logo search
Документ Word 2007

5. Особенности спроса и предложения денег. Денежный мультипликатор. Денежный рынок

В современной экономической теории с денежным обращением связывается понятие денежного рынка. Под ним понимается взаимодействие спроса на деньги и их предложение. Под спросом на деньги понимается количество денег, которое необходимо для обращения, под предложением денег – фактическое количество денег в обращении. Спрос на деньги в разных концепциях трактуется по-разному:

В количественной теории денег количество денег, необходимое для обращения, определяется на основе формулы: Мv = pT , (где М – спрос на деньги, v – скорость обращения денег (число сделок, обслуживаемое в среднем денежной единицей); р – средняя цена сделки ; Т – число сделок в экономике)

К. Маркс уточнил ее следующим образом: (где ДН – количество денег, необходимое для обращения; ΣЦТ – сумма цен товаров в обращении; К – объем продаж в кредит, платежи по которым нужно делать в следующем периоде; П – объем платежей по кредитам прошлых периодов, срок возврата по которым истек в данном периоде; ВР – объем взаимопогашающихся расчетов без использования денег (взаимозачет); n – скорость обращения денег)

Английский экономист Дж. М. Кейнс подошел к пониманию спроса на деньги по-иному. С его точки зрения, деньги используются домашними хозяйствами в двух основных направлениях:

1) для сделок и текущих резервов («трансакционный спрос на деньги») (находится в прямой зависимости от совокупного дохода домашних хозяйств, т.е. от национального дохода страны);

2) для приобретения активов, дающих доход («спекулятивный спрос на деньги») (чем выше ставка процента, тем ниже предпочтение ликвидности (и выше желание вкладывать деньги в активы, приносящие доход), и наоборот, чем ниже ставка процента, тем выше предпочтение ликвидности).

В концепции У. Баумоля – Дж. Тобина спрос домашних хозяйств на деньги (L) находится в прямой зависимости от размеров совокупного дохода домашних хозяйств (Y) и средних издержек одного посещения банка (F) и в обратной зависимости от ставки процента i:

В монетаристской теории (М. Фридмен) домашние хозяйства решают задачу, по каким направлениям использовать имеющиеся средства: держать в виде денег (ликвидности), или в виде разных видов ценных бумаг (акций, облигаций). Величина спроса на деньги находится в прямой зависимости от уровня совокупного дохода и в обратной зависимости – от уровня ставок процента и темпов инфляции.

Существуют и иные подходы к трактовке спроса на деньги. Предложение денег определяется следующими основными факторами:

1. Политикой государства. Именно государство в лице Центрального банка эмитирует деньги в обращение и регулирует их общее количество в обращении.

2. Кредитной активностью банков. Банки способны изменять объем денежной массы в обращении, но в определенных пределах. Предположим, что лицо А внесло на банковский счет 1000 $, а резервная норма равна 10%. Банк обязан из этой суммы 100$ положить на резервный счет, а остальные 900$ – может выдать в виде ссуды лицу Б. В результате вместо 1000$ в обращении оказывается уже 1900$ (сумма средств на счету лица А и деньги на руках у Б). Благодаря деятельности банков, таким образом из первоначального вклада в банк, равного 1000$, образуется цепочка уменьшающихся приростов денежной массы: 900, 810, 729... В принципе ее можно продолжить до бесконечности. В этом случае из первоначальной 1000$ вырастет денежная масса равная сумме: 1000( 1 + 0,9 + 0,81 + 0,729 +... ) = 1000 (1 + 0,9 + 0,92 + 0,93 + … + 0,9N), где: N стремится к бесконечности. Величина этой суммы равна: . Иначе говоря, банки могут расширить вкладываемую в них денежную сумму максимально в 10 раз, в общем случае - в 1/R раз. Величина 1/R называется банковским (или депозитным) мультипликатором. Он показывает способность банковской системы к расширению денежной массы. Величина денежного мультипликатора не определяет однозначно количество денег в обращении, а определяет лишь границы возможного расширения банками денежной массы (банки необязательно будут увеличивать все поступающие им дополнительные денежные средства). Размеры возможного расширения денежной массы зависят от уровня резервной нормы, устанавливаемой Центробанком. Фактическое же ее расширение определяется политикой банковской системы в целом. Фактическая степень расширения денежной базы банками называется денежным мультипликатором. Он рассчитывается как отношение денежной массы М2 к денежной базе. Величина денежного мультипликатора зависит от:

- поведения домашних хозяйств, – от того, какую часть наличности они кладут на депозиты;

- от политики банков, – от того, насколько уровень фактических резервов превышает норму обязательных резервов, в какие активы банки вкладывают привлеченные средства;

- от уровня нормы обязательных резервов.

3. Поведением домашних хозяйств. Домашние хозяйства могут большую или меньшую часть своих денежных средств держать на банковских вкладах. Если эта часть сокращается за счет роста наличности на руках, то предложение денег также уменьшается, т.к. сумма привлеченных средств у банков становится меньше. И, наоборот, при ее увеличении предложение денег растет.

4. Международным движением национальной валюты. Отток национальных денег за границу уменьшает их массу внутри страны, а приток их из-за границы, напротив, увеличивает эту массу.

Количество наличных денег в обороте (денежная масса в обращении) поэтому не поддается точному измерению, особенно, если учесть, что значительная их часть функционирует в теневой экономике.

Спрос на деньги и их предложение постоянно меняются в зависимости от действия множества факторов.

6. Виды ценных бумаг

Развитие кредитных отношений и централизации капитала привело к образованию фиктивного капитала – капитала, представленного ценными бумагами. Ценные бумаги, с точки зрения особенностей обслуживаемых ими отношений, делятся на следующие виды:

1. Свидетельства о доле в имуществе предприятия (акции, сертификаты акций и паев); документы, дающие право на получение денег, или денежные бумаги (облигации, векселя, чеки) и товарные бумаги, закрепляющие право собственности или залога на товары (коносаменты, складские свидетельства и др.).

2. Именные(оформлены только на определ. лицо); предъявительские(собственник бумаги тот, кто ею обладает); ордерные (могут переоформляться на другое лицо с помощью передаточной надписи –индоссамента).

3. Государственные и частные (негосударственные) бумаги. Государственные ценные бумаги обычно выпускаются с целью государственных займов.

4. Фондовые (предназначены для увеличения капитала эмитента – акции, облигации) и коммерческие (обслуживающие конкретные сделки по кредитам и платежам – векселя, чеки, залоговые свидетельства).

5. Рыночные(объекты свободной купли-продажи),нерыночные(не перепродаются),с ограниченным обращением

6. Высоколиквидные (легко обратимые в деньги), низколиквидные (обмен на деньги возможен, но затруднен), неликвидные (необратимые в деньги).

В капиталистическом обществе основными видами ценных бумаг являются акции и облигации предприятий и облигации государственных займов. Облигации – это долговые обязательства, дающие право на получение денежной суммы по истечении срока, на который они выпущены(по долгосрочным облигациям начисляется процент, по краткосрочным процент не начисляется). К числу распространенных видов ценных бумаг относятся также:

- Векселя. (выпускаются при недостатке у банков или государства «живых» денег)

- Чеки (приказ клиента банку о выдаче денег предъявителю чека)

- Сертификаты (свидетельства). Сертификат акций – свидетельство о собственности на определенное количество акций соответствующего акционерного общества. Депозитный сертификат – свидетельство о депозитном вкладе юридического лица в банке. Сберегательный сертификат – свидетельство о сберегат. вкладе.

- Опционы – предварительные соглашения о заключении договора в будущем, т.е. обязательства купить или продать определ. количество ценных бумаг(или товаров, золота) по определ. цене и в определ. момент времени.

- Фьючерсные контракты – договоры о срочной купле-продаже товаров или валюты по фиксированным в данный момент ценам, но с отсроченной поставкой (2-3 года).

- Коносамент – документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в подтверждение факта принятия груза к морской перевозке и обязательства передать его грузополучателю в порту назначения.

- Аккредитив – поручение банка одному или нескольким банкам производить по распоряжению и за счет клиента платежи в пределах указанной суммы на определенных условиях.

Встречаются и другие разновидности ценных бумаг.