14. Экономическое содержание государственного кредита и его роль в макроэкономическом регулировании.
Государственным кредитом называют совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство, местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам. То есть одним из участников сделки обязательно является государство.
В сфере государственного кредита правительство и местные власти традиционно выступают в качестве заемщиков, привлекая денежные средства для покрытия бюджетных дефицитов. Главной формой привлечения денежных средств является выпуск облигаций государственного займа и прочих видов ценных бумаг. Облигация представляет собой обязательство эмитента, который должен впоследствии возместить владельцу ценной бумаги сумму основного долга и проценты. Владельцы свободных денежных средств, покупая облигации, выступают физическими кредиторами государства. В отличие от банковского кредита, при государственном кредите кредиторами могут быть не только банки, но и страховые компании, предприятия и частные лица.
Осуществляя функции кредитора, государство через Центральный банк производит кредитование:
* конкретных отраслей или регионов, испытывающих особую потребность в финансовых ресурсах, если возможности бюджетного финансирования уже исчерпаны, а ссуды коммерческих банков не могут быть привлечены в силу действия факторов конъюнктурного характера;
* коммерческих банков в процессе аукционной или прямой продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. и внебюджетных фондов.
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий. Он имеет добровольный характер.
Государственный кредит отличается от других видов кредита. При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.
Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы различных групп инвесторов.
Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.
3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности: очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств; осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
В настоящее время государство стало выступать в качестве кредитора, оказывать кредитную помощь тем отраслям, в развитии которых заинтересовано национальное хозяйство в целом. Финансирование жилищного строительства, создание инфраструктуры экспортного производства осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким использованием привлеченных средств.
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов. В сферу государственно-кредититных отношений попадают временно свободные средства населения и хозяйствующих субъектов, но не предназначенные для текущего потребления. Конечно, при определенных условиях население может сознательно идти на ограничение потребления, как было в годы Великой отечественной войны. В условиях тоталитарного государства ограничение текущих расходов часто происходило принудительно, и население должно было подписываться на государственные займы в размере нескольких зарплат в ущерб себе.
- 1. Финансы как экономическая категория
- 3. Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязь.
- 4. Управление государственными финансами.
- 5. Финансовое планирование и прогнозирование.
- 6. Финансовое регулирование соц.-экон. Процессов
- 7. Бюджет гос-ва как основное звено системы финансов.
- 8. Принципы построения и структура бюд-й системы.
- 9. Бюджеты субъектов рф. Местные бюджеты.
- 10.Бюджетный процесс. Участники бюджетного процесса.
- 11. Государственные внебюджетные фонды.
- 12. Экономическое содержание страхования, его значение в рыночной экономике.
- 13. Роль страхового рынка в рыночной экономике.
- 14. Экономическое содержание государственного кредита и его роль в макроэкономическом регулировании.
- 15. Классификация государственных займов.
- 16. Управление государственным долгом.
- 17. Экономическая сущность финансового контроля.
- 18. Функции и органы финансового контроля.
- 19. Формы и методы государственного контроля.
- 20. Аудиторский контроль.
- 21. Содержание международных финансовых отношений.
- 22. Мировая валютная системы и валютный курс.
- 23. Государственное регулирование валютных курсов.
- 24. Платежный баланс гос-ва. Принципы формирования.
- 1. Происхождение, сущность и виды денег. Функции денег в рыночной экономике
- 2. Теории денег и их эволюция.
- 3. Денежное обращение: базовые категории. Роль до.
- 4. Денежные агрегаты: понятие, спрос, обращение, эмпирические факторы, определяющие предложение денег.
- 5. Денежная масса: понятие, виды, элементы.
- 6. Денежная система: понятие, виды, элементы.
- 7. Денежная система рф.
- 8. Необходимость и сущность кредита. Основные функции кредита.
- 9. Принципы кредитования. Формы кредита. Классификация кредита.
- 10. Принципы и классификация банковской системы. Организационная и институциональная структуры бс.
- 11. Понятие и роль центрального Банка в экономике. Центральные банки западных стран.
- 12. Понятие денежно-кредитной политики и ее особенности на современном этапе.
- 13. Инструменты денежно-кредитной политики.
- 14. Управление ликвидностью коммерческого банка.
- 15 Кредитование корпоративных клиентов: основные понятия, виды ссуд, заключение кредитного договора.
- 16. Кредитование физических лиц: основные понятия, виды ссуд, заключение кредитного договора.
- 17. Современные виды кредитных операций: кредитная линия, контокоррентный кредит, кредитные операции по векселям.
- 18. Современные виды кредитных операций: ипотечное кредитование
- 19. Привлеченные средства банков. Классификация депозитных операций банков.
- 20. Межбанковское кредитование. Принципы межбанковского кредитования
- 21. Инвестиционная политика банка.
- 22. Посреднические операции коммерческих банков.
- 23. Конверсионные операции коммерческих банков
- 24. Факторинг в деятельности коммерческого банка
- 25. Организационная структура типового ком банка.