38. Государственные внебюджетные социальные фонды
Параллельно с государственным и местным бюджетом используются и другие формы использования денежных ресурсов. Один из таких путей — создание внебюджетных фондов. Государственный бюджет во многом способствует мобильности средств, при необходимости их можно перераспределять на различные виды расходов. Для того чтобы при таком перераспределении средств меньше страдали социальные потребности, то есть не происходило уменьшение расходов на жизненно важные нужды государства, в условиях перехода к рыночной экономике в России были образованы специальные внебюджетные фонды конкретного назначения.
Внебюджетные фонды — это вотчина государства, они находятся в ведении государственных органов власти, порядок их формирования и функционирования регламентируется государством, а источники формирования фондов предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются, а также экономическим и социальным положением страны. В этой связи очевидно, что внебюджетные фонды — это особая форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования различных государственных расходов помимо бюджета. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, а с учетом уровня управления они могут быть государственными и региональными.
Основными внебюджетными фондами в современных условиях являются: Фонд государственного страхования; Пенсионный фонд; Государственный фонд занятости населения; Фонд здравоохранения; дорожные фонды; прочие внебюджетные фонды.
Фонд государственного социального страхования организован для выплаты различных пособий: по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, для финансирования санаторно-курортного обслуживания, для материального обеспечения деятельности профсоюзов, направленной на защиту интересов работников. Основная доля расходов этого фонда — выплата различных пособий. Создается фонд страховым методом при обязательном участии средств предприятий и организаций разных форм собственности, а также лиц, занятых предпринимательской деятельностью. Источниками средств выступают страховые взносы предприятий и организаций, поступления за путевки в санатории и дома отдыха, прочие доходы, а в некоторых случаях — и средства государственного бюджета. Величина взносов предприятий и организаций определяется согласно установленному тарифу в виде процента от численного фонда заработной платы рабочих и служащих.
Пенсионный фонд выступает как финансовая и организационная структура, выделенная специально для обслуживания пенсионеров. Таким образом, этот фонд можно представить как орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Данный фонд занимается формированием, аккумулированием средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также финансирования организаций, помогающих пенсионерам и детям. Он участвует на долговременной основе в осуществлении социальной поддержки населения.
Основными доходными статьями Пенсионного фонда являются: страховые взносы предприятий и организаций, выступающих в качестве работодателей; страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; обязательные страховые взносы граждан. В ряде случаев в Пенсионный фонд привлекаются средства из республиканского бюджета, предназначенные для выплаты государственных пенсий, пособий военным и другим гражданам, приравненным к ним, а также выплаты компенсаций в связи с изменением стоимости жизни и ростом заработной платы. В фонд могут поступать добровольные взносы граждан, предприятий, и общественных организаций, а также доходы от коммерческих и финансово-кредитных операций, осуществляемых самим фондом.
Размеры взносов в этот фонд определяются ежегодно парламентом по представлению правления фонда. Тариф для расчета отчислений в Пенсионный фонд от начисленной заработной платы устанавливается, как упоминалось выше, в процентах, а в заработную плату включаются все виды заработков, получаемых работниками.
Государственный фонд занятости населения аккумулирует средства, необходимые для материальной поддержки лиц, у которых появилась опасность потери или отсутствия работы, а также для их обучения другой специальности. В условиях перехода к рыночной экономике исчезла государственная гарантия предоставления рабочих мест в соответствии с профессиональной подготовкой и образованием работников. Но государство не сняло с себя ответственности за получение гражданами рабочего места и за обеспечение права на труд и свободный выбор профессии. В Российской Федерации в 1991 году был принят Закон «О занятости населения». В этом законе указан механизм регулирования занятости и меры социальной защиты, а также принципы выплаты пособия безработным. Фонд занятости создается на республиканском и территориальном уровнях, что обеспечивает возможность оперативного решения всех вопросов, связанных с проведением мер по обеспечению занятости.
Фонд формируется за счет обязательных отчислений работодателей, обязательных страховых взносов с заработков работников в пределах общей суммы взимаемых налогов, а также с использованием средств республиканских и местных бюджетов. Могут также поступать в фонд и добровольные взносы российских и иностранных предприятий, общественных организаций и граждан, а также некоторые другие источники. Расходование же средств осуществляется с учетом тех задач, которые необходимо решать, чтобы обеспечить трудоустройство высвобождаемых в процессе становления рыночной экономики трудовых ресурсов. В частности, деньги направляются на трудоустройство граждан, не имеющих работы, на профессиональную ориентацию, на обучение, на организацию общественных работ, на временные пособия по безработице, а также стипендии обучающимся.
Фонд здравоохранения, созданный в 1993 году в Российской Федерации, предназначен для финансирования целевых программ, научных исследований, подготовки кадров, оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях. Фонд формируется за счет средств государственного бюджета, государственных и общественных организаций, предприятий, населения, взносов и пожертвований, доходов от ценных бумаг, кредитов.
Дорожные фонды были образованы в 1992 году. Основной задачей их является строительство и обслуживание автомобильных дорог. Источником средств этих фондов выступают налог с пользователей автодорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение автотранспортных средств.
Помимо перечисленных могут быть сформированы и другие фонды в зависимости от задач, стоящих перед экономикой. Фонды, выполнившие свое назначение, упраздняются.
Внебюджетные фонды оказывают влияние на процесс производства, ускоряя или замедляя его в зависимости от объемов финансовой помощи, субсидий или предоставленных кредитов, способствуют оказанию социальных услуг населению путем выплаты пособий, пенсий, расширения объема коллективных услуг.
Средства внебюджетных фондов помогают финансировать природоохранные мероприятия. В целом, говоря о направлениях расходования средств внебюджетных фондов, необходимо выделить наряду с финансированием основной деятельности учредительскую деятельность, инвестирование в ценные бумаги. Чаще всего внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождаются от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.
- 1. Понятие. Цели, задачи, объекты и предмет аудиторской деятельности. Место аудита в системе финансового контроля.
- 2. Виды аудита и аудиторских услуг. Сопутствующие аудиту услуги.
- 3. Регулирование и организация аудиторской деятельности. Аудиторские организации. Аудиторские риски.
- 4. Разработка плана и программы аудиторской деятельности. Аудиторская проверка: виды, процедура, оформление результатов.
- 5. Сущность, функции и роль финансов в рыночной экономике.
- 6. Финансовая система. Звенья финансовой системы, их функции и взаимосвязь.
- 7. Финансовая политика государства: сущность, цели, задачи, структура. Органы управления финансами в рф.
- 8. Содержание, значение и виды финансового контроля. Организация финансового контроля в рф.
- 9. Финансовый рынок: сущность, структура, функции, участники, механизм функционирования.
- 10. Принципы, механизм формирования и распределения прибыли предприятия.
- 11. Финансовые ресурсы предприятия: сущность, виды, классификация. Порядок финансирования деятельности предприятий.
- 12. Информационная база, основные положения и этапы анализа финансового состояния предприятия.
- 13. Содержание, принципы, цели и задачи финансового планирования на предприятии. Система финансовых планов.
- 14. Денежный оборот и система расчетов на предприятии.
- 15. Финансовый менеджмент: сущность, цели, задачи, принципы. Базовые концепции и модели финансового менеджмента.
- 16. Сущность, модели и приемы управления оборотным капиталом и его элементами.
- 17. Цена и структура капитала. Сущность и инструментарий управления капиталом.
- 18. Дивидендная политика компании: сущность, типы, методы и порядок выплаты дивидендов.
- 19. Слияния и поглощения: сущность, классификация, мотивация и формы финансирования сделок.
- 20. Инвестиции: экономическая сущность, классификация и структура. Этапы развития инвестиционной теории.
- 21. Инвестиционный проект: виды, методы финансирования и порядок оценки.
- 22. Финансовые инвестиции. Понятие и виды инвестиционного портфеля.
- 23. Особенности и формы осуществления реальных инвестиций на предприятии.
- 24. Принципы организации форм безналичных расчетов.
- 25. Цели и задачи Центральных Банков. Денежно – кредитная политика цбрф.
- 26. Сущность и состав кредитной системы. Виды банковских систем.
- 27. Понятие и структура ресурсной базы коммерческого банка.
- 28. Классификация и содержание операций коммерческого банка. Банковские риски.
- 29. Сущность и источники формирования ссудного капитала. Кредит: понятие, функции и виды.
- 30. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации
- 31. Бюджетная классификация: понятие, структура и роль.
- 32. Экономическое содержание, состав и структура доходов бюджетов бюджетной системы рф.
- 33. Экономическое содержание, состав и структура расходов бюджетов бюджетной системы рф.
- 34. Понятие и варианты сбалансированности бюджета. Основные способы финансирования бюджетного дефицита.
- 35. Понятие и механизм бюджетного процесса в Российской Федерации.
- 36. Экономическое содержание, функции, методы, формы бюджетного контроля в Российской Федерации.
- 37. Понятие и содержание межбюджетных отношений. Бюджетный федерализм.
- 38. Государственные внебюджетные социальные фонды
- 39. Экономическая сущность налогов в развитии общества. Понятие и функции налогов. Принципы налогообложения. Система налогов Российской Федерации.
- 40. Налоговые органы Российской Федерации: структура, задачи, функции. Права и обязанности налоговых органов.
- 41. Налоговый контроль: экономическое содержание, субъекты, формы. Налоговые проверки, порядок их проведения, значения.
- 42. Налогоплательщики, налоговые агенты. Их права и обязанности.
- 43. Налоговые правонарушения и виды ответственности.
- 44. Налог на добавленную стоимость: экономическое содержание, ставки, порядок начисления и уплаты.
- 45. Налог на прибыль: экономическое содержание, ставки, порядок исчисления и уплаты.
- 46. Налог на имущество организации: экономическое содержание, ставки, порядок начисления и уплаты.
- 47. Акцизы: сущность, состав, ставки, порядок исчисления и уплаты.
- 48. Налог на доходы физических лиц: экономическое содержание, ставки, порядок начисления и уплаты.
- 49. Местные налоги: экономическое содержание, состав, правила исчисления. Полномочия местных органов в вопросах налогообложения.
- 50. Рынок ценных бумаг: понятие, структура, виды.
- 51. Ценная бумага: понятие, виды, инвестиционные качества.
- 52. Основные цели инвестирования в ценные бумаги. Диверсификация вложений. Сбалансированный портфель ценных бумаг.
- 53. Профессиональные участники рынка ценных бумаг: понятие и виды деятельности.
- 54. Акция как эмиссионная ценная бумаг. Виды акций и способы выплаты доходов по ним.
- 55. Облигация как тип долгового обязательства. Виды облигаций и способы выплаты доходов по ним.
- 56. Вексель: понятие, виды, особенности обращения.
- 57. Государственные и муниципальные ценные бумаги: особенности эмиссии и обращения.
- 58. Производительность и нормирование труда на предприятии.
- 59. Экономические основы производства на предприятии.
- 60. Эффективность производственно-экономической деятельности предприятия.
- 61. Система стратегического планирования на предприятии.
- 62. Сущность и задачи системы национальных счетов, её отличия от баланса народного хозяйства.
- 64. Сущность, задачи, объекты и методы бухучета.
- 65. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
- 66. Содержание, значение и порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
- 67. Цель, функции, предмет экономического анализа.
- 68. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
- 69. Международная валютная система: сущность, структура, эволюция.
- 70. Мировой рынок: структура, инфраструктура, закономерности функционирования.