3.1. Мероприятия по совершенствования занятости населения на рынке труда Кабардино-Балкарской Республики
Регулирование занятостью населения является основной составляющей в деятельности служб занятости, включающей в себя:
управление социальной защитой безработных;
создание новых и поддержка перспективных рабочих мест для обеспечения полной занятости трудоспособного населения;
управление подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации рабочей силы;
управление первичным распределением рабочей силы, направление безработных и выпускников учебных заведений профессионального образования на работу в различные отрасли народного хозяйства;
управление перераспределением рабочей силы – трудоустройством, переводом, оргнабором, территориальным перераспределением в пределах предприятия, отрасли или между отраслями народного хозяйства.
Практика работы отечественных и зарубежных служб занятости показывает, что управление занятостью наиболее эффективно осуществляется непосредственно через разработку и реализацию специальных программ содействия занятости населения.
Регулирование программами содействия занятости, как составной части всей системы управления занятостью, ставит своей задачей целенаправленное и скоординированное регулирование рынка труда, расширение спроса на рабочую силу, поддержку эффективного ее предложения, достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.
В отсутствие федеральной целевой программы содействия занятости значительно возрастает роль региональных целевых программ, являющихся основным инструментом реализации активной политики занятости.
Региональные программы содействия занятости – это комплекс социально-экономических, организационных, законодательных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на проведение политики занятости и социальную поддержку безработных.
При разработке региональных программ необходимо руководствоваться следующими принципами:
комплексный подход к регулированию занятости и рынка труда, учет экономических, демографических, социальных и других факторов, способствующих обеспечению полной, продуктивной и свободно избранной занятости;
приоритет активных действий на рынке труда;
эффективное использование финансовых средств на реализацию программ.
Организационное и методическое руководство разработкой региональных целевых программ содействия занятости в регионах осуществляется органами государственной службой занятости с участием органов исполнительной власти и социальных партнеров.
Региональная целевая программа реализуется на уровне субъекта РФ и включает ряд программ, значимость которых определяется социально-экономической ситуацией в регионе. К ним относятся программы профессионального обучения молодежи, не имеющей профессии (специальности), граждан, уволенных из вооруженных сил, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, обучение предпринимательской деятельности.
Основой региональных программ должна быть оптимизация взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда. Целевые программы строятся по социальным и профессиональным приоритетам, определяемых исходя из запросов общества и тенденции развития рынка труда.
Программы, как правило, включают активные и пассивные мероприятия содействия занятости населения в регионах. Активные мероприятия нацелены на снижение уровня безработицы и повышение качества рабочей силы на рынке труда путем профориентации, профессионального обучения, создания новых рабочих мест, реализации программ социальной адаптации безработных и других мер. Пассивные мероприятия направлены на смягчение негативных последствий безработицы путем материальной поддержки безработных и членов их семей. Естественно, что необходимо разумное сочетание этих мер.
В этом плане заслуживает внимания опыт регулярной разработки и реализации целевых программ в Кабардино-Балкарской Республике.
В республике немало делается в целях создания условий для демографического роста, подготовки кадров, миграционного притока.
Реализуются республиканские программы: "Содействие занятости населения Кабардино-Балкарской Республики на 2006–2010 гг.", "Развитие системы подготовки кадров для предприятий промышленности Кабардино-Балкарской Республики на 2005–2010 гг.", "Подготовка журналистских кадров для средств массовой информации Кабардино-Балкарской Республики на 2004–2009 гг.", "Программа развития системы подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием на 2006–2010 гг.". Осуществляется подготовка высококвалифицированных менеджеров в рамках Президентской программы.
Вопросы содействия занятости населения являются предметом особой заботы администрации республики, о чём свидетельствует, в частности, принятие Программы "Содействие занятости населения в Кабардино-Балкарской Республике на 2012–2014 годы" (далее – Программа).
Разработка Программы обусловлена необходимостью решения существующих в Кабардино-Балкарской Республике ключевых проблем в сфере занятости, координации усилий участников рынка труда и согласованности их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения, повышения уровня жизни населения.
Приоритетные задачи и направления политики занятости населения, представленные в Программе, сформированы на основе анализа сложившейся ситуации на рынке труда, прогноза социально-экономического развития области.
Программа обеспечивает преемственность государственной политики занятости, которая реализовывалась в Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республике в предыдущие годы.
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года №1032–1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Основной целью Программы является повышение уровня благосостояния населения и достижение высоких стандартов качества жизни на основе: развития эффективной занятости населения с достойным уровнем оплаты труда; обеспечения реализации права граждан на защиту от безработицы; совершенствования государственных услуг, оказываемых гражданам и работодателям в соответствии с законодательством о занятости населения; обеспечения потребности экономики области в работниках соответствующей профессиональной квалификации.
Исходя из прогнозируемой ситуации на рынке труда, в Кабардино-Балкарской Республике в ближайшей перспективе необходимо определить следующие приоритетные направления активной политики занятости населения:
снижение социальной напряженности на рынке труда Кабардино-Балкарской Республики и обеспечение рабочей силой предприятия;
сдерживание роста числа безработных, предотвращение критических ситуаций на рынке труда, смягчение последствий долговременной безработицы;
минимизация периода поиска работы гражданами и принятие мер по упреждению длительной безработицы;
развитие и совершенствование качества рабочей силы на рынке труда путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
развитие системы профориентации и психологической поддержки населения;
организация и расширение общественных и временных работ как важнейшего направления деятельности в сфере поддержания занятости населения;
обеспечение социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда граждан и создание действенной системы помощи в трудоустройстве указанной категории населения;
обеспечение гарантий социальной поддержки безработных граждан;
повышение эффективности реализуемых на рынке труда мер активной политики занятости;
проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов;
повышение уровня информированности населения о положении на рынке труда (вакансиях, профессиях, пользующихся спросом на рынке труда, оплате и условиях труда) и государственных гарантиях обеспечения занятости граждан.
Приоритеты государственной политики занятости населения на территории Кабардино-Балкарской Республики нашли отражение в различных мероприятиях Программы.
Одним из важнейших направлений интегрированных действий Программы, позволяющим успешно решать ее целевые установки и оказывать реальное воздействие на регулирование рынка труда, содействие занятости и социальную защиту граждан в трудовой сфере, является социальное партнерство.
Органы службы занятости примут активное участие в разработке и реализации соглашения между Правительством Кабардино-Балкарской Республики, Союзом промышленников и предпринимателей Кабардино-Балкарской Республики и Федерацией профсоюзов Кабардино-Балкарской Республики на перспективу. Также служба занятости осуществит взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, органами местного самоуправления, органами социальной защиты, военными комиссариатами, общественными организациями по вопросам содействия занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Органы службы занятости должны обеспечить взаимодействие с учреждениями медико-социальной экспертизы при разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов с учетом ситуации на региональном рынке труда. Кроме того служба занятости будет добиваться включения в отраслевые тарифные соглашения вопросов, касающихся обеспечения занятости населения (таблица 4 приложение 4).
В соответствии с полномочиями в области содействия занятости населения, переданными для осуществления органам государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органами службы занятости населению республики должны быть оказаны государственные услуги. Рассмотрим их подробнее.
Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых работников.
В рамках Программы гражданам и работодателям будут оказаны
следующие услуги:
информирование о возможностях трудоустройства;
подбор подходящего рабочего места;
предоставление возможности иных форм и видов занятости;
подбор работников по запросу работодателя;
проведение ярмарок вакансий, в том числе выездных;
организация общественных и временных работ;
обучение навыкам поиска работы и специальные формы интенсивного консультирования для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
продолжение эксплуатации автоматизированных систем службы занятости и мобильных центров занятости, обеспечивающих повышение качества обслуживания граждан, включая сокращение времени на подбор рабочих мест.
В целях повышения качества предоставления и доступности государственных услуг в области занятости населения органы службы занятости республики будут руководствоваться в совей деятельности Административными регламентами по предоставлению государственных услуг по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда.
В целях оперативного и гибкого реагирования на изменение конъюнктуры в сфере занятости населения будет продолжено формирование системы информационной поддержки государственной политики занятости населения, предусматривающей:
реализацию мероприятий по повышению эффективности системы сбора и анализа информации о состоянии рынка труда и действиях службы занятости, совершенствование и углубление мониторинга социально-трудовой сферы;
повышение информированности населения об услугах, предоставляемых органами службы занятости, в том числе о возможности профессионального обучения, профессиях (специальностях), пользующихся спросом на рынке труда, имеющихся свободных рабочих местах и вакантных должностях, ситуации на рынке труда, с целью трудоустройства граждан, ищущих работу, и подбора работодателем необходимых работников;
Соответствующая информация должна размещаться не только в центрах занятости, но и в учреждениях образования и социальной сферы, на предприятиях, в военных комиссариатах, на рекламных щитах. Для получателей государственных услуг будут издаваться рекламно-информационные материалы: бюллетень «Занятость и безработица», буклеты, памятки и др. Служба занятости должна вести активное сотрудничество со всеми средствами массовой информации республики: телевидением, радио, печатными изданиями. Аналитические и информационные материалы публикуются в изданиях «Российская газета», «Кабардино-Балкарская правда», «Газета Юга», «Синдик», «Из рук в руки», в районных газетах;
дальнейшее расширение информационного пространства, обеспечение гражданам и работодателям реальной возможности доступа к информации о рынке труда через интернет-технологии;
повышение эффективности информационного взаимодействия органов службы занятости, рабодателей и граждан, ищущих работу, координацию усилий всех субъектов рынка труда.
Особое место в информационной работе с населением будет отведено Мобильным центрам занятости, главной задачей которого является приближение услуг государственной службы занятости к тем категориям населения, которые наиболее остро нуждаются в помощи.
Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
Практика проведения ярмарок вакансий позволяет обозначить основные направления деятельности органов службы занятости в части подготовки, организации и проведения данных мероприятий:
- мониторинг структуры занятого населения и профессиональных намерений различных групп населения. Сюда следует отнести формирование и регулярное обновление всех видов банков вакансий, особое внимание к их отдельным составляющим из числа временных, сезонных, общественных работ, учитывая дифференцированный подход работодателей к квалификации работников. Кроме того, необходимо обеспечить регулярный опрос участников ярмарок, для учета их замечаний при подготовке следующих мероприятий;
- формирование положительного имиджа центров занятости населения.
Для реализации этого направления необходима долгосрочная рекламная кампания в средствах массовой информации, направленная на популяризацию службы занятости и формирование устойчивых партнерских связей с работодателями.
Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения.
В целях реализации социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии (специальности), повышения уровня и возможности трудоустройства, мотивации к труду на рынке труда службой занятости будут реализованы следующие мероприятия:
- информирование и консультирование граждан, обратившихся в органы
службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения;
- осуществление профессионального консультирования безработных граждан в целях содействия выбору оптимального вида занятости с учетом их интересов, потребностей и возможностей человека, а также социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда;
- организация и осуществление профессионального консультирования учащихся, занятого населения, граждан, подлежащих высвобождению с производства, профессионального отбора безработных граждан, направляемых на профессиональное обучение;
- оказание профориентационной помощи в профессиональном самоопределении молодежи с использованием информационно
- консультационного модуля Мобильного центра занятости;
Психологическая поддержка.
Органами службы занятости будет осуществляться психологическое консультирование и обеспечение психологической поддержки безработных граждан с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и адаптации к существующим условиям реализации профессиональной карьеры.
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан.
Целью организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения является повышение профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда.
Для дальнейшего совершенствования направлений и форм профессиональной подготовки безработных граждан профессиям, требующимся на рынке труда и соответствующим заявкам работодателей под гарантированное трудоустройство, планируется:
- укрепление взаимодействия с органами исполнительной власти, работодателями и другими заинтересованными структурами по повышению качества рабочей силы и содействию занятости населения на основе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
- формирование и систематическое обновление банка данных по профессиям (специальностям), по которым осуществляется профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
- организация конкурсного отбора образовательных учреждений;
-использование в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан современных инновационных технологий и методик обучения, методических пособий и рекомендаций, программно-методических средств обучения, позволяющих оптимизировать сроки и стоимость обучения;
-постоянное изучение и прогнозирование профессионально-образовательных потребностей молодежи, мотивов и стимулов выбора сферы будущей трудовой деятельности.
Организация проведения оплачиваемых общественных работ.
В целях сохранения мотивации к труду у длительно неработающих граждан, материальной поддержки безработных, приобретения трудовых навыков молодежью, начинающей трудовую деятельность, выполнения работ носящих временный или сезонный характер органами службы занятости будут организованы общественные работы.
В условиях сложившейся ситуации на рынке труда Кабардино-Балкарской Республики, организация и проведение общественных работ является одним из приоритетных направлений содействия занятости населения и осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
К общественным работам относятся общедоступные виды трудовой деятельности, не требующие предварительной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность.
Учитывая социальную направленность этих видов работ, их возможности в регулировании сезонной занятости и снижении уровня безработицы предусматривается осуществить следующие мероприятия:
- совершенствование координации действий органов исполнительной власти, администраций городов и районов, органов местного самоуправления, городских и районных центров занятости населения, общественных организаций по вопросам организации и проведения общественных работ, финансовому обеспечению и совершенствованию механизма финансирования;
- предоставление возможности для временного трудоустройства в период активного поиска работы для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- улучшение информационного обеспечения безработных и незанятых граждан о возможностях и условиях участия в общественных работах.
При содействии службы занятости планируется обеспечить участие в общественных работах не менее 12 тыс. безработных и незанятых граждан.
Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
В целях оказания содействия трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы, службой занятости будут приниматься следующие меры:
- формирование банка данных рабочих мест, предназначенных для организации временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- минимизация периода поиска работы гражданами и принятие мер по упреждению длительной безработицы;
- оказание дополнительной материальной поддержки безработным гражданам, испытывающим трудности в поиске работы;
- развитие социального партнерства и усиление ответственности участников трехстороннего соглашения за реализацию политики занятости;
- временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время
В целях снижения уровня безнадзорности и беспризорности подростков, предотвращения наркомании в подростковой среде, приобщения их к труду с раннего возраста, приобретения ими навыков профессиональной деятельности, а также обеспечения материальной поддержки органами службы занятости будет реализована программа временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
Определены основные задачи:
- организация трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, получение ими профессиональных навыков, материальная поддержка данной категории граждан на период их участия во временных работах;
- профилактика правонарушений и безнадзорности в период летних каникул;
- развитие социального партнерства в целях обеспечения трудовой занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время;
- повышение уровня информированности подростков о положении на рынке труда и государственных гарантиях обеспечения занятости;
- формирование банка данных рабочих мест, предназначенных для временного трудоустройства несовершеннолетних граждан.
Приоритетное право при трудоустройстве будет предоставлено подросткам, особо нуждающимся в социальной защите. Это воспитанники детских домов, школ-интернатов, дети из многодетных семей, подростки из неблагополучных семей, подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и др.
Основными видами работ для подростков на республиканском рынке труда станут:
благоустройство и уборка территории населенных пунктов и предприятий;
сезонные сельскохозяйственные работы в период выращивания и переработки продукции;
очистка придорожной территории;
ремонтные работы в школах;
благоустройство и озеленение пришкольной территории;
уход за памятниками и скверами;
вспомогательные и подсобные работы на промышленных предприятиях;
ремонтные работы в жилищно-коммунальном хозяйстве и др.
Подбор временных рабочих мест будет осуществляться с учетом ограничений по использованию труда несовершеннолетних граждан, определенных Трудовым Кодексом РФ.
Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
Данная программа направлена на повышение конкурентоспособности безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, на рынке труда, их социальную адаптацию на первом рабочем месте, получение ими необходимых трудовых навыков.
На рынке труда республики значительные трудности в трудоустройстве испытывают выпускники учреждений профессионального образования. Причиной тому являются несоответствие уровня подготовки требованиям работодателей, отсутствие стажа и опыта работы по специальности, несоответствие характеристик вакансий и условий труда притязаниям выпускников и др.
Ежегодно в органы службы занятости Кабардино-Балкарской Республики обращаются около 1,5 тыс. выпускников различного уровня, большую часть которых составляют выпускники профессиональных образовательных учреждений.
Первоочередными задачами органов службы занятости в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости для безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, станут:
- формирование банка данных рабочих мест, предназначенных для организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, и их трудоустройство на вакантные рабочие места;
- организация временного трудоустройства граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
- сотрудничество с заинтересованными структурами в решении проблемы обеспечения занятости молодежи республики.
Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда.
Из общего числа безработных, категория граждан длительное время состоящих на учете, является наименее перспективной с точки зрения возможности трудоустройства, исходя как из объективных, так и субъективных факторов.
Основная цель сотрудников службы занятости при работе с такой категорией безработных изменить потребностно-мотивационную сферу клиентов, что может быть достигнуто за счет специально организованного общения во время групповых занятий. Повышение мотивации, активизации на самостоятельный поиск работы, самозанятость, предоставление возможности разобраться в себе, изменение своих взглядов на будущее все эти задачи будут реализовываться с помощью специальной программы по социальной адаптации безработных граждан - «Клуб ищущих работу».
Задачами «Клубов ищущих работу» станут:
- обучение безработных граждан навыкам активного, самостоятельного поиска работы в целях минимизации сроков поиска работы, преодоления безработными гражданами последствий длительной безработицы и возвращения мотивации к трудовой деятельности;
- выработка позитивного отношения к возможности трудоустройства;
- ориентация на самозанятость путем анализа личных интересов, способностей и потребностей рынка труда;
- оказание психологической поддержки безработным через типологию проблемных ситуаций;
- составление конкретного плана действий по поиску работы.
- Выпускная квалификационная работа
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты регулирования занятости труда.
- Понятие, функции занятости населения в системе рынка труда
- Теоретические основы и инструментарий регулирования занятости населения.
- Глава 2. Анализ состояния занятости населения на рынке труда кабардино-балкарской республики.
- . Основные характеристики системы рынка труда Кабардино-Балкарской Республики
- . Оценка эффективности регулирования занятости населения на рынке труда Кабардино-Балкарской Республики
- Глава 3. Совершенствование системы регулирования занятости населения на рынке труда кабардино-балкарской республики.
- 3.1. Мероприятия по совершенствования занятости населения на рынке труда Кабардино-Балкарской Республики
- Приоритетное право на участие в программе будет предоставляться гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, а также гражданам, состоящим на учете свыше 6 месяцев.
- 3.2. Социально-экономический эффект от предложенных мероприятий
- Заключение
- Список используемой литературы