logo search
ДКБ2 (1)

99 Понятие и состав расходов коммерческих банков

Расходы банков подразделяются по форме образования, характеру, периоду, к которому они относятся, способу учета.Расходы коммерческих банков можно группировать по такой же классификации, что и доходы. Такая группировка дает возможность определить финансовые результаты и рентабельность как в целом по банку, так и по каждому виду деятельности банка.Исходя из этого расходы коммерческого банка можно сгруппировать следующим образом:1. Операционные расходы:1.1 Процентные расходы.1.2 Комиссионные расходы.1.3 Расходы по операциям на финансовых рынках.1.4 Прочие операционные расходы.2. Расходы по обеспечению деятельности банка.3. Прочие расходы.

Операционными расходами являются расходы, производимые непосредственно для выполнения банковских операций.Процентные расходы коммерческих банков, осуществляющих различные виды кредитной деятельности, обычно занимают более 50% всех его расходов. Одновременно их удельный вес в общей сумме расходов различен для каждого банка и зависит, в первую очередь, от соотношения отдельных видов платных пассивов (обязательств) банка.

Расходы банка по оказанию клиентам услуг некредитного характера связаны в основном с расходами по оплате услуг: банков-корреспондентов, центрального банка, бирж, юридических фирм, процессинговых и клиринговых центров и др. Оплата такого рода услуг производится обычно в виде комиссии от суммы совершаемой операции.В связи с этим данная группа расходов классифицируется как комиссионные. Комиссионные расходы составляют небольшой удельный вес в общей сумме расходов банка.Отдельную группу расходов банка составляют расходы по осуществлению операций на финансовых рынках. В состав этой группы входят расходы на приобретение акций, облигаций, оплата купонных доходов по облигациям, оплата по векселям, а также расходы по переоценке ценных бумаг и другого имущества.К этой группе расходов можно отнести и расходы по операциям с иностранной валютой.К прочим операционным расходам относятся расходы, непосредственно связанные с проведением определенных банковских операций. Это почтовые и телеграфные расходы по платежам клиентов, налоги, относимые на затраты банка, и др.Расходы по обеспечению функционирования банка включают затраты, которые нельзя прямо отнести на определенные банковские операции. Эти расходы являются, по существу, общехозяйственными. Сумма этих расходов находится в прямой зависимости от объемов операций и всей деятельности.К группе прочих расходов обычно относят затраты банка, обусловленные непредвиденными (незапланированными) причинами.В состав прочих расходов включаются: расходы по списанию недостач и хищений, дебиторской задолженности; уплаченные штрафы, пени, неустойки; расходы, связанные с выплатой сумм по претензиям клиентов; расходы, связанные со списанием задолженности по кредитам при недостаточности средств резервного фонда; расходы прошлых лет, выявленные в отчетном году, и др.Особую группу расходов в банковской практике составляют затраты, связанные с формированием резервного фонда, предназначенного для покрытия возможных убытков и потерь по ссудам и по другим активным операциям, по дебиторской задолженности, по обесценению различных видов ценных бумаг.