logo search
Методические указания-курсовая работа ДКБ

3. Основные этапы выполнения курсовой работы.

Д ля успешной организации выполнения работы студенты должны четко представлять основные этапы этого процесса и последовательно распределять свою деятельность в соответствии с ними:

1. Выбор темы.

2. Подбор и ознакомление с литературой по теме.

3. Согласование предварительного плана курсовой работы.

4. Изучение выбранных литературных источников.

5. Составление окончательного варианта плана, уточнение формулировки темы.

6. Сбор, анализ, обработка и обобщение практических и теоретических материалов.

7. Изложение материалов, оформление текста курсовой работы.

8. Представление курсовой работы научному руководителю и ее защита.

Выбор темы курсовой работы из предлагаемого примерного перечня или самостоятельная формулировка индивидуальной темы осуществляется студентом по согласованию с научным руководителем с учетом научных и практических интересов, заделов и перспектив. На основе выбранной темы формируется круг литературных источников, ознакомление с которыми необходимо для начала выполнения курсовой работы, определения ее структуры, плана, содержания ее разделов, их дальнейшего уточнения и доработки.

Подбор литературных источников зависит от уровня владения студентом избранной им тематикой, умением пользоваться каталогами, библиографическими источниками и справочниками, периодическими изданиями, программами, компьютерными базами данных и информационными системами. Необходимо включать в состав выбираемых источников теоретическую, методическую и практическую литературу и теоретическую, методическую и практическую литературу и информацию, увязывая их в рамках избранной темы. На этом этапе предпочтительна ориентация и на более «расширенный» поиск с учетом возможной корректировки темы и структуры курсовой работы и затрагивания «смежных» вопросов.

При этом важен системный подход к выбору литературных источников, сочетание самостоятельной работы студента с консультациями научного руководителя, отражение последних изменений и дополнений в соответствующих (особенно нормативно-правовых) источниках.

Первоначальный вариант плана работы составляется в ходе предварительного ознакомления с литературой. При этом в соответствии с выбранной темой нужно установить примерный (общий) круг вопросов, которые предполагается рассмотреть и изложить в отдельных параграфах глав работы, их последовательность, сочетание, взаимосвязь. Такой план должен показывать сущность, основную идею исследования, содержание работы, отражать наиболее актуальные и интересные стороны выбранной темы.

Как правило, первая глава работы освещает теорию и историю вопроса, характеризует основные понятия и категории , затрагиваемые при раскрытии темы, их эволюцию, взаимосвязь, выражаемые ими финансово-кредитные отношения, их различные «срезы».

В последующих главах принято излагать методические и практические аспекты проводимого исследования, рассматривать применяемые (предлагаемые) способы расчета и анализа соответствующих показателей, механизмы и модели их функционирования на практике, в том числе с учетом отраслевых, территориальных и иных выявленных особенностей финансово-кредитной деятельности различных предприятий, организаций, учреждений, финансовых институтов, органов государственного управления и местного самоуправления, международных структур, категорий населения и т.п.

При этом желательно выявление «сильных » и «слабых » мест по итогам анализа соответствующих отношений, методов и механизмов, установление проблем, выработка подходов к их решению, оценка перспектив и тенденций развития анализируемых отношений, обобщение предложений по их совершенствованию, по возможности, подкрепленные практическими материалами и конкретными расчетами.

На данном этапе возможны различные (в том числе и альтернативные) варианты плана исследования и раскрытия темы, которые, например, могут касаться набора и последовательности затрагиваемых вопросов, их полноты, формулировок, структуры выводов и предложений и т. п.

После согласования составленного плана и его утверждения руководителем студент приступает к детальному изучению выбранной литературы, ее конспектированию, в том числе с точным указанием источника, автора, издательства, года издания, страницы цитирования для последующего применения в списке использованных источников, анализу и систематизации. Важно делать это с учетом сформированной ранее предварительной структуры работы в целом, подбирая и распределяя исходные материалы по различным разделам курсовой работы, предусмотренным в плане. Желательно работу с теоретическими литературными источниками общего плана проводить до того, как будет начат подбор и анализ конкретных практических материалов, что соответствует логике данного научного исследования и способствует наиболее полному, глубокому и последовательному раскрытию темы, подготовиться студенту к осмыслению конкретных финансово-кредитных вопросов и проблем.

По итогам этого этапа возможны некоторые изменения и уточнения первоначального плана работы.

Составление окончательного варианта плана и выбор названия темы курсовой работы (или отбор одного из ранее предусмотренных вариантов) может учитывать возможные изменения, возникшие из-за корректировки самого направления или характера работы по итогам анализа литературы, выявленных новых подходов, перспектив, изменения круга научных интересов студента, а также из-за недостаточности (отсутствия) найденных теоретических и практических материалов по предполагаемым ранее разделам. Любые изменения и корректировки на данном этапе должны быть обоснованы студентом и утверждены руководителем.

В соответствии с окончательными темой и структурой курсовой работы студент подбирает, уточняет, анализирует и обрабатывает теоретические и практические материалы, систематизирует и обобщает выявленные проблемы, перспективы, выводы и предложения, доказывает их. При изложении полученных материалов следует продумать форму их представления, которая должна быть удобной для восприятия, полной, наглядной, отражающей существенные моменты исследования. Особенно это касается обработки цифровых , статистических , аналитических материалов, применения схем, диаграмм, графиков, макетов таблиц, которые должны сопровождать и иллюстрировать излагаемые теоретические и практические материалы, оценки и выводы автора. Такие формы должны органично включаться в текст курсовой работы, становясь неотъемлемой и необходимой частью выполняемого исследования.

Внешнее оформление курсовой работы является достаточно важным для получения соответствующей оценки и отражает общий уровень компетентности, грамотности, аккуратности и добросовестности автора.

Оформленная в соответствии с предъявленными требованиями курсовая работа представляется научном у руководителю для проверки и защиты в согласованные с ним сроки с учетом того, что без оценки по курсовой работе студент не допускается к экзаменационной сессии. С согласия руководителя

возможна также проверка и обсуждение отдельных разделов (глав) работы в

черновых, предварительных вариантах.

Нарушение студентом согласованных с руководителем сроков и порядка представления курсовой работы или ее разделов без уважительных причин является серьезным фактором, понижающим общую ее оценку.