Сущность и виды банковского контроля
В мировой практике принято различать два вида государственного регулирования финансового рынка: функциональное и институциональное. До 2004г. в Республике Казахстан применялись оба указанных вида регулирования финансового рынка. В результате возникали дублирование функций разрозненных надзорных органов и невозможность осуществления адекватного оперативного реагирования на изменение тенденций как в рамках национального рынка финансовых услуг, так и в рамках мировой экономической системы.
Учитывая тенденции глобализации финансовых институтов, было принято решение о создании в системе государственного устройства Республики Казахстан единой системы регулирования деятельности организаций, предоставляющих различные виды услуг на финансовом рынке.
Законном Республики Казахстан «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» от 4 июля 2003 г. установлено, что регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций осуществляет единый уполномоченный орган.
В соответствии с «Положением об Агентстве Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций», утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 2003 г. № 1270, Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций является государственным органом, непосредственно подчиненным и подотчетным президенту Республики Казахстан, осуществляющим государственное регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций.
В связи с упразднением в соответствии с Указом Президента РК от 12 апреля 2011 года № 25 Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, в соответствии с Указом Президента РК от 18 апреля 2011 года № 61 был образован Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан (далее - Комитет).
Постановлением Совета директоров Национального Банка РК от 28 апреля 2011 года № 88 утверждено Положение о Комитете, а также его структура. 3 мая 2011 года Департаментом юстиции города Алматы Комитет зарегистрирован в качестве юридического лица – Республиканского государственного учреждения.1(афн кз)
Финансирование и содержание комитета осуществляется за счет средств бюджета Национального банка Республики Казахстан.
Комитет в соответствии с возложенными на него задачами выполняет основные функции по государственному регулированию и надзору, в том числе на консолидированной основе, в случаях предусмотренных законодательными актами Республики Казахстана, за банковской, страховой деятельностью, деятельностью накопительных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, а также за рынком ценных бумаг.
Комитет ежегодно представляет на утверждение президенту Республики Казахстан годовой отчет.
Комитет представляет Национальному банку отчетность и иную документацию, связанную с финансированием деятельности комитета, в порядке и сроки, которые установлены Национальным банком.
Целями государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций являются:
обеспечение финансовой стабильности финансового рынка и финансовых организаций и поддержание доверия к финансовой системе в целом;
обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг;
создание равноправных условий для деятельности финансовых организаций, на правленых на поддержание добросовестной конкуренции на финансовой рынке.
Принципами государственного регулирования и надзора финансового
_______________
1 www.afn.kz
рынка и финансовых организаций выступают:
эффективное использование ресурсов и инструментов регулирования;
прозрачность деятельности финансовых отганизаций и финансового надзора;
стимулирование управления финансовыми организациями, основанного на оценке рисков;
комплексность мер по обеспечению защиты интересов потребителей финансовых услуг путем поддержки развития новых финансовых инструментов и услуг, а также внедрения современных технологий на финансовом рынке;
ответственность органов финансовой организации.
Задачами государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций являются:
установление стандартов деятельности финансовых организаций, создание стимулов для улучшения корпоративного управления финансовых организаций;
мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в целях сохранения устойчивости финансовой системы;
сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового рынка, наиболее подверженным рискам, с целью поддержания финансовой стабильности;
стимулирование внедрения современных технологий, обеспечение полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услуг.
Высшим органом КФН РК является правление, которое состоит из семи человек. В состав правления комитета входят председатель комитета и должностные лица комитета, по одному представителю от президента Республики Казахстан, правительства Республики Казахстан и Национального банка.
Министерство финансов Республики Казахстан выступает на финансовом рынке, с одной стороны, в качестве органа, осуществляемого эмиссию государственных ценных бумаг, а с другой стороны – в качестве органа государственного регулирования.
Национальный банк Республики Казахстан как главный банк страны выполняет своеобразную роль на финансовом рынке одновременно в качестве его профессионального посредника, активно ведущего операции с финансовыми инструментами, и государственного органа регулирования.
Национальный банк Республики Казахстан, являясь, по сути, агентом государства по размещению государственных займов, вместе с Министерством финансов Республики Казахстан участвует в регулировании обращения государственных займов, а также покупает и продает ценные бумаги, выпущенные правительство Республики Казахстан. Он также выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра по операциям с отдельными видами государственных ценных бумаг, кроме того, проводит обязательную экспертизу проспектов эмиссии ценных бумаг акционерных банков до их регистрации в Комитете Республики Казахстан по регулированию и надзору за финансовым рынком и финансовыми организациями.
В области регулирования Национальный банк осуществляет:
разработку и проведение государственной политики в сфере денежного обращения, кредита, организации банковских расчетов и валютных отношений, способствующих достижению целей экономического развития Казахстана и его интеграции в мировую экономику;
содействие обеспечению стабильной денежной, кредитной и банковской системы.
Все свои функции на местах НБРК выполняет через соответствующие территориальные подразделения, исполняя роль координирующего и регулирующего органа системы. Основными его функциями являются:
денежно – кредитное регулирование;
эмиссия кредитных денег;
контроль за деятельностью кредитных учреждений;
аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений;
рефинансирование коммерческих банков;
кредитно-расчетное обслуживание правительства;
хранение золотовалютных резервов.
В области денежно – кредитного регулирования Национальный банк Республики Казахстан использует следующие инструменты:
изменение учетного процента;
изменение норм обязательных резервов банков;
валютную интервенцию;
операции на открытом рынке.2
Национальный Банк Казахстана участвует в регулировании и надзоре за деятельностью финансовых организаций, применяет меры воздействия и санкции в соответствии с законодательством Республики Казахстан. При применении в пределах своей компетенции санкций к финансовым организациям Национальный Банк Казахстана уведомляет об этом уполномоченный орган. Регулирующие функции Национального Банка Казахстана направлены на содействие обеспечению стабильности финансовой системы Республики Казахстан. Национальный Банк Казахстана не вмешивается в деятельность финансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. Для выполнения своих функций Национальный Банк Казахстана вправе запрашивать и получать первичные статистические данные и в случае необходимости иную дополнительную информацию от государственных органов, финансовых и иных организаций, а также их ассоциаций (союзов). Сноска. Статья 61 в редакции Закона РК от 08.07.2005 N 69; с изменениями, внесенными законами РК от 11.07.2009 N 185-IV (вводится в действие с 30.08.2009); от 19.03.2010 № 258-IV.
Национальный Банк Казахстана осуществляет лицензирование, контроль и надзор за финансовыми организациями в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан. В этих целях Национальный Банк Казахстана полномочен: 1) принимать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения финансовыми организациями и их клиентами; 2) определять условия и порядок выдачи лицензий финансовым организациям на проведение банковских операций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан; 2-1) определять порядок проведения банковских операций , а также условия и порядок выдачи заключений банкам в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан; 3) осуществлять проверки деятельности финансовых организаций и иных лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Национального Банка Казахстана; 4) получать от государственных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своих контрольных и надзорных функций, в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан; 5) осуществлять иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан. Национальный Банк Казахстана сотрудничает с уполномоченным органом, центральными банками и надзорными органами других государств и вправе обмениваться информацией, необходимой для осуществления ими контрольных функций. Сноска. Статья 62 с изменениями, внесенными законами РК от 07.12.1996 N 50; от 11.07.1997 N 154; от 02.03.2001 N 162 (см. ст. 2); от 09.07.2003 N 482; от 10.07.2003 N 483 (вводится в действие с 1 января 2004 года); от 08.07.2005 N 69; от 05.07.2006 N 165 (порядок введения в действие см. ст. 2); от 11.07.2009 N 185-IV (вводится в действие с 30.08.2009); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011).закон о НБ РК
- Глава 1. Необходимость и сущность банковского контроля
- Сущность и виды банковского контроля
- 1.2 Мировой опыт
- Глава 2. Анализ пруденциального регулирования деятельности банков второго уровня
- 2.1. Сущность пруденциальных нормативов
- 2.2. Анализ пруденциальных нормативов для банков второго уровня Республики Казахстан
- Минимальный размер уставного капитала банка
- 16. Значение коэффициента достаточности собственного капитала банка к2 составляет не менее 0,12.
- 1) Расчет активов, условных и возможных обязательств, взвешиваемых по степени кредитного риска, проводится согласно приложениям 1 и 2 к настоящей Инструкции.
- Коэффициент максимального размера инвестиций банка в основные средства и другие нефинансовые активы
- Глава 6-1. Капитализация банков к обязательствам перед нерезидентами Республики Казахстан
- Глава 3. Перспективы развития банковского надзора в Республике Казахстан
- 2.2 Анализ финансового состояния банков на основе изучения их финансовой отчетности. Инспектирование на местах бву