1. Финансы как экономическая категория
Понятие "финансы" зачастую отождествляют с деньгами. Деньги – категория более древняя по сравнению с финансами. Они появились в различных формах уже на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Появление же финансов обусловлено возникновением государства. Уже рабовладельческое государство выполняло ряд общественных функций, а именно: содержание войска, охрана общественного порядка, сохранение власти, постройка общественных зданий, дорог и т.д. Т.е. государство уже тогда предоставляло определенные обществ. блага для своих граждан. Для этого государству требовались определенные ресурсы как в натур., так и в денежной форме. Их роль стали выполнять налоги. Именно соединение государства и налогов в их денежной форме породило феномен гос. финансов. С конца 17 в. в европ. государствах под словом «финансы» понимали всю совокупность денежного хозяйства государства, его доходы, расходы и долги. В 18 в. этот термин пришел и в Россию. До начала 20 в. он употреблялся в сравнительно узком смысле именно как гос. финансы.
Основными признаками финансов являются:
1. Денежные отношения, т.е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов).
2. Наличие двух субъектов, один из которых наделен особыми полномочиями. Таким субъектом выступает государство.
3. В процессе денежных отношений осуществляется формирование или использование общегосударственных фондов денежных средств. Можно сказать, что отличительным признаком финансов является их фондовый характер.
4. Регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.
Финансы объективно необходимы и обусловлены потребностями общественного развития.
Финансы — это совокупность денежных отношений, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством экономических, социальных и политических задач.
Денежные фонды – это суммы денежных средств, обладающие следующими признаками:
имеют строго целевое назначение (амортизационный, пенсионный, премиальный, ремонтный). Прибыль, выручка не являются фондами, так как подразумевают многоцелевое использование;
динамичный характер, что означает постоянное движение денежных средств: фонды постоянно пополняются и используются;
находятся в чьей-либо собственности: государство, хозяйствующих субъектов.
формирование и использование фондов имеет свою правовую сторону и регламентируются нормативными документами (законом, уставом предприятия, решением собрания и др.)
Финансы охватывают лишь те экономические отношения, которые связаны с формированием и использованием различных фондов денежных средств – децентрализованных и централизованных.
Децентрализованные фонды предприятия включают фонд накопления, фонд потребления и резервный фонд.
К децентрализованным фондам относятся и бюджеты семей (домашних хозяйств), формируются за счет оплаты труда, социальных трансфертов из централизованных фондов других поступлений.
Централизованные фонды денежных средств аккумулируются на общегосударственном уровне. Основным централизованным фондом является бюджет.
К централизованным фондам также относятся внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования.
Централизованные и децентрализованные фонды взаимосвязаны.
Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны – вновь созданная стоимость, или стоимость ВВП за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.
Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
2. Соц-экономическая сущность и функции финансов
Как экономическая категория финансы обладают функциями. Можно выделить две основные, взаимосвязанные функции – распределительную и контрольную, осуществляющиеся одновременно.
1.Распределительная фун-я финансов заключается в том, что:
– через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной { РФ;
– вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.
Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита.Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.
2. Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:
– контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
– контроль за реализацией стратегии финансирования.
В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.
Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т. п.
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:
1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.
Многие современные экономисты выделяют и другие функции финансов. Они носят субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов.
Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.
Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.
Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства. Она осуществляется с помощью множества методов и приемов (инвестирование, налогообложение, лимитирование и др.).
Без участия финансов невозможно социальное развитие общества, так как средства на финансирование всех социальных мероприятий получены при распределении национального дохода через бюджет и социальные внебюджетные фонды. Из бюджета финансируется вся непроизводственная сфера, выделяются средства на социальное обеспечение.
В современных условиях роль финансов в социально-экономическом развитии общества проявляется по следующим основным направлениям:
– активизация политики накопления отечественного капитала;
– использование бюджетной и налоговой политики в целях развития экономики и ее укрепления;
– государственная поддержка производственных инвестиций и финансирование инвестиционных программ, обеспечивающих сохранение и развитие научно-технического потенциала страны;
– использование для целей производственного инвестирования возможностей финансового рынка;
– усиление социальной направленности государственного бюджета;
– достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям, слоям и социальным группам граждан.
- 1. Финансы как экономическая категория
- 3. Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязь.
- 4. Управление государственными финансами.
- 5. Финансовое планирование и прогнозирование.
- 6. Финансовое регулирование соц.-экон. Процессов
- 7. Бюджет гос-ва как основное звено системы финансов.
- 8. Принципы построения и структура бюд-й системы.
- 9. Бюджеты субъектов рф. Местные бюджеты.
- 10.Бюджетный процесс. Участники бюджетного процесса.
- 11. Государственные внебюджетные фонды.
- 12. Экономическое содержание страхования, его значение в рыночной экономике.
- 13. Роль страхового рынка в рыночной экономике.
- 14. Экономическое содержание государственного кредита и его роль в макроэкономическом регулировании.
- 15. Классификация государственных займов.
- 16. Управление государственным долгом.
- 17. Экономическая сущность финансового контроля.
- 18. Функции и органы финансового контроля.
- 19. Формы и методы государственного контроля.
- 20. Аудиторский контроль.
- 21. Содержание международных финансовых отношений.
- 22. Мировая валютная системы и валютный курс.
- 23. Государственное регулирование валютных курсов.
- 24. Платежный баланс гос-ва. Принципы формирования.
- 1. Происхождение, сущность и виды денег. Функции денег в рыночной экономике
- 2. Теории денег и их эволюция.
- 3. Денежное обращение: базовые категории. Роль до.
- 4. Денежные агрегаты: понятие, спрос, обращение, эмпирические факторы, определяющие предложение денег.
- 5. Денежная масса: понятие, виды, элементы.
- 6. Денежная система: понятие, виды, элементы.
- 7. Денежная система рф.
- 8. Необходимость и сущность кредита. Основные функции кредита.
- 9. Принципы кредитования. Формы кредита. Классификация кредита.
- 10. Принципы и классификация банковской системы. Организационная и институциональная структуры бс.
- 11. Понятие и роль центрального Банка в экономике. Центральные банки западных стран.
- 12. Понятие денежно-кредитной политики и ее особенности на современном этапе.
- 13. Инструменты денежно-кредитной политики.
- 14. Управление ликвидностью коммерческого банка.
- 15 Кредитование корпоративных клиентов: основные понятия, виды ссуд, заключение кредитного договора.
- 16. Кредитование физических лиц: основные понятия, виды ссуд, заключение кредитного договора.
- 17. Современные виды кредитных операций: кредитная линия, контокоррентный кредит, кредитные операции по векселям.
- 18. Современные виды кредитных операций: ипотечное кредитование
- 19. Привлеченные средства банков. Классификация депозитных операций банков.
- 20. Межбанковское кредитование. Принципы межбанковского кредитования
- 21. Инвестиционная политика банка.
- 22. Посреднические операции коммерческих банков.
- 23. Конверсионные операции коммерческих банков
- 24. Факторинг в деятельности коммерческого банка
- 25. Организационная структура типового ком банка.