база статистики налогов опирается на совокупность отчетности налоговых органов, включающую сведения о поступлении налогов и сборов в консолидированный и федеральный бюджеты и платежей в государственные внебюджетные фонды по видам налогов и сборов.

Существующая в налоговой отчетности система показателей позволяет проводить комплексный анализ поступлений налогов, определять объемы роста или снижения налоговых платежей за рассматриваемый период, распределение их по уровням бюджетной системы, структуру подразделений налогов по видам налогов, по отраслям, рассчитывать уровень собираемости по отдельным видам налогов по причине предоставления льгот, наличия недоимки, отсроченных платежей и т.д. (рисунок 4.1).

Рисунок 4.1 - Классификации и группировки налогов

Система абсолютных показателей статистики налогов и налогообложения:

1. Число налогоплательщиков Количество юридических и физических лиц, зарегистрированных индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, а также физические лица, уплачивающие налог на доходы физических лиц по месту работы

2. Количество поданных Деклараций определяется по количеству физических лиц, представляющих декларации.

3. Показатели проверок налоговых органов. Виды проверок налоговых органов - камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Камеральная проверка проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиками, являющихся основанием для уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка осуществляется на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Контрольные функции налоговых служб характеризуются следующими показателями:

- количество проверенных плательщиков - всего, в том числе:

• количество плательщиков, по которым установлены нарушения налогового законодательства;

• количество случаев приостановления операций по счетам плательщиков;

• количество материалов, переданных в правоохранительные и судебные органы;

• количество должных лиц и граждан, на которых наложен административный штраф

4. Налоговые доходы - сумма всех обязательных платежей, поступающих в определенных размерах и в сроки, установленные законодательством; всех видов прямых и косвенных налогов.

5. Стоимостные показатели налогообложения (по доходной части бюджета)

1) федеральным налогам (НДС и налог на прибыль);

2) региональным;

3) местным налогам (на дату, в среднем за период, накопленным итогом);

- чистая налоговая задолженность (ЧНЗ) перед консолидированным бюджетом (общая налоговая задолженность минус авансовые налоговые платежи).

6. Стоимостные показатели налоговых санкций:

7. Стоимостные показатели налоговых возвратов:

- суммы, возвращенные налогоплательщикам по излишне уплаченным налогам;

- суммы отсрочки и рассрочки по налоговым платежам;

- суммы возврата по представленным декларациям физических лиц;

Система относительных показателей статистики налогов и налогообложения:

1. Соотношение налоговых доходов консолидированного бюджета и ВВП определяется как процентное отношение суммы налогов в консолидированном бюджете РФ к валовому внутреннему продукту.

2. Соотношение налоговых доходов консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации и ВРП определяется как процентное отношение суммы сумма налогов в консолидированный бюджет субъектов Федерации к валовому региональному продукту.

3. Удельный вес отдельных налогов (налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, НДС, импортных и экспортных пошлин, акцизов)в налоговых поступлениях бюджета- определяется как процентное отношение суммы поступления соответствующего налога на доходы к общей сумме налоговых поступлений в консолидированный или федеральный бюджет.

4. Налоговая нагрузка (налогоемкость) продукции – размер налогового бремени на рубль стоимости продукции (работ, услуг). Определяется как процентное отношение суммарного налогового бремени к объему реализации продукции, работ, услуг. Суммарное налоговое бремя представляет собой сумму всех рассматриваемых налогов.

5. Уровень налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты (налоговый климат). Определяется следующими элементами – сумма региональных и местных налогов по их видам; налоговыми льготами; ставками налогов; порядком и сроками уплаты налогов.

6. Показатели структуры региональных и местных налогов определяется посредством определения процентного отношения суммы каждого вида региональных (местных) налогов к сумме всех видов налогов или доходной части регионального (местного) бюджета. В качестве показателей структуры исчисляется доля всех налогов в общей сумме доходов бюджетов разных уровней или удельный вес прямых (косвенных) налогов в об1цей сумме налоговых поступлений.

7. Показатели налоговой нагрузки на экономику определяется посредством определения процентного отношения налоговых доходов бюджетной системы в целом и по отдельным видам налогов к ВВП.

Анализ показателей структуры налогов может быть проведен посредством системы показателей равномерности структуры налоговых поступлений:

  1. размах вариации – разность между максимальным и минимальным значением показателей доли поступлений в бюджет:

;

  1. среднее линейное отклонение:

;

  1. среднее квадратическое отклонение:

,

где ;

n –количество налогов;

  1. коэффициент равномерности. Сокращение коэффициента характеризует усиление неравномерности структуры налоговых поступлений в бюджеты разных уровней:

,

где.

К числу факторов, существенно влияющих на изменение объема налоговых доходов государственного бюджета, относится изменение налоговых ставок и величины налоговой базы.

Абсолютное изменение объеме налогов по одному виду в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет двух факторов может быть исчислено по формуле:

ΔНП=НП1- НП0=ΔНПНС+ΔНПНБ,

где ΔНП – абсолютное изменение объема налогов в отчетном периоде по сравнению с базисным;

НП0,1– объем налогов в базисном и отчетном периодах;

ΔНПНС – абсолютное изменение объема налогов в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет изменения налоговой ставки;

ΔНОНБ – абсолютное изменение объема налогов в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет изменения налоговой базы.

Абсолютное изменение объема налоговых отчислений за счет изменения налоговой ставки исчисляется по формуле:

ΔНПНС= (НС1- НС0)×НБ1.

Абсолютное изменение объема налоговых отчислений за счет изменения налоговой базы:

ΔНПНБ=(НБ1-НБ0)×НС0,

где НБ0,1 – объем налоговой базы в базисном и отчетном периоде;

НС0,1 – величина налоговой ставки в базисном и отчетном периоде.

Доля дополнительных отчислений в бюджет определяется по формулам:

В анализе динамики налоговых поступлений применяется индексный метод. Для его осуществления сроится система агрегатных индексов:

  1. Индекс налоговых поступлений, характеризующий увеличение или уменьшение размера налогов в результате влияния всех факторов:

,

где - индекс налоговых поступлений;

q1и q0 – число налогоплательщиков в отчетном и базисном периодах;

p1и p0 – размер прибыли в среднем на одного налогоплательщика в отчетном и базисном периодах;

s1и s0 – ставка налога в отчетном и базисном периодах.

Общее изменение налоговых поступлений отчетном по сравнению базисным периодом равно разности между числителем и знаменателем индекса: налоговых поступлений:

.

  1. Индекс числа налогоплательщиков характеризует влияние изменения числа налогоплательщиков на величину размера налогов:

.

Абсолютную величину влияние изменения числа налогоплательщиков на величину размера налогов можно определить:

.

  1. Индекс размера прибыли в среднем на одного налогоплательщика характеризует увеличение или сокращение размера налогов за счет средней прибыли на одного налогоплательщика:

Абсолютную величину влияние изменения числа налогоплательщиков на величину размера налогов можно определить:

.

  1. Индекс ставки налога характеризует рост или сокращение размера налогов за счет средней ставки размера налогов:

.

Абсолютную величину влияния роста или сокращение размера налогов за счет средней ставки размера налогов можно определить:

.

Взаимосвязь индексов

или

=.

  1. Совместное влияние трех факторов, т.е. алгебраическая сумма, всегда равна общему изменению налоговых поступлений:

+.

Статистический анализ реформирования налоговой системы России в 2000-2007 гг. показал, что, несмотря на снижение ставок ключевых налогов, бюджетные доходы не сократились (табл. 4.2) благодаря тому, что одновременно было повышено налогообложение нефтегазового сектора. Реформирование экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых в этом секторе позволило увеличить изъятие природной ренты, образующейся в результате роста мировых цен на энергоносители. Перенос налоговой нагрузки с обрабатывающего на сырьевой сектор позволил ослабить негативное влияние удорожания сырья на мировых рынках на конкурентоспособность российских товаропроизводителей.

В целом уровень налоговой нагрузки в российской экономике в 2000-2007гг. оставался на уровне 35-37% (рисунок 4.2).

Рисунок 4.2 - Динамика налоговой нагрузки на экономику в целом и на ненефтегазовый сектор (%ВВП)

Однако необходимо отметить, что такая нагрузка сформировалась в условиях постоянно растущих цен на нефть. Если рассчитать налоговую нагрузку при неизменных ценах на нефть, то она имеет явную тенденцию к снижению. К аналогичному выводу приводит анализ динамики налоговой нагрузки на ненефтегазовый сектор. Она снизилась с 32-33% добавленной стоимости в начале налоговой реформы до 28-29% в 2006-2007 годы (рисунок 4.2).

При сравнении налоговой нагрузки в России и других странах необходимо учитывать, что среди наиболее развитых стран можно выделить две группы: «социально-ориентированные» западноевропейские государства, где типичная налоговая нагрузка составляет 35-45% ВВП (в Швеции и Дании она достигает 50% ВВП) и государства, в меньшей степени, возлагающие на себя социальные обязательства по бесплатному социальному и медицинскому обеспечению (такие, как США и Япония), где нагрузка лежит в диапазоне 25-30% ВВП. Средняя по ОЭСР налоговая нагрузка составляет 36% ВВП.

Среди стран категории «развивающиеся рынки» также четко выделяются две группы: бывшие социалистические страны Восточной Европы, как правило, имеющие налоговую нагрузку 30-40% ВВП и остальные, для которых типична нагрузка 20-30% ВВП. Таким образом, по уровню налогов в не-нефтегазовом секторе наша страну можно отнести к категории стран с невысокой нагрузкой (хотя в этой группе есть страны, где нагрузка еще ниже).

Для развитых стран Западной Европы характерен высокий уровень налогов на потребление и социальных платежей (в сумме они составляют от 18% до 28% ВВП), а также подоходного налога (8-10% ВВП). В переходных экономиках Центральной и Восточной Европы уровень налогов этой группы еще выше (23-28% ВВП), однако подоходный налог не столь велик (3-7% ВВП). Среди государств с относительно легким налоговым бременем США отличаются высоким налогообложением физических лиц (9% ВВП), тогда как другие страны с относительно низкой налоговой нагрузкой (Мексика, Ю.Корея, Япония) имеют умеренные налоги как на потребление и социальные нужды (до 15% ВВП), так и на доходы граждан (3-5% ВВП).

В России налоги на потребление и социальные отчисления составляют в сумме 13,5% ВВП, а налог на доходы физических лиц – менее 4% ВВП (таблица 4.2).

Таблица 4.2 - Налоговые доходы бюджетной системы РФ (% от ВВП)

Показатель

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Налоговые доходы всего

35,7

35,7

35,6

34,6

35,3

36,6

36,4

36,7

Налог на прибыль

5,4

5,7

4,3

4,0

5,1

6,2

6,2

6,6

НДФЛ

2,4

2,9

3,3

3,4

3,4

3,3

3,5

3,8

НДС

6,2

7,2

7,0

6,7

6,3

6,8

5,6

6,9

Акцизы

2,3

2,7

2,4

2,6

1,4

1,2

1,0

1,0

Таможенные пошлины

3,1

3,7

3,0

3,4

5,0

7,5

8,3

7,0

НДПИ и налоги на природные ресурсы

1,1

1,4

3,1

3,0

3,4

4,2

4,3

3,6

ЕСН

7,3

7,2

6,9

6,6

6,3

5,4

5,4

5,6

Прочие налоги

8,0

4,8

5,6

4,9

4,4

2,0

2,0

2,2

Это позволяет отнести Россию к группе стран с невысокой нагрузкой в части налогообложения потребления и социальных отчислений, хотя общий уровень налоговой нагрузки составляет 35-37% ВВП. Это видимое противоречие объясняется значительной ролью, которую играют в российском бюджете налоги на международную торговлю – прежде всего экспортные пошлины – и ресурсные налоги, тогда как в большинстве других странах они полностью отсутствуют либо занимают незначительный удельный вес. В России 10,6 % ВВП составляют таможенные пошлины и ресурсные налоги, фактически служащие средством изъятия природной ренты, т.е. доходов от использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности.

Налог на прибыль организаций в процентах от ВВП в 2007 году по сравнению с 2000 годом возрос на 1,2 п.п. до 6,6%. НДФЛ увеличился с 2,4% ВВП в 2000 году до 3,8% ВВП в 2007 году, за последние 2 года его доля увеличивалась на 0,3 п.п. ВВП ежегодно. Таможенные пошлины увеличились с 3,1% ВВП в 2000 году до 7% ВВП в 2007 году, что связано как с высокими мировыми ценами на энергоносители, так и с изменениями налогового законодательства. Этими же причинами вызван более, чем трехкратный рост налога на добычу полезных ископаемых.

Снижение ЕСН с 7,3% ВВП в 2000 году до 5,6% ВВП в 2007 году связано, прежде всего, со снижением налоговых ставок и сохранением номинальных пороговых значений ставки при значительном росте номинальной заработной платы.

Наибольший вес в налоговых доходах бюджетной системы по итогам 2007 года занимали таможенные пошлины (19,2%), НДС (18,7%), налог на прибыль организаций (17,9%), ЕСН (15,3%) (таблица 4.3).

Таблица 4.3 - Структура налоговых доходов бюджетной системы (% к итогу)

Показатель

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Налоговые доходы – всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Налог на прибыль

15,1

16,1

12,0

11,5

14,4

16,8

17,1

17,9

НДФЛ

6,6

8,0

9,3

10,0

9,5

8,9

9,5

10,5

НДС

17,4

20,1

19,6

19,3

17,8

18,6

15,5

18,7

Акцизы

6,4

7,6

6,9

7,5

4,1

3,3

2,8

2,6

Таможенные пошлины

8,8

10,4

8,4

9,9

14,3

20,5

22,9

19,2

НДПИ и налоги на природные ресурсы

3,0

4,1

8,6

8,6

9,6

11,5

11,9

9,9

ЕСН

20,4

20,1

19,4

19,1

17,8

14,9

14,7

15,3

Прочие налоги

22,4

13,6

15,9

14,2

12,5

5,6

5,6

5,9

В структуре доходов бюджетной системы в 2007 году на добывающую отрасль приходилась основная доля поступлений в размере 32%, 17% - на обрабатывающие производства, 8% - операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, 8% - на оптовую и розничную торговлю, 7% - на транспорт и связь, 5% - на строительство, 4% - на финансовую деятельность.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах, отмечалось, что «Налоговая политика государства в долгосрочной перспективе должна быть нацелена на обеспечение условий инновационного развития экономики: мотивирование производства новых товаров, работ (услуг) и стимулирование спроса на них»[2]. В связи с этим были определены необходимые действия по следующим ключевым направлениям.

1) Поддержка компаний, где интеллектуальный труд является основным. Существенная часть налоговой нагрузки в таких компаниях ложится на фонд оплаты труда. Поэтому для их поддержки следует снизить на период до 2015 года, а для отдельных категорий организаций – до 2020 года совокупную ставку страховых взносов до 14 процентов в пределах страхуемого годового заработка.

2) Создание дополнительных условий для активизации инновационной деятельности. В частности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций следует учитывать расходы налогоплательщиков на приобретение прав пользования программами для ЭВМ и базами данных по сублицензионным договорам, а также единовременные платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Изменения в амортизационной политике.

3) В течение 10 лет с момента регистрации либо до момента, когда общий размер прибыли, полученной организацией, превысит 300 млн. рублей (с начала года, следующего за годом, в котором размер выручки, полученной такой организацией, превысил 1 млрд. рублей) в целях стимулирования осуществления инновационной деятельности в инновационном центре следует предусмотреть для участников проекта «Сколково» следующие льготы: обязательные страховые взносы должны уплачиваться участниками проекта по ставке 14%, налог на прибыль, налог на имущество организаций и земельный налог – по ставке 0%, то освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость должно осуществляться в зависимости от выбора налогоплательщика.

4) Стимулирование энергосбережения и рационального использования природных ресурсов. В частности, следует более активно использовать такие инструменты государственной политики, как ускоренная амортизация вводимого энергоэффективного оборудования и предоставление инвестиционных налоговых кредитов. Для обеспечения внедрения в экономику новых технологий целесообразно освободить от налогообложения налогом на имущество организации, работающие на энергоэффективном оборудовании, сроком на 3 года с момента ввода его в эксплуатацию. Поскольку этот налог является региональным налогом, введение дополнительных федеральных льгот должно быть компенсировано отменой иных льгот, применяемых на текущий момент.

5) Привлечение частных инвестиций в системы здравоохранения и образования для развития социальной сферы. В этих целях предлагается освободить от налога на прибыль (по крайней мере до 2020 года) работающие в данных отраслях организации независимо от формы собственности. При этом соответствующие льготы должны распространяться только на те виды деятельности, которые носят социально значимый характер.

6) Дальнейшее расширение и укрепление налоговой базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Круг налогоплательщиков должен расширяться за счет возникновения новых активных хозяйствующих субъектов. Для введения налога на недвижимость, необходимо разработать систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами.

7) Совершенствование налогового администрирования. Для этого необходимо проинвентаризировать и оценить эффективность влияния на социальные и экономические процессы уже принятых налоговых и таможенных стимулирующих механизмов. Надежность налогового контроля не должна ухудшать условий деятельности добросовестных налогоплательщиков. Сохраняется и проблема с возмещением налога на добавленную стоимость.

8) Бесперебойная и эффективная работа по реализации договоренностей, достигнутых в рамках таможенного союза, по вопросам администрирования косвенных налогов и распределения между странами – членами таможенного союза ввозных таможенных пошлин.