11. Ценовая эластичность предложения
Под эластичностью предложения понимают меру того, насколько сильно объем предложения реагирует на изменение воздействующих на него параметров рынка. Выше говорилось, от чего зависит объем предложения. Как и в случае спроса, наиболее сильное воздействие оказывает цена продукта. Ценовой эластичностью предложения называют степень реакции объема предложения на изменение цены при прочих равных условиях. Ее определяют по следующей формуле:
Предложение называют неэластичным, если е < 1, т. е., когда изменение цены, исчисляемое в процентах, вызывает меньшее по величине изменение объема предложения, также исчисляемое в процентах. И, наоборот, предложение считают эластичным, если е > 1. Во втором случае процентное изменение предложения превышает процентное изменение цены.
В случае если объем поставок имеет одно и то же значение 0q1 при любой цене (рис. 3.36, а), предложение считается совершенно неэластичным (е = 0). Оно будет существовать даже, если цена нулевая. Суммарное предложение земли на Земном шаре может рассматриваться как совершенно неэластичное
В экономике существует также понятие совершенно эластичного предложения (е = оо). Оно относится к тому случаю, когда объем предложения может быть любым при некоторой фиксированной цене, скажем, 0рд и равен нулю при всех других ценах. На рис. 3.36, б показана линия предложения при совершенной эластичности Хотя оба рассмотренные выше случая теоретически возможны, вероятность встречи с ними на практике крайне мала.
Если процентное изменение предложения равно процентному изменению цены (es — 1), эластичность называют унитарной. На рис. 3.37 приведена линия предложения, соответствующая унитарной эластичности. Легко убедиться, что любая прямая линия, выходящая из начала координат этой плоскости, соответствует унитарной эластичности.
- Экономика как хозяйство и экономика как наука. Микроэкономика, мезоэкономика и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика. Фундаментальные проблемы экономики.
- Базовые экономический понятия. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов
- Факторы производства и приносимые ими доходы
- 4.Проблема выбора в экономике и альтернативная стоимость товара или услуги. Кривая производственных возможностей
- 5.Основные экономические системы: традиционная, административно-командная, рыночная, смешанная. Сравнительная характеристика экономических систем.
- 6. Кругооборот ресурсов и доходов рыночной и смешанной системах хозяйствования
- 7. Закон спроса. Обоснование закона спроса. Неценовые детерминанты спроса их влияние на сдвиг кривой спроса. Эффект Гиффена и сноба.
- 8. Закон предложения. Обоснование закона предложения. Неценовые детерминанты предложения, их влияние на сдвиг кривой предложения
- 9. Рыночное равновесие. Уравновешивающая функция цены. Реакция рынка на изменение спроса и предложения.
- 1. Спрос и предложение изменяются в одном направлении.
- 2. Спрос и предложение изменяются в разных направлениях.
- 10. Ценовая эластичность спроса
- 11. Ценовая эластичность предложения
- 12. Фирма как коммерческая организация. Организационно-правовые формы современной фирмы
- 13. Продукт фирмы. Общий продукт фирмы. Средний продукт. Предельный продукт. Закон убывающей эффективности труда.
- 14. Бухгалтерские и экономические издержки и прибыль. Общие и средние издержки. Предельные издержки.
- 15. Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Их характеристики.
- 16. Фирма в условия совершенной конкуренции. Оптимальный объем выпуска. Границы целесообразности выпуска продукции. Определение оптимального объема выпуска
- 1. Метод совокупных издержек — совокупного дохода.
- 2. Метод предельных издержек — предельного дохода.
- 17. Фирма монополист. Барьеры для вступления в отрасль. Оптимальный объем выпуска продукции. Ценовая дискриминация. Антимонопольная политика государства.
- 18. Олигополия. Олигополистическая взаимозависимость. Рыночное равновесие олигополистов.
- 19. Монополистическая конкуренция. Равновесие фирмы в условия краткосрочного и долгосрочного периодов. Положительные черты монополистической конкуренции.
- 20. Рынок труда и заработная плата.
- 21. Рынок услуг земли и земельная рента
- 22. Капитал и процент. Виды капитала. Номинальная и реальная процентные ставки.
- 23. Дисконтирование: коэффициент дисконтирования, текущая дисконтированная стоимость.
- 24. Деньги и их функции. Виды денег и их свойства. Ликвидность денег. Денежные агрегаты.
- 25. Коммерческие банки. Классификация банков. Виды банковских услуг.
- 26. Операции банков: активные и пассивные. Баланс и резервы коммерческих банков. Банковский мультипликатор.
- Виды резервов банка
- Обязательные резервы банка или резервные требования
- 27. Цб, его функции. Баланс цб. Его роль в осуществлении экономической политики.
- Баланс центрального банка (цифры условные)
- 28. Система национальных счетов. Валовый внутренний продукт. Методы исчисления ввп. Номинальный и реальный ввп.
- 29. Валовой национальный продукт. Чистый национальный продукт. Национальный доход, личный доход, личный располагаемый доход.
- 30. Макроэкономическое равновесие. Доход, потребление и сбережения. Предельная склонность к потреблению, предельная склонность к сбережению.
- 31. Сбережения и инвестиции. Государственные затраты и равновесие. Мультипликатор.
- 32. Экономический цикл. Механизм экономического цикла
- 33. Безработица. Причины и формы безработицы. Последствия безработицы и государственное регулирование занятости
- 34. Инфляция, ее причины. Формы инфляции, последствия инфляции. Кривая Филиппса.
- 35. Экономический рост, его измерение и факторы
- 36. Налоговая политика государства
- 37. Денежно-кредитная политика государства
- 38. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Государственный долг и его последствия
- Последствия накопления государственного долга
- 39. Международная торговля. Принцип абсолютного преимущества и принцип относительного преимущества.
- 40. Валютный рынок. Валютный курс. Валютная политика
- Формы валютного курса