logo search
Тезисы сокращенные исправdoc

6. Эмиссия наличных денег.

Эмиссия наличных денег представляет собой выпуск в обращение, при котором увеличивается масса наличных денег, находящихся в обращении.

Монополия на эмиссию наличных денег принадлежит государственному центральному банку. Центральные банки прогнозируют размер предполагаемой эмиссии, используя прогнозы кассовых оборотов коммерческих банков и собственные аналитические материалы. При этом важно не только установить оптимальную прогнозируемую величину эмиссии, но и распределение ее по отдельным регионам страны.

Эмиссия наличных денег осуществляется децентрализовано. Это связано с тем, что потребность коммерческих банков (именно она определяет размер эмиссии) в наличных деньгах зависит от потребности в них юридических и физических лиц, обслуживаемых этими банками, а она постоянно меняется.

Эмиссия наличных денег производят ЦБ РФ и его расчетно- кассовые центры (РКЦ). Они открываются в различных регионах страны и выполняют расчетно-кассовое обслуживание расположенных в этих регионах коммерческих банков. Для эмиссии наличных денег в расчетно-кассовых центрах открываются резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение, в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, т.к. они не совершают движения, являются резервом.

В оборотную кассу расчетно-кассового центра постоянно поступают наличные деньги от коммерческих банков, но и из нее постоянно выдаются наличные деньги. Таким образом, деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении. Если сумма поступлений наличных денег в оборотную кассу расчетно-кассового центра превышает сумму выдач денег из нее, то деньги изымаются из обращения. При этом они переводятся из оборотной кассы РКЦ в ее резервный фонд.

Резервными фондами РКЦ распоряжаются управления Центрального банка России.

Расчетно-кассовые центры обязаны выдавать коммерческим банкам бесплатно наличные деньги в пределах их свободных резервов. Поэтому, если у большинства коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, возрастет потребность в деньгах, а поступления денег в их операционные кассы эквивалентно не возрастет, то РКЦ Вынужден будет увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого он на основе разрешения управления ЦБ переведет наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией, хотя в целом по стране эмиссии наличных денег может и не произойти.

При осуществлении эмиссии одним РКЦ, другой РКЦ может в то же время дополнительно изъять аналогичную сумму наличных денег, поэтому общая масса денег в обращении может и не изменится. Сведениями о том, произошла или не произошла в данный день эмиссия располагает только Правление ЦБ, где составляется ежедневный эмиссионный баланс.

Деньги, эмитируемые РКЦ в обращение, поступят в операционные кассы коммерческих банков, откуда будут выданы клиентам этих банков, т.е. поступят или в кассы предприятий, ил населению. При этом деньги списываются со счетов клиентов до востребования.

7. Инфляция, ее причины и формы проявления. Инфляция – представляет собой обесценивание денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг.

Она ведет к перераспределению национального дохода между секторами экономики, коммерческими структурами, группами населения, государством и населением и субъектами хозяйствования.

Современная инфляция не только характеризуется падением покупательной способности денег в связи с ростом цен, но и обусловлена противоречиями процесса производства, порожденными различными факторами (причинами) как в сфере производства и реализации, так и в денежном обращении, кредите и финансах. Первопричина инфляции – диспропорции между различными сферами народного хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой и потребностями хозяйства в деньгах, кредитной экспансией и др.

Необходимо различать внутренние и внешние факторы инфляции.

Среди внутренних факторов можно выделить неденежные и денежные (монетарные). Неденежные – это факторы, связанные со структурными диспропорциями в общественном воспроизводстве, с затратным механизмом хозяйствования, циклическим развитием экономики, монополизацией производства, государственно-монополистическим ценообразованием, кредитной экспансией и др.; денежные – кризис государственных финансов: дефицит бюджета, рост государственного долга, переполнение сферы обращения избыточной массой денежных средств за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой на покрытие бюджетного дефицита; перенасыщение кредитом народного хозяйства; методы правительства по поддержанию курса национальной валюты, ограничение его движения; увеличение скорости обращения денег и др.

Внешними факторами инфляции являются мировые структурные кризисы (сырьевой, энергетический, валютный), валютная политика государства, направленная на экспорт инфляции в другие страны, нелегальный экспорт золота, валюты.

Закономерный рост мировых цен на сырье и энергоносители всегда провоцирует нарастание инфляции издержек. Импортные цены не только «подталкивают» цены национальной продукции, но и повышают издержки производства при использовании импортных комплектующих изделий, повышая стоимость готовой продукции.

8. Инфляция, ее типы и виды. В зависимости от факторов, которые преобладают, различают два типа инфляции: инфляция спроса и инфляция издержек производства.

Инфляция спроса

Инфляция издержек производства

Особенности

  • Много денег при малом количестве товаров;

  • Спрос на товары и услуги превышает предложение;

  • Производство не удовлетворяет потребности населения. Избыток спроса ведет к росту цен.

  • Расходы на производство товара и оказание услуг возрастают быстрыми темпами под влиянием специфики развития производства, деятельности государства, политики профсоюзов;

  • Повышение издержек производства ведет к росту цен.

Причины инфляции

  • Милитаризация экономики и рост военных расходов. Военная продукция, приобретаемая по заказам государства, направляется в запас, минуя, по существу, рынок и не требуя для обслуживания этой продукции денег

  • Дефицит бюджета и рост госдолга. Расширение функций государства ведет к увеличению его расходов, превышающих его доходы, и увеличению государственной задолженности. Последняя покрывается либо госзаймами, либо эмиссией банкнот, что дает государству дополнительные средства и, следовательно, создает излишек спроса;

  • Кредитная экспансия банков. Расширение кредитной системы и кредитных операций ведет к увеличению кредитных орудий обращения и создает дополнительные требования на товары и услуги;

  • Импорт иностранной валюты. Приток иностранной валюты в страну в связи с благоприятным валютным курсом и приток иностранной валюты при активном платежном балансе создает дополнительный спрос на товары и услуги и повышает на них цены.

  • Снижение производительности труда. Это связано с циклическими колебаниями и структурными изменениями в экономике в отдельные периоды, что увеличивает издержки на единицу продукции и, следовательно, прибыли. В итоге – общее снижение объема производств, сокращение предложения товара и рост цен.

  • Расширение сферы услуг и появление новых видов услуг. В результате растет оплата труда при относительно низкой по сравнению с производством производительности. Отсюда общий рост цен на услуги.

  • Повышение оплаты труда, особенно в годы подъема. Это вызвано экономической мощностью работающих и активной деятельности профсоюзов, не позволяющих снижать оплату при падении производительности труда. Возникает инфляционная спираль: зарплата-цены.

  • Высокие косвенные налоги – НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж. Они являются ценооб-разующим фактором, широко использующимся государством для наполнения доходами своего бюджета. В конечном итоге возникает общий рост цен.

  1. ползучая (умеренная) – ежегодные темпы прироста цен от 3% до 5-10% – характерна для экономически развитых стран, рассматривающих ее как стимул производства.

  2. галопирующая – среднегодовые темпы пророста цен от 10% до 50% (иногда до 100%).

  3. гиперинфляция, при ежегодных темпах прироста цен свыше 100%, свойственную странам в отдельные периоды, когда они переживают коренную ломку своей экономической структуры.