15. Классификация государственных займов.
Для финансирования бюджетного дефицита органы государственного управления вынуждены привлекать заемные средства, займы.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцами - граждане или юридические лица. Государственные займы являются добровольными и изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.
В основе классификации гос-х займов лежит ряд признаков:
- По эмитентам – займы, размещаемые центральными территориальными органами управления.
- В зависимости от места размещения - внутренние и внешние займы.
- В зависимости от обращения на рынке - рыночные и нерыночные займы. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные - не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.
- В зависимости от срока привлечения средств - краткосрочные (со сроком погашения до одного года), среднесрочные (от одного до пяти лет), долгосрочные (от пяти лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти - муниципальные. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций.
- В зависимости от обеспеченности долговых обязательств они бывают закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Такие облигации наиболее часто выпускаются местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным: обеспечением служит все имущество государства или муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.
- По характеру выплачиваемого дохода - долговые обязательства выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочитают покупать лотерейные билеты. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам. Облигации с нулевым купоном продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу.
- В зависимости от метода определения дохода - долговые обязательства с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента. Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20-30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Избежать подобной ситуации позволяют два варианта:
Покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска долгосрочного, когда процентная ставка упадет.
Систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы расчета обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране.
В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, - обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
Возможны два способа погашения задолженности: единовременно и частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, выделяются три варианта:
- равными частями в течение определенного срока, например, в течение четырех лет;
- возрастающими долями, например, в первый год гасится 1 млн. долл., во второй - 2 млн. долл., в третий - 3 млн. долл., в четвертый - 4 млн. долл. Такая система удобна при наращивании доходов заемщика;
- снижающимися долями, например, в первый год гасится долг на 4 млн. долл., во второй год - на 3 млн. и т. д. Такая система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.
- 1. Финансы как экономическая категория
- 3. Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязь.
- 4. Управление государственными финансами.
- 5. Финансовое планирование и прогнозирование.
- 6. Финансовое регулирование соц.-экон. Процессов
- 7. Бюджет гос-ва как основное звено системы финансов.
- 8. Принципы построения и структура бюд-й системы.
- 9. Бюджеты субъектов рф. Местные бюджеты.
- 10.Бюджетный процесс. Участники бюджетного процесса.
- 11. Государственные внебюджетные фонды.
- 12. Экономическое содержание страхования, его значение в рыночной экономике.
- 13. Роль страхового рынка в рыночной экономике.
- 14. Экономическое содержание государственного кредита и его роль в макроэкономическом регулировании.
- 15. Классификация государственных займов.
- 16. Управление государственным долгом.
- 17. Экономическая сущность финансового контроля.
- 18. Функции и органы финансового контроля.
- 19. Формы и методы государственного контроля.
- 20. Аудиторский контроль.
- 21. Содержание международных финансовых отношений.
- 22. Мировая валютная системы и валютный курс.
- 23. Государственное регулирование валютных курсов.
- 24. Платежный баланс гос-ва. Принципы формирования.
- 1. Происхождение, сущность и виды денег. Функции денег в рыночной экономике
- 2. Теории денег и их эволюция.
- 3. Денежное обращение: базовые категории. Роль до.
- 4. Денежные агрегаты: понятие, спрос, обращение, эмпирические факторы, определяющие предложение денег.
- 5. Денежная масса: понятие, виды, элементы.
- 6. Денежная система: понятие, виды, элементы.
- 7. Денежная система рф.
- 8. Необходимость и сущность кредита. Основные функции кредита.
- 9. Принципы кредитования. Формы кредита. Классификация кредита.
- 10. Принципы и классификация банковской системы. Организационная и институциональная структуры бс.
- 11. Понятие и роль центрального Банка в экономике. Центральные банки западных стран.
- 12. Понятие денежно-кредитной политики и ее особенности на современном этапе.
- 13. Инструменты денежно-кредитной политики.
- 14. Управление ликвидностью коммерческого банка.
- 15 Кредитование корпоративных клиентов: основные понятия, виды ссуд, заключение кредитного договора.
- 16. Кредитование физических лиц: основные понятия, виды ссуд, заключение кредитного договора.
- 17. Современные виды кредитных операций: кредитная линия, контокоррентный кредит, кредитные операции по векселям.
- 18. Современные виды кредитных операций: ипотечное кредитование
- 19. Привлеченные средства банков. Классификация депозитных операций банков.
- 20. Межбанковское кредитование. Принципы межбанковского кредитования
- 21. Инвестиционная политика банка.
- 22. Посреднические операции коммерческих банков.
- 23. Конверсионные операции коммерческих банков
- 24. Факторинг в деятельности коммерческого банка
- 25. Организационная структура типового ком банка.