46. Лизинг и факторинг в банковской практике.
В экономической литературе приводятся различные толкования сути факторинга. При этом наиболее распространенным является его определение как комиссионно-посреднической и кредитной операции.
Факторинг — это разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, связанная с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании неоплаченных платежных требований за поставленные товары, выполненные работы и услуги и права получения по ним.
Таким образом, факторинг включает в себя инкассирование дебиторской задолженности клиента (получение средств по платежным документам), кредитование и гарантию от кредитных и валютных рисков.
Термин «факторинг» (от англ. factor) — агент, посредник, маклер.
В факторинговых операциях участвуют три стороны:
факторинговая компания (или факторинговый отдел банка);
клиент (кредитор, поставщик товара);
предприятие (фирма) — покупатель товара.
Функции и преимущества факторинга
Привлекательность факторинга обусловлена тем, что он объединяет в себе сразу несколько функций:
во-первых, финансирование оборотного капитала;
во-вторых, инкассацию задолженности клиента;
в-третьих, если это предусмотрено договором, факторинг берет на себя риск неплатежа, выступая, таким образом, в качестве страховщика финансовых рисков.
Такой комплекс функций делает факторинг незаменимым механизмом для малых и средних предприятий, доступ которых к кредиту традиционно затруднен.
Кроме того, факторинг обладает целым рядом преимуществ перед другими финансовыми инструментами. Первое — он не требует предоставления залога в традиционном понимании, поэтому доступен широкому кругу малых и средних компаний, в том числе только начинающих свою деятельность. Второе преимущество — при факторинге происходит 100%-ное целевое использование средств, в то время как обычно, когда компания привлекает кредиты, у нее остается постоянный неснижаемый остаток на счете. Поэтому в действительности заемщик платит за кредит более высокую ставку, чем формально установленная. В факторинге такая ситуация невозможна. В-третьих, он позволяет экономить на налоге на прибыль. В соответствии с современным налоговым законодательством этот налог должен уплачиваться «по реализации», т.е. с момента фактической отгрузки товара. Однако если компания предоставляет отсрочку платежа (коммерческий кредит) своим покупателям, то средства за отгруженную продукцию поступают позже. Таким образом, на практике возникает ситуация, когда обязательства по уплате налога на прибыль возникают раньше, чем поступают средства от реализации. Факторинг позволяет избежать такой ситуации.
Этапы факторинга
Основная цель факторингового обслуживания — инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей.
Факторинговое обслуживание клиентов является многоэтапным процессом, каждая стадия которого имеет свое назначение. В данном процессе целесообразно выделить три этапа:
1-й этап — предварительная работа;
2-й этап — работа по оформлению документов;
3-й этап — мониторинг факторинговой сделки.
На первом этапе производится тщательный отбор дебиторской задолженности клиента для принятия решения о возможности его факторингового обслуживания. Однако принятию решения предшествует большая предварительная работа, которая включает следующие процедуры:
собеседование с клиентом;
сбор информации о клиенте и ее анализ;
анализ степени риска.
В ходе предварительного собеседования отбираются потенциальные клиенты для факторингового обслуживания. Предварительный отбор осуществляется на основе обшей информации о деятельности клиента, а именно: сфера деятельности, порядок осуществления платежей (возможность авансовых платежей, платежей по мере реализации товара). В свою очередь, потенциальные клиенты на этапе предварительною собеседования знакомятся с требованиями факторингового отдела банка, условиями и порядком факторингового обслуживания.
Потенциальный клиент представляет все необходимые документы для рассмотрения вопроса о возможности факторингового обслуживания его дебиторской задолженности. При этом сотрудники отдела факторинговых операций контролируют соблюдение следующих требований: пакет документов должен быть полным, все документы оформлены надлежащим образом, т.е. в соответствии с требованиями законодательства РФ и банка.
После собеседования производится анализ финансового состояния клиентов, дебиторов и качества выполнения ими обязательств друг перед другом. Информационной базой для анализа служит анкета клиента, содержащая в себе разнообразные пункты, в том числе и наличие рекламаций и их причины. Составной частью анкеты должен быть раздел, информация которого характеризует дебиторов клиента. Обязательными участниками процесса изучения информации о клиенте и его дебиторах, помимо сотрудников отдела факторинговых операций, являются сотрудники юридической службы и службы безопасности, задача которых заключается в проверке достоверности предоставленной информации и юридической чистоты их договорных отношений.
На заключительной стадии анализируется степень риска по факторинговым операциям и принимаются решения по результатам предварительной работы банка. Основным риском, характерным для факторинга, является риск неплатежа со стороны дебиторов. Поэтому особое внимание должно быть уделено способности должников своевременно и в полном объеме погашать свои обязательства, возникающие из договоров поставки. Основное прояапе- ние данного риска — просрочка платежа. В этом случае банк должен выяснить ее причины.
Решение о факторинговом обслуживании принимается по результатам тщательного изучения и анализа всех представленных документов и прочей полученной информации.
Второй этап — работа по оформлению документов — яапястся результатом принятия положительного решения о факторинговом обслуживании. Основополагающим документом, в рамках которого проводятся факторинговые операции с конкретным клиентом, служит договор факторинга. Учет в нем всех юридических аспектов в определенной степени способствует эффективному проведению факторинговых операций с юридической точки зрения. Практика показывает, что целесообразно заключать договор факторингового обслуживания клиента, в соответствии с которым банк берет на себя обязательства обслуживать конкретную или всю его задолженность. В данном договоре отражаются моменты, являющиеся общими для всех сделок, а именно: предмет договора, условия и порядок осуществления финансирования и передачи прав денежных требований, права и обязанности сторон, ответственность сторон, форс-мажорные обстоятельства, цена факторинговой услуги и порядок расчетов, срок действия договора и иные условия. Кроме этого, все признаки, определяющие предмет уступки, а именно: наименование должника, документы, подтверждающие действительность денежных требований, сумма требования, срок оплаты по требованию — указываются в специальных дополнениях к договору факторингового обслуживания.
Третий этап — мониторинг факторинговой сделки — представляет собой совокупность действий, направленных на контроль за выполнением клиентами и должниками своих обязательств перед банком. Это важный этап организации факторинговых операций, который должен непременно сопровождать весь процесс факторингового обслуживания клиента. Мониторинг факторинговых операций включает:
постоянную оценку соответствия активов, размещенных в рамках договоров факторинга, требованиям и условиям банка, описанным во внутреннем положении о факторинговых операциях, а также действующим стандартам, разработанным органами, регулирующими факторинговую деятельность банков;
оценку текущего финансового положения клиентов, а также финансового положения и платежной дисциплины должников;
контроль над сделками, клиентами или должниками которых являются проблемные отрасли экономики.
В мировой практике существуют следующие виды факторинговых операций:
факторинг с финансированием и без финансирования;
открытый и закрытый (конфиденциальный) факторинг;
без права регресса и с правом регресса;
внутренний и международный и т.д.
Ли́зинг (англ. leasing от англ. to lease — сдать в аренду) — вид финансовых услуг, связанных с кредитованием, приобретением основных фондов.
В мировой практике применяются разнообразные формы лизинга, каждая из которых характеризуется своими специфическими особенностями. К наиболее распространенным из них следует отнести:
операционный, или сервисный, лизинг (operatinglease);
финансовый, или капитальный, лизинг (financial lease);
возвратный лизинг (sale and lease back);
раздельный, или кредитный, лизинг (leveraged lease);
прямой лизинг (direct lease) и др.
Однако следует отметить, что все существующие виды подобных соглашений являются разновидностями двух базовых форм лизинга — операционного либо финансового.
По отношению к арендуемому имуществу лизинг делится на чистый, предусматривающий, что все расходы по обслуживанию принимает на себя лизингополучатель; полный, при котором лизингополучатель принимает на себя все расходы по обслуживанию имущества, и частичный — на лизингодателя возлагаются лишь отдельные функции по обслуживанию имущества.
По типу финансирования лизинг делится на срочный, когда имеет место одноразовая аренда имущества, и возобновляемый, при котором по истечении первого срока договор лизинга продлевается на следующий период. Разновидностью возобновляемого лизинга выступает генеральный лизинг, позволяющий лизингополучателю дополнить список арендуемого оборудования без заключения новых контрактов.
Виды лизинга в зависимости от состава участников (субъектов) сделки:
прямой лизинг, при котором собственник имущества (поставщик) самостоятельно сдает объект в лизинг (двусторонняя сделка). По действующим в настоящее время российским правилам лизинговая компания обязательно должна быть участником лизинговой операции, поэтому в России операции прямого лизинга невозможны;
косвенный лизинг, предусматривающий передачу имущества в лизинг через посредника;
раздельный лизинг (акционерный) — лизингом с участием нескольких компаний поставщиков, лизингодателей и с привлечением кредитных средств у ряда банков, а также со страхованием лизингового имущества и с возвратом лизинговых платежей с помощью страховых пулов. В зарубежной практике такой лизинг считается наиболее сложным.
Виды лизинга по типу имущества:
лизинг движимости (оборудование, техника, автомобили и т.п.), в том числе новой и бывшей в употреблении
лизинг недвижимости (здания, сооружения, суда, самолеты).
Виды лизинга по степени окупаемости имущества:
лизинг с полной (или близкой к полной) окупаемостью, когда в течение срока действия лизингового договора происходит полная или близкая к полной амортизация имущества и, соответственно, выплата лизингодателю стоимости имущества;
лизинг с неполной окупаемостью, при котором в течение срока действия одного лизингового договора происходит частичная амортизация имущества и окупается только ее часть.
Виды лизинга в соответствии с признаками окупаемости (условиями амортизации):
финансовый;
оперативный лизинг.
Финансовый лизинг (капитальный) представляет собой взаимоотношения партнеров, предусматривающие в течение периода действия договора (соглашения) между ними выплату лизинговых платежей, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую его часть, дополнительные издержки и прибыль лизингодателя.
После завершения срока лизингового договора (соглашения) лизингополучатель может купить объект сделки по остаточной стоимости, заключить новый договор на меньший срок и по льготной ставке, вернуть объект сделки лизинговой компании.
Оперативный лизинг (сервисный) представляет собой арендные отношения, при которых расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в аренду предметов, не покрываются арендными платежами в течение одного лизингового контракта. Он заключается чаще всего на срок от нескольких месяцев до трех лет.
В зависимости от принадлежности участников сделки (сектора рынка)лизинг подразделяется на внутренний (все участники сделки принадлежат одной стране) и международный (внешний) (один из участников сделки принадлежит другой стране).
Международный лизинг, в свою очередь, подразделяется на импортный, когда зарубежной стороной является лизингодатель, и экспортный, когда зарубежной стороной является лизингополучатель.
По отношению к налоговым, амортизационным льготам различают лизинг с использованием льгот по налогообложению имущества, прибыли, НДС, различных сборов, ускоренной амортизации и т.п. и без использования льгот.
По характеру лизинговых платежей осуществляется разделение лизинга в зависимости от:
вида лизинга (финансовый, оперативный);
формы расчетов между лизингодателем и лизингополучателем:
денежные, когда все платежи производятся в денежной форме;
компенсационные, когда платежи осуществляются в форме поставки товаров, произведенных на сданном в лизинг оборудовании, или путем зачета услуг, оказываемых друг другу лизингополучателем и лизингодателем;
смешанные, когда применяются обе указанные формы платежа;
состава учитываемых элементов платежа (амортизация, дополнительные услуги, лизинговая маржа, страхование и т.д.);
применяемого метода начисления:
с фиксированной общей суммой;
с авансом;
с учетом выкупа имущества по остаточной стоимости;
с учетом периодичности внесения (ежегодные, полугодичные, ежеквартальные, ежемесячные);
с учетом срочности внесения (в начале, середине или в конце периода платежа);
с учетом способа уплаты: равномерными равными долями; с увеличивающимися и уменьшающимися размерами (в зависимости от финансового состояния лизингополучателя и условий договора).
- 37.Денежно-кредитное регулирование экономики цб.
- 38. Центральный Банк Российской Федерации: организация, цели деятельности, операции.
- 39. Принципы деятельности и функции коммерческих банков.
- 40. Активные операции коммерческих банков.
- 41. Пассивные операции коммерческих банков.
- 42.Комиссионно-посреднические операции коммерческих банков.
- 43.Способы наращения по простым и сложным процентным ставкам в банковской практике.
- 46. Лизинг и факторинг в банковской практике.
- 47. Трастовые операции коммерческих банков.