Тема 1 Базовые понятия и показатели финансового менеджмента
Цели и задачи финансового менеджмента
Финансовый менеджмент – это наука, которая дает ответы на следующие вопросы:
каким образом рыночная среда меняет логику функционирования финансового механизма предприятия;
как управлять финансами предприятия;
какие выбрать рыночные критерии принятия финансовых решений;
как сочетать стратегию и тактику, долгосрочные и краткосрочные аспекты деятельности предприятия;
какие существуют ограничения и возможности в условиях инфляции;
какие существуют методы нейтрализации налогообложения.
Финансовый менеджмент – это наука об управлении финансами, имеющая своей главной целью максимизацию чистой прибыли, уровня дивидендов, имущества собственников, чистых активов.
Цели и задачи финансового менеджмента:
Общий финансовый анализ и планирование:
оценка активов предприятия и источников их финансирования,
оценка величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания существующего уровня деятельности предприятия и расширения его деятельности,
оценка источников дополнительного финансирования,
контроль за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.
Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств). Предполагает детальную оценку:
объема требуемых финансовых ресурсов;
формы их представления (долгосрочный и краткосрочный кредит, денежная наличность);
степень доступности и время представления (условия договора, финансы должны быть доступны в нужное время и в нужном объеме);
стоимость ресурсов (% ставки, формальные и неформальные условия предоставления);
риски, связанные с данными источниками.
Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами). Включают анализ и оценку:
целесообразность и эффективность вложений в основные фонды, их состав и структура,
оптимальность оборотных средств,
эффективность финансовых вложений.
Информационная база финансового менеджмента
Информационной основой финансового менеджмента является финансовая отчетность – это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления пользователю обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия.
Внешние пользователи финансовой отчетности:
собственники предприятия;
кредиторы;
поставщики, покупатели;
налоговые организации;
служащие компании;
аудиторские службы;
различные фирмы-консультанты по финансовым вопросам;
биржа ценных бумаг;
органы, регистрирующие предприятия;
торгово-производственные ассоциации (комитет по статистике, профсоюзы, юридические фирмы, арбитражи и т.д.).
Основные принципы составления финансовой отчетности:
полезность информации для пользователя, т.е. информация может использоваться для принятия обоснованных деловых решений;
уместность, т.е. информация должна обеспечивать возможность перспективного и ретроспективного анализа, своевременно предоставляться с целью оказания влияния на принятие решений;
достоверность, т.е. информация не должна иметь ошибок и пристрастных оценок;
понятность, т.е. информация д.б. составлена с учетом минимальных знаний пользователя;
сопоставимость, т.е. должна сохраняться последовательность в методиках, применяемых на предприятии. Это необходимо для сопоставления данных за несколько отчетных периодов.
Вся финансовая отчетность, а соответственно и финансовая информация группируется в отдельные укрупненные статьи, которые называются элементами финансовой отчетности.
Принципы составления финансовой отчетности
Полезность
Уместность
Достоверность
Понятность
Сопоставимость
Принципы учета:
двойной записи
экономической единицы учета
принципы периодичности - предприятие должно периодически отчитываться за результаты своей деятельности (ежемесячная, ежеквартальная, годовая отчетность);
принцип "функционирующее предприятие" – предприятие не будет в ближайшее время ликвидировано, т.е. будет действовать достаточно долго;
принцип денежной оценки – денежный измеритель является универсальным. Могут применяться следующие методы оценки:
фактическая себестоимость – первоначальная сумма денежных средств, уплаченная при приобретении или производстве товаров,
текущая (восстановительная) себестоимость – сумма денежных средств, которая должна быть уплачена в настоящее время в случае замены каких-либо средств,
текущая рыночная стоимость – сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи средств или при наступлении срока их ликвидации,
чистая стоимость реализации – сумма денежных средств, равная цене реализации за вычетом расходов по реализации,
дисконтированная стоимость – приведенная стоимость будущих денежных поступлений с учетом возможностей их инвестирования;
принцип начислений – доходы относятся к тому отчетному периоду, в котором продукция отгружена потребителю, даже если денежные средства не поступили на счет продавца (аналогичная ситуация наблюдается по заработной плате – заработная плата не выплачена, но включена в совокупный доход);
принцип соответствия доходов отчетного периода расходам отчетного периода – в отчетном периоде отражают только те расходы, которые определили доходы отчетного периода. Если между расходами и доходами трудно установить строгую зависимость, то расходы распределяются между несколькими отчетными периодами (например, амортизация основных средств).
7. Ограничительные принципы:
оптимальное соотношение затрат и выгод – затраты на составление отчетности должны соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от представления этих данных заинтересованным пользователя;
осторожность (консерватизм) – документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств. Например, если предприятие приобрело оборотные средства по одной цене, а в настоящее время рыночная цена на них упала, то в отчетности предприятие должно отразить эти средства по текущей рыночной цене с отнесением разницы на убытки текущего периода. Наоборот, если рыночная цена по оборотным активам возросла в отчетном периоде, то предприятие не должно вносить изменения в отчетность до фактической реализации активов по возросшей рыночной цене. Такой подход отражает документально изменения рыночной ситуации и связанный с этим риск хозяйственной деятельности предприятия;
конфиденциальность – относится к предприятиям, которые по закону обязаны предоставлять отчетность широкому кругу пользователей. Означает, что отчетная информация не должна содержать данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия
Вся финансовая отчетность группируется в отдельные укрупненные статьи, которые называются элементами финансовой отчетности:
активы
обязательства
собственный капитал
доходы
расходы
прибыль
убытки
1,2,3 – это средства предприятия и источники формирования этих средств на определенную дату.
4,5,6,7 – отражают операции и события в деятельности предприятия, которые повлияли на его финансовое положение в отчетном периоде и определили изменение в первых трех элементах.
Элементы финансовой отчетности отражаются в формах отчетности, прежде всего в балансе и отчете о финансовых результатах и их использовании.
Методы анализа финансовой отчетности:
горизонтальный анализ – позволяет определить абсолютные и относительные изменения различных статей отчетности по сравнению с предшествующим периодом;
вертикальный анализ – проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе, принимаемом за 100%;
чтение отчетности – это изучение:
абсолютных показателей, представленных в отчетности с целью определения имущественного положения предприятия,
его инвестиций,
вложение в активы,
источников формирования капитала и заемных средств,
оценки связи с поставщиками и покупателями,
выручки от основной деятельности и прибыли текущего года;
трендовый анализ – основан на подсчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд периодов от уровня базисного периода, для которого все показатели принимаются за 100%;
финансовые коэффициенты – описывают финансовые пропорции между различными статьями отчетности.
Показатели финансового менеджмента
Добавленная стоимость – это стоимость продукции, произведенной предприятием, включая увеличение запасов готовой продукции и незавершенное производство за вычетом величины стоимости потребленных материальных средств производства и услуг других организаций
Данный показатель характеризует масштабы деятельности предприятия.
Брутто-результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ) – добавленная стоимость за вычетом расходов по оплате труда и всех обязательных платежей предприятия, кроме налога на прибыль.
БРЭИ используется для характеристики промежуточных результатов деятельности предприятия и показывает, достаточно ли у предприятия средств для покрытия всех расходов. По БРЭИ судят об эффективности управления предприятием и его потенциальной рентабельности.
Нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) – это БРЭИ за вычетом всех затрат на восстановление основных средств.
НРЭИ показывает прибыль до уплаты процентов за кредит, процентов по займам и налога на прибыль. Данный показатель характеризует экономический эффект, получаемый предприятием с затрат (рентабельность).
На практике для быстроты расчетов за НРЭИ принимается балансовая прибыль, к которой прибавляют проценты за кредит, относимые на себестоимость (НРЭИ = БП + % к).
Экономическая рентабельность активов (ЭР) – это рентабельность всего капитала предприятия (собственные и заемные средства).
где НРЭИ - нетто-результат эксплуатации инвестиций,
Ак – актив.
%
где БП – балансовая прибыль,
% к – процент за кредит, относимый на себестоимость.
Т.к. Ак = П
где П – пассив.
Формула Дюпона
где ЭР - экономическая рентабельность активов,
Ак – актив
ЭР = КМ * КТ – формула Дюпона
где КМ - коммерческая маржа,
КТ – коэффициент трансформации,
Коммерческая маржа показывает, какой результат эксплуатации дают каждые 100 руб. оборота.
Оборот – выручка от реализации + внереализационные доходы.
Коммерческая маржа отражает рентабельность продаж или экономическую рентабельность оборота. Если КМ > 30% - предприятия имеет высокий уровень рентабельности продаж; 10% < КМ < 30% - средний уровень; КМ < 10% - низкий уровень.
Коэффициент трансформации показывает, сколько рублей оборота снимается с каждого рубля актива. Коэффициент трансформации характеризует оборачиваемость активов, т.е. сколько раз за данный период оборачивается каждый рубль активов.
Экономическая рентабельность регулируется с помощью воздействия на оба показателя – коммерческую маржу и коэффициент трансформации.
На КМ оказывает влияние:
ценовая политика предприятия и государства;
объем и структура затрат.
На КТ влияют:
отраслевые условия деятельности предприятия;
экономическая стратегия предприятия.
I зона - характеризуется сильной КМ и слабым КТ;
II зона – характеризуется слабой КМ и сильным КТ;
III зона – характеризуется сильной КМ и сильным КТ;
IV зона – характеризуется сильной КМ и сильным КТ (область мечтаний).
Нахождение между I и II зонами является нормальным состоянием предприятия.
- Тема 1 Базовые понятия и показатели финансового менеджмента
- Тема 2 Концепция эффекта финансового рычага в финансовом менеджменте
- 1.Понятие финансового и операционного рычага
- 3.Порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия
- Тема 3 Концепция стоимости капитала
- 3.1. Понятие «стоимость капитала организации» и его оценка
- 3.1.1 Стоимость источников заемного капитала
- 3.1.1.1.Стоимость банковского кредита
- 3.1.1.2.Стоимость кредита других организаций
- 3.1.1.3.Стоимость финансового лизинга
- 3.1.1.4.Стоимость эмиссии облигаций
- 3.1.2 Стоимость источников собственного капитала
- 3.1.2.1.Стоимость источника средств «привилегированные акции»
- 3.1.2.2.Стоимость источника средств «обыкновенные акции»
- 3.1.2.3.Стоимость источника «нераспределенная прибыль»
- 3.1.2.4.Стоимость функционирующего собственного капитала
- 3.2. Средневзвешенная и предельная стоимость капитала организации
- Тема 4 Оценка финансового состояния предприятия
- 2.Финансовая устойчивость предприятия: показатели, виды Показатели финансовой устойчивости
- Виды финансовой устойчивости
- 3.Оценка деловой активности