logo search
GEK_ShPOR_2012

3. Регулирование и организация аудиторской деятельности. Аудиторские организации. Аудиторские риски.

Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает пять уровней:

I уровень – Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Кодексы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации.

II уровень – Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призванные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов.

III уровень – правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.

IV уровень – методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям.

V уровень – внутренние стандарты аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения положений аудиторской деятельности, оказания помощи в их реализации, в выработке приемов и способов выполнения конкретных аудиторских процедур. Они разрабатываются аудиторскими организа-циями и обеспечивают единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской организации.

Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Она осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности.

Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Не менее 50 % кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75%.

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;

2) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

4) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

а) непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

б) выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица; 5) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенные договором оказания аудиторских услуг и не противоречащие законодательству Российской Федерации и Федеральному закону.

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и Федеральным законом;

2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

3)в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания ауди-торских услуг, за исключением случаев, предусмотрен-ных законодательством Российской Федерации;

5)исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Аудиторский риск - субъективно определяемая аудитором вероятность признать по итогам проверки, что отчетность может содержать невыделенные существенные искажения после признания ее достоверности или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в отчетности нет.

Аудиторский риск включает 3 компонента: внутрихозяйственный риск, риск системы внутреннего контроля, риск необнаружения.

Внутрихозяйственный риск - субъективно определяемая вероятность появления существенных искажений до их выявления системой внутреннего контроля или при допущении, что внутренний контроль отсутствует.

Внутрихозяйственный риск характеризует степень подверженности существенным искажениям конкретного счета бухгалтерского учета, статьи баланса, однотипной группы операций, отчетности в целом. ^

Риск системы внутреннего контроля - субъективно определяемая ве^ роятность того, что средства системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля не будут своевременно обнаруживать и исправлять искажения, являющиеся существенными по отдельности или в совокупности, и (или) препятствовать возникновению таких нарушений.

Риск системы внутреннего контроля характеризует надежность системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля экономического субъекта.

Риск необнаружения субъективно определяемая вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры не позволят обнаружить ре-, ально существующие ошибки и искажения, имеющие существенный характер по отдельности либо в совокупности.

Риск необнаружения характеризует эфрективность и качество работы субъекта аудиторской деятельности и зависит от порядка проведения конкретной проверки, квалификации исполнителей, понимания деятельности экономического субъекта.

Первоочередной задачей субъекта аудиторской деятельности является ограничение аудиторского риска в отдельных счетах или операциях таким образом, чтобы при завершении проверки суммарный аудиторский риск был сведен до достаточно низкого уровня, либо, наоборот, чтобы уровень уверенности аудитора в своих выводах был достаточно высок, чтобы позволить ему выразить мнение относительно отчетности в целом. Вторичная задача - достижение желаемой уверенности наиболее э^хрективным путем.

Между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость, то есть чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска.