logo search
Банк мент 2014 / Заочники_банк_мент-т

Кредитоспособность заемщика: понятие и оценка

Кредитоспособность заемщика понимается как способность и готовность заемщика в установленные сроки провести все платежи по полученному кредиту

Одной из типичных и комплексных методик оценки кредитоспособности заемщика является «Правила 6-си», в рамках которого по каждому заемщику оцениваются [86, с.106]:

  1. Характер заемщика (character) –– степень ответственности заемщика и готовность (желание) погасить кредит, кредитная история заемщика, особенности его поведения;

  2. Платежеспособность (capacity) – оценка финансового положения заемщика, коэффициентов ликвидности, динамики статей баланса и финансовых показателей

  3. Капитал (capital) – оценка капитала и имущества заемщика, соотношения заемных и собственных средств, качества активов;

  4. Обеспечение (collateral) – оценка обеспечения, которое может быть предоставлено по кредиту и его ликвидности;

  5. Условия (conditions) – общие экономические условия в стране, мире, отрасли в которой действует заемщик и прогноз их изменение на срок кредита, тенденции развития рынка и изменения уровня спроса на продукцию заемщика;

  6. Денежные средства (currency) – прогнозирование потока денежных средств заемщика на весь период кредитования.

Также отметим, что при оценке кредитоспособности клиентов банки используют понятие «стоп-факторы». Стоп-факторы – это такая информация о заемщике, при получении которой оценка кредитоспособности прекращается и в кредите заемщику отказывается. К стоп-факторам относятся:

- наличие у заемщика непокрытых убытков;

- наличие просроченной задолженности по ранее выданным кредитам, перед налоговыми органами или поставщиками;

- нахождение заемщика в процессе банкротства, ликвидации или реорганизации;

- наличие судебных исков к заемщику, которые могу ухудшить его финансовое положение;

- предоставление заведомо ложных сведений и поддельных документов;

- и т.д.

Источники информации о заемщике, используемые банками для оценки кредитоспособности [86, с.92]:

  1. Данные, полученные от самого заемщика – банки вправе при решении вопроса о предоставлении кредита запрашивать у заемщика всю необходимую им информацию. В случае отказа или предоставление недостоверных сведений в кредите заемщику может быть отказано.

  2. Информация, имеющаяся в архиве банка, если клиент давно обслуживается в банке - данные о погашении ранее выданных кредитов, характеристика характера заемщика и т.д..

  3. Сведения, сообщаемые теми, кто имел деловые контакты с клиентом - контрагенты (поставщик и покупатели), другие банки-кредиторы, страховые компании, поручители и т.д. – банк может обзвонить основных контрагентов клиента и поинтересоваться качеством его продукции и своевременностью выполнения взятых на себя обязательств.

  4. Отчеты и другие материалы частных и государственных учреждений - данные бюро кредитных историй, налоговой службы, органов статистики и т.д.