2. Специфика страхового маркетинга
Страховой маркетинг — часть более общей маркетинговой науки и система взаимодействия страховщика и страхователя, направленная на взаимный учет интересов и потребностей.
Страховой маркетинг можно рассматривать с двух точек зрения — макроэкономической и практической.
С одной стороны, это явление страхового рынка, в значительной мере определяющее лицо страхования; с другой стороны, это практический инструмент работы страховых компаний, направленный на изучение рынка и оптимизацию работы с потребителями. Поэтому практическая сторона маркетинга представляет собой набор инструментов для улучшения рыночной результативности страховщика.
В структуре страхового маркетинга в настоящий момент западные специалисты выделяют два самостоятельных направления: товарный (рыночный) маркетинг и структурный (организационный) маркетинг.
Цель рыночного маркетинга — совершенствование деятельности страховщика и повышение прибыльности компании за счет анализа состояния внешней среды и изменения товарной среды.
Рыночный маркетинг включает В себя изучение и сегментацию рынка, а также собственного страхового портфеля самим страховщиком; определение потребностей рынка в страховой продукции и концентрацию усилий компании на наиболее прибыльных направлениях; более точное определение уровня риска для групп клиентов или каждого страхователя индивидуально; учет потребностей страхователей при разработке страхового продукта, т.е. совершенствование страховой продукции в соответствии с требованиями рынка.
Организационный маркетинг нацелен на повышение эффективности страховой компании за счет оптимизации ее внутреннего устройства. Он включает выбор оптимальной системы сбыта страховой, продукции исходя из особенностей потребительского поведения, свойств страхового продукта; стимулирование сбыта; совершенствование и развитие структуры компании исходя из ее задач с учетом особенностей и квалификации персонала, специфики рынков в связи с организацией системы сбыта страховой продукции; совершенствование разделения труда по горизонтали и вертикали.
Страховой маркетинг не может быть эффективным, если не основывается на анализе потенциальных и имеющихся страховых рынков (клиентов). Поэтому страховой маркетинг в плане его (практической реализации представляет собой предварительный анализ доходности клиентуры и рынков, методологию их завоевания и удержания.
Страховой маркетинг включает в себя следующие основные составляющие: исследование рынков и изучение собственного страхового портфеля; разработка требований к страховым продуктам (услугам); продвижение страховых продуктов на рынок.
Исследование рынков и собственной клиентской базы — это изучение потенциальных и нынешних клиентов с целью выявления таких потребительских групп, привлечение которых в компанию в качестве страхователей принесет страховщику наибольшую прибыль. Исследование рынков подразумевает также его сегментацию й выделение целевых (наиболее предпочтительных) участков.
Данный процесс должен осуществляться с учетом свойств потенциальных клиентов: страховых потребностей (требуемое страховое покрытие); географического и социально-демографического распределения; платежеспособности; возможности воздействия рекламы и применения иных способов убеждения приобрести страховой продукт; стоимости привлечения клиентуры в компанию (затраты на содержание сбытовых звеньев); возможных направлений эволюции страховых потребностей и предпочтений клиентов (динамика потребительского сегмента в плане его платежеспособности, потребностей и способов привлечения в компанию); конкурентности страховых рынков и возможных перспективных действий конкурентов; оценки уровня риска наступления страхового случая для различных типов страхователей; оценки средней стоимости страхового события и стоимости страховых случаев для различных групп потенциальных клиентов.
Исследование собственного страхового портфеля компании — это анализ вероятности наступления страховых событий и стоимости страховых случаев для фирм в зависимости от различных характеристик клиентуры (страхователей): географического положения, профессии, характера деятельности, пола, возраста, характера застрахованных рисков и взятого на страхование имущества или иных интересов.
Анализ страхового портфеля позволяет оценить потребности клиентуры в страховом покрытии, изучить факторы привлекательности продукта и компании в целом, разработать методики удержания клиентуры.
Разработка требований к страховым продуктам — это определение их свойств, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности страхователей, а также соответствующих потребительским предпочтениям в плане формы организации страхового продукта: имущественные интересы; страхуемые риски; цена страхового продукта; дополнительные услуги, предоставляемые страховщиком; качество и полнота обслуживания клиента на стадии продолжения страхового договора.
Продвижение страховых продуктов должно включать в себя выбор соответствующей системы сбыта страховой продукции, наиболее эффективной в данных условиях; информирование потенциальных клиентов о наличии страхового продукта, его достоинствах и т.д.; стимулирование продаж страховой продукции за счет улучшения имиджа страховой компании стимулирование сбыта за счет системы скидок страхователям, премий продавцам страховых услуг, конкурсов, лотерей, рекламы на месте продажи.
В сфере страхования маркетинг отражает предметно целевой подход к управлению ресурсами страхового фонда, находящимися в распоряжении каждого страховщика. Благодаря этому страховщик имеет четкие критерии для разработки стратегии и тактики развития, определения основных задач деятельности. Управленческий маркетинг представляет собой определенный образ мышления в управлении страховой компании. Его специфика состоит в ориентации на требования страхового рынка.
Сегодня ни одна торгово-промышленная фирма, сельскохозяйственное предприятие, банк и другие не мыслит своего существования без всесторонней проработки рынка, в то время как страховые компании до недавнего времени были почти незнакомы с данной философией. Можно сказать, что маркетинг как целостная система оформился в страховых компаниях индустриально развитых стран Западной Европы и США только во второй половине 80-х гг. XX в.
Основные принципы маркетинга в страховании сводятся к следующему:
♦ тщательное, всестороннее изучение рынка сбыта страховых полисов (полис — свидетельство страхового органа, подтверждающее страхование, сделки) исходя из имеющихся страховых интересов, желаний и предпочтений страхователей;
♦ целенаправленное воздействие на рынок страхователей в целях формирования платежеспособного спроса на страховые услуги;
♦ приспособление текущей деятельности страховой компании к требованиям страхового рынка. Разработка и внедрение в практику таких видов страхования, которые отвечают потребительским предпочтениям страхователей.
Многие страховые компании, которые намереваются внедрить маркетинг, разрабатывают или приобретают необходимые, профессионально подготовленные программы по маркетингу. Эти программы, в зависимости от уровня управления, предусматривают организацию на каждом уровне управления страховой компанией (центральный офис — филиал — агентство) комплексной проработки местного рынка.
Рынок страховых компаний традиционно классифицируется по следующим признакам: страховые продукты и клиенты (страхователи). В настоящее время стратегией крупных страховых компаний за рубежом становится комплексное изучение и комплексное обслуживание своих клиентов. Соответственно формируются задачи маркетинга, в том числе:
♦ выявление новых видов страховых услуг, которые страховая компания может предложить физическим и юридическим лицам;
♦ определение доли рынка клиентуры, в которой позиция страховой компании прочна, разработка стратегии конкуренции с прочими финалистами, институтами, определение потенциальной клиентуры;
♦ тип и способ проведения желаемой рекламы, степень ее интенсивности;
♦ разработка программы создания благоприятных условий реализации страховых услуг и определение стоимости такого рода проектов.
Через маркетинг практически любая страховая компания стремится осуществлять персональное обслуживание страхователей. Для небольших страховых компаний это основа информации о клиенте, наиболее дешевый способ изучения риска и продвижения на нем страховых услуг. С увеличением масштабов деятельности страховой компании, ростом ее активов появляются новые возможности исследования, обучения персонала и т.д.
- 1. Общие сведения о страховании
- 2. Специфика страхового маркетинга
- 3. Программа маркетинга страховой компании
- 4. Основные элементы маркетинговой политики страховых организаций.
- 4.1 Товарная политика организации.
- 2 Этап - разработка технической стороны нового продукта и его рекламной оболочки
- 4.2 Тарифная политика.
- 4.3 Сбытовая политика страховщика.
- 4.4 Маркетинговое продвижение товара (коммуникации) страховых организаций.