3.1 Инфраструктура фондового рынка
Одним из важнейших факторов, определяющих успех развития рыночной экономики любого современного государства, является эффективное использование потенциальных возможностей финансового рынка. Именно он представляет собой важнейший источник экономического роста. Финансовый рынок – это совокупность всех денежных ресурсов, находящихся в постоянном движении, т.е. распределении и перераспределении, под влиянием меняющегося соотношения спроса и предложения на эти ресурсы со стороны различных субъектов экономики. Его масштабы зависят от состояния и размеров общественного производства, численности, прежде всего, самодеятельного населения.
По структуре финансовый рынок страны состоит из трех взаимосвязанных и дополняющих друг друга рынков:
1. Рынок находящихся в обращении наличных денег и выполняющих их функции краткосрочных платежных средств (векселей, чеков и т.п.).
2. Рынок ссудного капитала – банковских кредитов.
3. Рынок ценных бумаг (фондовый рынок).
История становления и развития инфраструктуры фондового рынка Республики Казахстан соответствует основным этапам его формирования. Ранее было отмечено, что до весны 1994 года казахстанское законодательство подразумевало существование только четырех возможных видов субъектов фондового рынка – эмитентов, инвесторов, посредников (брокеров и дилеров) и фондовых бирж. Период с 1995 по 1997 год явился временем активного формирования законодательной базы и создания основ инфраструктуры казахстанского фондового рынка. В результате к концу 1997 года на казахстанском фондовом рынке действовала расширенная законодательная база, основанная на положениях Гражданского кодекса РК, которая обеспечила комплекс мер по защите интересов инвесторов. Тогда же был учрежден Центральный депозитарий, с созданием которого завершилось построение базовой институциональной и технической инфраструктуры отечественного фондового рынка, соответствующей основным мировым требованиям и обеспечивающей надежное исполнение сделок.
Полноценно развивающийся фондовый рынок современного государства требует особого регулирования со стороны центральной власти и саморегулирование его участников. Сегодня функции государственного регулирования казахстанским рынком капиталов переданы Национальному Банку, в структуре которого образован специальный Департамент регулирования рынка ценных бумаг.
Важнейшими элементами инфраструктуры современного фондового рынка являются такие саморегулируемые организации как фондовая биржа и соответствующие объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Рассмотрим некоторые понятия, определяющие основные виды профессиональной деятельности и элементы инфраструктуры современного фондового рынка.
Андеррайтер – профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий подписку на ценные бумаги эмитента на основании соответствующего договора и гарантирующий выкуп за собственные средства тех его ценных бумаг, которые остались не размещенными.
Брокер – посредник, осуществляющий сделки с ценными бумагами на основании договора, в интересах и за счет своего клиента и выступающий при этом от своего имени или от имени своего клиента, получая за это определенное вознаграждение.
Депозитарий ценных бумаг – специализированная организация, осуществляющая деятельность по учету и подтверждению прав владельцев ценных бумаг, а также по дематериализации ценных бумаг.
Дилер – лицо, совершающее сделки с ценными бумагами на профессиональной основе от своего имени и за собственный счет, с целью получения прибыли в результате последующей перепродажи этих ценных бумаг.
Инвестор – физическое или юридическое лицо, приобретающее ценные бумаги от своего имени и за свой счет.
Кастодиал – профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по учету и хранению вверенных ему ценных бумаг и денежных средств клиентов.
Котировочная система внебиржевого рынка ценных бумаг – создаваемая объединением профессиональных участников рынка ценных бумаг организация, которая в соответствии с законодательством РК имеет статус юридического лица и осуществляет функции по котировке ценных бумаг, обращающихся на внебиржевом рынке.
Национальная система идентификации ценных бумаг – система буквенно-цифровой кодификации ценных бумаг одной эмиссии, допущенных к обращению на территории определенного государства.
Независимый регистратор – специализированная организация, осуществляющая на основании соответствующего договора с эмитентом ценных бумаг, функции ведения реестров всех держателей его ценных бумаг.
Неорганизованный рынок ценных бумаг – это сфера их обращения, в которой сделки с ценными бумагами осуществляются без соблюдения требований организованного рынка к предмету сделки и ее участникам.
Организованный рынок ценных бумаг – сфера обращения ценных бумаг, в которой сделки с ними урегулированы процедурой и условиями, установленными участниками этих сделок.
Первичный и вторичный рынок ценных бумаг – соответственно отношения, складывающиеся в процессе выпуска и первичного размещения ценных бумаг и отношения, складывающиеся при последующем обращении ранее выпущенных ценных бумаг.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг – физические и юридические лица, имеющие лицензию для осуществления одного или нескольких видов деятельности на рынке ценных бумаг.
Фондовая биржа - организация, представляющая собой постоянно функционирующий организованный рынок ценных бумаг, где все сделки с ними происходят в определенных условиях и урегулированы установленными процедурами.
Эмитент ценных бумаг – юридическое лицо, которое от своего имени выпускает ценные бумаги в обращение и гарантирует выполнение обязательств, вытекающих из условий эмиссии этих ценных бумаг.
Эффективность развития национальных фондовых рынков, прежде всего, определяется оптимальной структурой и эффективностью развития их субъектов. Важнейшими субъектами любого современного фондового рынка являются его институциональные инвесторы: банки; пенсионные, страховые, инвестиционные фонды и др.
Ниже приведена краткая характеристика названных субъектов казахстанского фондового рынка, от успешного и сбалансированного развития которых во многом зависит успех рыночных преобразований национальной экономики в целом.
Банковские учреждения РК до настоящего времени остаются самыми активными субъектами национального фондового рынка. Они выступают в качестве эмитентов собственных акций, облигаций, векселей, депозитных сертификатов и других ценных бумаг, а также в роли инвесторов, приобретая ценные бумаги за свой счет, проводят посреднические операции с ценными бумагами, получая за это комиссионное вознаграждение.
По данным Национального банка РК, общее количество действующих в республике банковских учреждений в настоящее время составляет 38, в том числе с иностранным участием (включая дочерние банки и банки-нерезиденты РК) – 17.
Современная ситуация характеризуется сохранением тенденции роста ресурсной базы банков преимущественно за счет роста депозитов юридических и физических лиц. При этом за последнее пятилетие годовые темпы роста депозитов как юридических, так и физических лиц были одинаковыми и находились в пределах 35%. Согласно информации Национального Банка РК, по данному показателю среди стран СНГ Казахстан уступает только России. Национальный Банк РК сообщает также, что в условиях снижения уровня инфляции и девальвации тенге динамика ставок по банковским депозитам имеет тенденцию к понижению.
В условиях продолжающегося роста ресурсной базы банковской системы РК кредитование реального сектора экономики остается приоритетным направлением. Положительно оцениваются структурные изменения кредитного портфеля банков, где рост средне- и долгосрочных кредитов носит опережающий характер по сравнению с краткосрочными кредитами. В последние годы динамика процентных ставок по кредитам в целом характеризовалась тенденцией к снижению. Такая ситуация свидетельствует о макроэкономической стабилизации и повышении доступности кредитных ресурсов для большинства субъектов казахстанской экономики.
Отечественные и зарубежные аналитики отмечают, что в результате развития банковского сектора Казахстана за годы его независимости сложилась устойчивая тенденция к увеличению концентрации и централизации банковского капитала. Выделяются крупные банки, сосредотачивающие у себя значительную долю активов банковского сектора, операций и персонала банковской системы. Они постепенно занимают господствующее положение на рынке банковских услуг.
Конкуренция в банковском деле выходит на международный уровень. Усиливается проникновение на казахстанский финансовый рынок иностранных банков путем открытия их представительств, создания банков с участием иностранного капитала.
Накопительная пенсионная система РК сегодня является вторым по значимости институциональным инвестором отечественного фондового рынка.
Формирование наиболее привлекательной для общества небанковской модели фондового рынка предполагает необходимость преодоления банковского монополизма в финансовой сфере и создание конкурентной среды на рынке капиталов. На современном казахстанском фондовом рынке реальную конкуренцию банковской системе как институциональному инвестору может составить пока только накопительная пенсионная система.
По данным Национального банка РК в Казахстане осуществляют свою деятельность 16 НПФ, в том числе 1 государственный (ГПНФ), 2 корпоративных («Казахмыс» и «Филип Морис Казахстан») и 13 открытых негосударственных НПФ.
Лицензию на управление пенсионными активами имеют девять участников рынка, в том числе восемь компаний по управлению пенсионными активами (КУПА) и Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ), который самостоятельно управляет своими пенсионными активами. Крупнейшими операторами по управлению пенсионными активами (по объемам управляемых пенсионных активов) можно считать: ГНПФ, КУПА Народного банка Казахстана и «Жетысу», каждый из которых в отдельности имеет в управлении свыше 400 млн. долларов пенсионных активов, что составляет в совокупности 74,4% от их общей суммы.
Сегодня КУПА значительно упрочили свои позиции на организованном рынке ценных бумаг, потеснив таких крупных игроков как банки второго уровня. О возросшей роли субъектов накопительной пенсионной системы на фондовом рынке Казахстана свидетельствует тот факт, что вышеназванные крупнейшие КУПА вошли в десятку наиболее активных членов Казахстанской фондовой бирже (KASE).
Известно, что наиболее объективными показателями эффективности деятельности КУПА является доходность управляемых пенсионных активов, а также степень диверсификации инвестиционных портфелей НПФ, активами которых они управляют. Современное распределение инвестиционных активов НПФ РК (по данным агентства «Ирбис») выглядит следующим образом (рис. 3.1):
Рис. 3.1. Структура инвестиционных активов НПФ РК
Накопительные пенсионные фонды Казахстана сегодня являются крупными поставщиками финансовых ресурсов на национальный фондовый рынок. Однако ввиду повышенной социальной значимости данных субъектов их инвестиционная деятельность в РК всегда предполагала наличие некоторых ограничений в плане преимущественного использования относительно более надежных инструментов, безопасность которых гарантировалась самим государством.
В связи с этим важное место среди объектов инвестирования НПФ традиционно занимали долговые государственные ценные бумаги (ГЦБ), помогающие мобилизовать временно свободные денежные ресурсы для неинфляционного покрытия дефицита бюджета на республиканском и местном уровнях. Естественно, что при этом пенсионные фонды становятся вынужденными, кредиторами государства и их средства используются в основном в бюджетных целях.
Вместе с тем очевидно, что долговые обязательства государства (особенно долгосрочные) не должны быть преобладающим объектом инвестирования средств НПФ. Эти финансовые инструменты могут способствовать увеличению налоговой нагрузки на будущие поколения, поскольку сейчас государство обеспечивает доходность по своим долговым ценным бумагам в основном за счет бюджетных поступлений, а не из доходов какого-либо реального производства. Таким образом, высокие инвестиционные доходы НПФ сегодня обернутся в будущем высокими налогами, что может привести к чрезмерному росту цен и уменьшению реальных доходов самих пенсионеров. Поэтому пенсионная система, работая в интересах пенсионеров, не должна своими финансовыми активами стимулировать увеличение государственной задолженности.
Привлечение средств накопительной пенсионной системы в реальную экономику, безусловно, должно осуществляться с использованием финансовых инструментов, гарантированных государством. В качестве оптимального можно рекомендовать путь, когда частные заемщики и государственные предприятия смогут привлекать средства НПФ на основе выпуска собственных облигаций, гарантированных государством и передаваемых государству в качестве заклада или взноса в выкупной фонд пенсионной системы. При этом пенсионные инвестиции могут быть направлены на обновление основного капитала, лизинг производственного оборудования, финансирование самоокупаемых приоритетных производственных и научно-технических программ, жилищно-коммунальное строительство и т.д. Чем больше будет произведено товаров, работ и услуг за счет инвестирования пенсионных резервов, тем выше будет реальное содержание будущих пенсий и уровень жизни самих пенсионеров.
Изменения в пенсионном законодательстве, обеспечивающие более активное привлечение на фондовый рынок страхового капитала и дальнейший рост пенсионных накоплений, заставляют соответствующие финансовые институты задуматься о профессиональных расчетах в области прогнозирования и анализа своей деятельности. В связи с этим актуарная деятельность давно уже является неотъемлемой частью международного финансового рынка. Однако в РК институт профессиональных актуариев только формируется. В январе 2002 года Национальный Банк РК учредил ЗАО «Казахстанский актуарный центр», представляющий собой консалтинговую компанию, созданную для удовлетворения растущего спроса на профессиональные актуарные услуги для страховой индустрии и пенсионных фондов. Для повышения эффективности своей деятельности ассоциация пенсионных фондов Казахстана предлагает создать свою систему перестрахования. Таким образом, становится очевидной необходимость более эффективного взаимодействия НПФ с другими важнейшими субъектами современного фондового рынка, в частности с системой страховых организаций.
Страховые фирмы на мировом фондовом рынке традиционно рассматриваются как одна их основных групп институциональных инвесторов. Что касается развивающегося казахстанского рынка ценных бумаг, то вышеназванная группа его субъектов пока занимает здесь весьма скромные позиции. Однако, несмотря на то, что совокупные активы казахстанских страховых компаний во много раз меньше, чем банковские (свыше 55 раз) или пенсионные (около 13 раз) активы, по динамике роста они вполне сопоставимы с ними. Таким образом, можно ожидать, что по мере развития национального фондового рынка страховые активы начнут играть на нем все более значимую роль.
27 ноября 2000 года был издан указ Президента РК «О государственной программе развития страхования в Республике Казахстан на 2000 – 2002 годы». Главной целью данной программы являлось формирование полноценного, устойчиво функционирующего национального рынка страховых услуг, способного стать реальным инструментом защиты интересов государства, граждан и хозяйствующих субъектов.
Перспективы развития законодательного обеспечения реформ страхового рынка РК могут быть представлены следующим образом. Национальный Банк РК в конце 2002 года с целью гармонизации отечественного законодательства в сфере страхового рынка со стандартами ВТО представил блок законопроектов по вопросам страхования. В частности блок законодательных актов, инициированных и представленных правительством в Мажилис парламента Казахстана, включает в себя следующие законопроекты:
-
«О фонде гарантирования страховых выплат»;
-
«Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств»;
-
«Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами»;
-
«Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности частных нотариусов»;
-
«Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности аудиторов и аудиторских организаций».
Кроме того, планируется внести поправки в закон «О страховой деятельности».
На современном этапе развития отечественных страховых компаний остро стоит вопрос о перспективах интеграции страхового рынка РК в мировой рынок страхования в контексте вступления Казахстана в ВТО. Это диктует необходимость проведения взвешенного анализа преимуществ и потенциальных угроз для деятельности казахстанских страховых организаций.
По информации Национального Банка РК сохраняется тенденция к концентрации казахстанского страхового рынка (около 60% совокупной страховой премии в РК приходится всего на 6 страховых компаний). Однако при перестраховании крупных рисков (в нефтяной отрасли, металлургии и т.д.) принимаемые на страхование риски сегодня, как правило, полностью передаются перестраховочным организациям-нерезидентам РК. Сложившаяся ситуация может быть объяснена все еще низкой, по сравнению с иностранными страховыми организациями, капитализацией отечественных страховщиков, значительной величиной принимаемых рисков и требованиями самих страхователей (либо их контрагентов).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что страховой рынок РК при относительно небольших размерах и определенных трудностях формирования характеризуется устойчивыми позитивными тенденциями и развивается достаточно высокими темами. Имеющиеся сведения позволяют говорить о росте доверия страхователей к этому сегменту финансового рынка и росте роли страхования в стране. Осуществляемая Национальным Банком РК политика по регулированию страхового рынка позволила повысить уровень финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций. В течение последних двух лет идет интенсивное формирование современной инфраструктуры национального страхового рынка. Завершается работа по определению оптимального перечня обязательных видов страхования, а также его видов, связанных с профессиональной ответственностью. Среди ожидаемых направлений дальнейшего развития страхования в РК можно выделить следующие:
-
стимулирование страховых организаций посредством совершенствования пруденциального регулирования к увеличению размера собственного удержания рисков, передаваемых в перестрахование;
-
увеличение доли долгосрочного страхования жизни при условии дальнейшего экономического стимулирования страхователей государством;
-
активизация на страховом рынке различных его профессиональных участников – актуариев, уполномоченных аудиторов и страховых брокеров, а также страховых агентов;
-
рост объема собираемых страховых премий по обязательному страхованию (с учетом предполагаемых к введению их новых видов);
-
продолжение работы по поэтапному повышению стандартов регулирования страховой деятельности и надзора за ней (исходя из объективно сложившегося уровня финансовых и иных возможностей отечественных страховых организаций) на основе международных принципов и стандартов страхового надзора.
Казахстанские инвестиционные фонды пока являются наиболее слабым звеном в структуре отечественных институциональных инвесторов.
Главное преимущество инвестиционных фондов в конкурентной борьбе с другими кредитно-финансовыми институтами заключается в предоставлении клиентам наиболее полного спектра инвестиционных возможностей.
Потребность в механизмах осуществления коллективных инвестиций обусловлена тем, что частным инвесторам зачастую оказываются недоступны самостоятельные операции на финансовых рынках. Основные причины тому - недостаток специальных знаний у большинства индивидуальных инвесторов, высокие затраты на построение эффективного диверсифицированного портфеля инвестиций, невыгодность работы со средствами мелких инвесторов для профессиональных участников фондового рынка, а также тот факт, что некоторые выпуски ценных бумаг не предназначены для размещения среди физических лиц. Создание механизмов и конкретных форм коллективного инвестирования должно способствовать преодолению этих препятствий, а также стимулированию инвестиционной активности населения.
Перспективность данного направления развития казахстанского финансового рынка подтверждается зарубежным опытом, из которого следует, что безусловной тенденцией последних десятилетий является значительное возрастание роли небанковских кредитно-финансовых учреждений в кредитной системе.
На современном этапе развития казахстанского рынка ссудных капиталов пока не создана система инвестиционных фондов, способная составить конкуренцию другим финансовым институтам, хотя имеется большая потребность в средне- и долгосрочных кредитных ресурсах для развития реального сектора экономики. Опыт создания казахстанских инвестиционных фондов в процессе реформирования финансового рынка РК является самым неудачным по сравнению с развитием других отечественных институциональных инвесторов.
В рамках реализации Программы развития рынка ценных бумаг на 1996-1998 годы была сформирована начальная законодательная инфраструктура, регулирующая создание и деятельность инвестиционных фондов и их управляющих. Законом РК «Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан» от 6 марта 1997 года они были определены как юридические лица, создаваемые в форме открытых акционерных обществ, осуществляющие деятельность по привлечению денежных средств посредством выпуска и открытого размещения собственных акций с целью последующего диверсифицированного инвестирования аккумулированных инвестиционных ресурсов. Было определено два типа инвестиционных фондов – взаимные фонды (обязанные выкупать собственные акции у акционеров) и инвестиционные компании (не имеющие такой обязанности).
При разработке Закона «Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан» предполагалось, что в 1997 году инвестиционные приватизационные фонды (ИПФ), осуществляющие купонную приватизацию (аналог российской ваучерной приватизации), проведут общие собрания своих вкладчиков в целях реорганизации в инвестиционные фонды или иные АО, либо для самоликвидации. Однако ряд трудностей законодательного, организационного, финансового и иного плана не позволили благополучно завершить программу по формированию системы данной разновидности институциональных инвесторов. Таким образом, хотя в республике в 1997 году имелось 169 ИПФ (145 из которых были действующие), на начало 1998 года в Казахстане не было создано ни одного инвестиционного фонда на базе ИПФ и не появилось и не одного вновь созданного инвестфонда.
В начале 2001 года в Казахстане имелся только один инвестиционный фонд – ОАО «Взаимный фонд «Халык-Капитал», действие лицензии которого было приостановлено постановлением Директора НКЦБ №739 от 19 декабря 2000 года в связи с нарушением действующего законодательства. Постановлением Правления Национального Банка №367 от 17 сентября 2001 года данная лицензия была отозвана.
Неразвитость данной формы коллективного инвестирования на фондовом рынке РК может быть объяснена целым рядом причин:
-
уровень средней заработной платы в Казахстане недостаточен для осуществления активных инвестиционных накоплений;
-
настороженность населения по отношению к новым формам коллективного инвестирования из-за отрицательного опыта участия в ИПФ и финансовых «пирамидах»;
-
общая ограниченность финансовых инструментов, обращающихся в Казахстане и, как следствие, затрудненность выбора привлекательных объектов для коллективного инвестирования;
-
несовершенство действующего законодательства;
Однако, не смотря на пессимистичную оценку существующей ситуации, Национальный Банк РК не намерен отказываться от развития инвестиционных фондов как перспективной формы коллективного инвестирования. С этой целью в период действия НКЦБ был разработан законопроект «Об инвестиционных и паевых фондах», а также достигнута договоренность с TACIS о привлечении европейских специалистов для изучения проблем и перспектив деятельности инвестиционных фондов в Казахстане. С использованием рекомендаций зарубежных консультантов разрабатываются необходимые нормативно-правовые акты, учитывающие передовой мировой опыт в сфере коллективного инвестирования. Концепция нового закона, регулирующего деятельность инвестиционных фондов, предусматривает создание в Казахстане широкого спектра их организационно-правовых форм (в виде АО, коммандитных товариществ, без образования юридического лица и т.д.), а также смягчение действующих ограничений и отмену излишних регулятивных норм, затрудняющих появление и деятельность данных субъектов фондового рынка.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что в настоящее время в Казахстане сформирована достаточно развитая инфраструктура национального фондового рынка, отвечающая основным международным требованиям. Сформированы и довольно успешно работают такие основополагающие системы институциональных инвесторов как банковская и пенсионная. Хорошими темпами развивается страховой и ипотечный секторы рынка РК. В перспективе планируется создание и развитие эффективной системы инвестиционных фондов.
Импульс дальнейшему развитию рынка ценных бумаг должны придать новые законы «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг». Будут приняты меры по стимулированию развития таких финансовых инструментов как ипотечные облигации, агентские ценные бумаги, краткосрочные коммерческие ценные бумаги и др.
Анализируя промежуточные итоги развития казахстанского фондового рынка, можно отметить, что постепенная стабилизация и укрепление экономики РК, повышение кредитного рейтинга Казахстана, как это ни парадоксально, еще более обострили проблемы большинства отечественных институциональных инвесторов. Как следствие избыточной ликвидности их активов и большого предложения денег на фондовом рынке еще более актуальной стала проблема дефицита привлекательных и в то же время надежных и ликвидных финансовых инструментов в условиях общей тенденции падения доходности ценных бумаг.
В ближайшем будущем можно ожидать эпизодического оживления рынка акций в связи с реализацией государственного пакета акций АО «Корпорация Казахмыс» и предстоящей реализации государственной доли в АО «Алюминий Казахстана» и АО «Усть-Каменогорский титаномагниевый комбинат».
Одним из объективных показателей развития того или иного сектора экономики является скорость его капитализации. Безусловно, и в дальнейшем будет иметь место развитие основных сегментов казахстанского финансового рынка. Судя по результатам проведенного анализа, активно будут развиваться банковский, пенсионный и страховой секторы фондового рынка Казахстана. Значительная их капитализация должна существенно активизировать национальный фондовый рынок и стимулировать развитие казахстанской экономики в целом.
С целью поддержания темпов прироста пенсионных активов Национальным Банком РК были снижены лимиты их инвестирования в государственные ценные бумаги и соответственно увеличены лимиты инвестирования в негосударственные ценные бумаги.
Одной из самых сложных задач, стоящих перед уполномоченным органом, остается проблема дефицита привлекательных финансовых инструментов (следствие вечной проблемы поиска оптимального соотношения между надежностью и доходностью).
Финансовые рынки стран СНГ во многом схожи между собой, также как и наши экономики в целом. Интеграция финансовых рынков в рамках СНГ помогла бы решить схожие проблемы, присущие каждой стране, и способствовала бы более быстрой их интеграции в мировой рынок.
- Опорный конспект лекций
- Опорный конспект лекций
- 1 Принципы формирования и регулирования рынка ценных бумаг
- Тема 1.1 Формирование фондового рынка
- В Республике Казахстан
- 1.2 Регулирование рынка ценных бумаг
- 2 Основные виды ценных бумаг и правила их обращения на современном фондовом рынке
- 2.1 Акции
- 2.2 Облигации
- 2.3 Государственные ценные бумаги
- 2.4 Производные ценные бумаги
- 3 Основы биржевого дела
- 3.1 Инфраструктура фондового рынка
- 3.2 Организация деятельности фондовой биржи
- 3.3 Фондовые индексы и индикаторы
- Перечень сокращений, условных обозначений и символов
- Список рекомендуемой литературы