Первичный рынок ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг подразделяется на первичный и вторичный. На первичном рынке ценных бумаг размещаются новые выпуски ценных бумаг, эмитентами которых являются корпорации, правительство и муниципальные органы. Эти фондовые ценности приобретаются индивидуальными инвесторами и кредитно-финансовыми институтами. Таким образом, первичный рынок ценных бумаг — это как бы то экономическое пространство, которое ценная бумага проходит от эмитента до первого покупателя. Экономическим это пространство называется не только потому, что на нем действуют эмитент и инвестор, но и потому, что оно рационально организовано (для него характерно разделение труда, на нем функционируют специализированные посредники) и выполняет определенную экономическую задачу — только в рамках данного пространства эмитент может получить необходимый ему капитал. Дальнейшее движение ценной бумаги, т.е. от первого покупателя к последующим, не может являться источником дохода для эмитента.
На первичном рынке ценных бумаг любое лицо, имеющее необходимый для этого юридический статус, может получить как собственный, так и заемный капитал путем эмиссии. Заемный капитал будет получен в результате выпуска облигаций и других долговых бумаг. Но всякую ссуду следует в назначенное время вернуть, а потому ссуда, полученная на фондовом рынке, мало чем отличается от банковского кредита. Однако на этом рынке можно получить не только ссуду, но и капитал, который вообще не надо возвращать. Условием получения такого капитала является приобретение коммерческой структурой статуса акционерного общества и выпуск акций, т. е. эмиссия.
Классификация эмиссий корпоративных ценных бумаг может производиться по разным критериям.
По российскому законодательству компания не может одновременно проводить эмиссию ценных бумаг различных категорий и типов.
В России выпуск ценных бумаг в обращение (эмиссия), их продажа первым владельцам (инвесторам) — физическим и юридическим лицам — осуществляется при:
учреждении акционерного общества и размещении акций среди его учредителей;
увеличении размеров первоначального уставного капитала акционерного общества путем выпуска акций;
привлечении заемного капитала юридическими лицами, государством, государственными органами или органами местной администрации путем выпуска облигаций и иных долговых обязательств.
Продуманная эмиссионная деятельность может помочь предприятиям решить множество конкретных задач. Далеко не всегда компании представляют, какое преимущество они могут получить в результате грамотно проведенной эмиссии, и не выделяют в своей стратегии эмиссионную политику как отдельное направление в менеджменте. В числе задач, которые могут быть решены с помощью эмиссий корпоративных ценных бумаг, назовем следующие:
мобилизация ресурсов на осуществление инвестиционных проектов эмитента, пополнение его оборотных средств;
увеличение собственного капитала компании-эмитента;
изменение структуры акционерного капитала (распределение акций, прежде всего голосующих, между группами акционеров) либо преодоление негативных тенденций в этом изменении;
погашение кредиторской задолженности путем предоставления кредиторам части выпущенных ценных бумаг;
реструктуризация задолженности организаций по налоговым платежам;
рост доходов инвесторов от сделок купли-продажи на вторичном рынке приобретенных ими ценных бумаг эмитента.
Функционирование первичного рынка ценных бумаг определено законом. Так процедура эмиссии ценных бумаг регулируется национальным законодательством и включает ряд обязательных этапов. Основными этапами эмиссии являются:
принятие решения о выпуске бумаг,
подготовка проспекта эмиссии,
регистрация проспекта эмиссии в государственном органе,
регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг,
размещение ценных бумаг.
- Понятие ценной бумаги и ее виды.
- Эмиссия ценных бумаг.
- Акция: их виды и характеристика.
- Облигации: их виды и характеристика.
- Вексель.
- 5. Вексель
- Другие основные виды ценных бумаг.
- Государственные ценные бумаги.
- Производственные финансовые инструменты.
- Форвардные контракты.
- Фьючерсные контракты.
- Опционные контракты.
- История развития рынка ценных бумаг и необходимость его создания.
- Рынок ценных бумаг в современной России.
- Участники рынка ценных бумаг.
- Функции и структура рынка ценных бумаг.
- Фондовые брокеры и дилеры.
- Коммерческие банки на рынке ценных бумаг.
- Расчетно-клиринговые организации.
- Регистраторы
- Депозитарии.
- Задачи и функции фондовой биржи.
- Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг.
- Внебиржевые фондовые рынки.
- Первичный рынок ценных бумаг.
- Портфель ценных бумаг.
- Вторичный рынок ценных бумаг.
- Эмитенты и инвесторы.
- Саморегулируемые организации.
- Листинг ценных бумаг.