logo search
gotovye_otvety_Ekonomicheskaya_Teoria

Виды инфляции.

Существует несколько классификаций инфляции по различным признакам. С точки зрения проявления различают открытую и скрытую инфляцию.

Открытая инфляция присуща странам с рыночной или смешанной экономикой. Такая инфляция выражается открытым ростом цен на различные товары или услуги. Это происходит из-за несоответствия спроса и предложения. Изменения цен служат сигналом для производителей и покупателей, показывающим наиболее выгодные сферы вложения капиталов.

Скрытая или подавленная инфляция характерна для стран с командно-административной экономикой. В таких странах доходы и цены указывает государство. Внешне цены остаются неизменными многие годы, но зачастую качество товаров по неизменным ценам снижается.

Инфляцию можно классифицировать по темпам роста уровня цен.

Ползучая или умеренная инфляция присуща практически всем экономически развитым странам. Темп роста не превышает 10% в год. Такая инфляция уже стала привычной и не вызывает сильного беспокойства.

Галопирующая инфляция – темп роста до 200-300% в год. При таком росте цен, общество старается материализовать какую - то часть своих накоплений на руках. Договора между партнерами составляются с поправкой на инфляцию. Такой рост цен уже требует вмешательства со стороны государства.

Гиперинфляция – очень высокий рост цен. Он может достигать до 50% каждый месяц достаточно длительный период времени и 500-1000% в год, а иногда и выше. При таком росте цен полностью теряется смысл что-либо производить. Деньги, вернувшиеся на предприятие в виде выручки, успевают обесцениться. Они не только не в состоянии принести какую-то прибыль, но и не способны оправдать издержки на производство проданной продукции. Единственный способ выжить в таких условиях – это перейти к безденежным бартерным сделкам.

Кроме перечисленных видов инфляцию можно поделить на сбалансированную и несбалансированную.

Сбалансированная инфляция характеризуется тем, что цены на различные группы товаров растут примерно одинаковыми темпами. В этом случае инфляция не очень опасна для бизнеса, т.к. выручка от проданной предприятием подорожавшей продукции оправдывает затраты на подорожавшие ресурсы.

Несбалансированная инфляция приводит к другой ситуации. Цены на товары разных категорий растут неравномерно. Хуже всего для бизнеса, когда цены на сырье растут быстрее, чем на готовые товары – производство не оправдывает себя.

Основными же негативными последствиями инфляции можно считать:

Антиинфляционное регулирование может вестись по двум направлениям.

1. Сокращение бюджетного дефицита, ограничение наличной и безналичной эмиссии. Выравнивание пропорций прироста денежной массы страны и ВНП, чтобы вновь созданные деньги обеспечивались реальными товарами.

2. Политика регулирования цен и доходов, которая призвана увязывать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума.

32. Совокупный спрос и совокупное предложение.

Совокупный спрос (aggregate demand) – это реальный объем национального производства (ВНП), который готовы приобрести внутренние и внешние потребители, фирмы и государство при любом возможном уровне цен в стране При прочих равных условиях чем выше уровень цен в стране, тем меньше реальный объем ВНП, который будет приобретен покупателями.

Такая закономерность объясняется следующими ценовыми факторами.

Эффект богатства. Если в стране растет уровень цен, т.е. существует инфляция, то финансовые накопления общества с фиксированной денежной стоимостью обесцениваются. Общество становиться относительно беднее и сокращает объем своих покупок. И наоборот если уровень цен в стране снижается, то общество становиться богаче и объем ВНП, приобретаемый покупателями, увеличивается.

Эффект процентной ставки. При повышении уровня цен в стране коммерческие банки поднимают процентные ставки, чтобы оправдать свои ссуды. Высокие процентные ставки снижают интерес потенциальных заемщиков. Предприниматели отказываясь от кредитов снижают спрос на инвестиционные товары. Домохозяйства отказываются от части крупных покупок в данный момент, не желая выплачивать высокий процент за ссуды. И то и другое сокращает величину совокупного спроса.

Эффект импортных закупок. Если уровень цен на отечественные товары увеличивается, покупатели постараются заменить подорожавшие отечественные товары более дешевыми импортными.

Совокупное предложение (aggregate supply) - это зависимость между количеством производимой в стране продукции (реальным ВНП) и уровнем цен в стране.

Восходящий, или промежуточный, отрезок показывает увеличение национального производства, которое сопровождается ростом цен. Это происходит из-за того, что некоторые рынки страны насыщены ресурсами и товарами, а на других рынках возникает острая нехватка ресурсов и дефицит товаров. Для устранения товарного дефицита предприятия вынуждены использовать низкоэффективное оборудование и низко квалифицированную рабочую силу. ВНП увеличится, но это приведет к увеличению издержек на единицу продукции и, следовательно, к росту цен.

Вертикальный, или классический, отрезок соответствует экономике полной занятости. В макроэкономике очень четко проявляется проблема общей нехватки ресурсов. Она и отражена на вертикальном отрезке – уровень цен в стране растет, а уровень производства остается неизменным, так как реальный ВНП достиг своего потенциального уровня.

Совокупное предложение, так же как и совокупный спрос может изменяться под воздействием неценовых факторов (рис.3.5). Детерминанты совокупного предложения.

Изменение цен на ресурсы. Цены на ресурсы зависят от доступности внутренних ресурсов страны, цен на импортные ресурсы и господства на рынке того или иного поставщика ресурсов. Здесь речь идет о возможности монопольных объединений устанавливать цены выше конкурентных.

Изменение производительности. Повышение производительности означает, что из имеющегося объема ресурсов будет произведено больше продукции. К тому же повышение производительности сокращает издержки на единицу продукции. Следовательно, совокупное предложение увеличится.

Изменение организационно-правовых норм. Увеличение налогов на бизнес и усиление государственного регулирования деятельности предприятий сократит совокупное предложение. А увеличение субсидий со стороны государства наоборот увеличит его.

33. Макроэкономическое равновесие. Изменение равновесия. Эффект храповика.