Вопрос 44) Государственные внебюджетные фонды, источники их формирования и направления использования
государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования).
Сущность внебюджетных фондов
Общественные фонды потребления создаются во всех государствах за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения для финансирования просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения. Источником формирования этих фондов служит национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды — это совокупность финансовых ресурсов, не включаемых в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.
В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизованные и децентрализованные.
1. Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав централизованных (государственных) внебюджетных фондов входят:
Пенсионный фонд РФ;
Фонд социального страхования РФ;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
К централизованным также относятся
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства,
Федеральный фонд социальной поддержки населения и др.
2. Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые:
1) по решению региональных и муниципальных органов власти для решения региональных и местных задач;
2) для решения отраслевых задач (фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, фонд конверсии и др.)
Средства государственных и территориальных (региональных и местных) внебюджетных фондов находятся соответственно в федеральной, региональной и муниципальной собственности.
Источники внебюджетных фондов
1) обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти;
2) добровольные взносы юридических и физических лиц;
3) прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами—юридическими лицами;
4) другие доходы, предусмотренные законами.
Во внебюджетные фонды мобилизуется значительный объем финансовых ресурсов, имеющихся в государстве (10 - 20%).
Децентрализованные внебюджетные фонды.
1. Отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды были образованы в начале 90-х годов в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов и усиления контроля за их использованием.
2. Фонд НИОКР создан для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, результаты которых используются в народном хозяйстве. Источником формирования средств фонда являются отчисления предприятий и организаций от реализации продукции.
3. Источниками Государственного фонда конверсии служат в основном бюджетные ассигнования. Средства этого фонда направляются предприятиям военно-промышленного комплекса для переоснащения их на выпуск гражданской продукции.
4. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создан для оказания государственной помощи малым предприятиям. В этот фонд направляется 1% средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки.
5.Фонды развития жилищной сферы создаются региональными и местными органами власти в целях мобилизации дополнительных средств на строительство жилищного фонда, поддержание технического состояния коммунальных объектов, оказание помощи малоимущим гражданам в приобретении квартир.
Билет 20. Вопрос 20) Социальная система страхования. Государственные внебюджетные фонды
Размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в ПФР, определяется Парламентом по представлению правления Фонда. Предприятия и организации обязаны вносить в Пенсионный фонд взносы в размере 28% от размера начисленной заработной платы, совхозы, колхозы и предприятия по производству сельхозпродукции — 20,6%, крестьянские хозяйства — 5% от размера дохода, работающие — 1% от величины дохода. Работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц — в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые взносы с работников.
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) был создан в целях управления средствами государственного социального страхования России.
Основные задачи фонда:
1) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования;
2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
3) разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
4) организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.
Источники образования средств фонда:
1) страховые взносы работодателей;
2) страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
3) страховые взносы граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;
4) доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
5) добровольные взносы граждан и юридических лиц;
6) ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот в установленных законом случаях.
Средства Фонда направляются на:
1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;
2) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;
5) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
4) финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда);
5) проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
6) осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения.
Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Уплата страховых взносов в Фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным законодательством.
Фонды обязательного медицинского страхования РФ созданы с целью охраны здоровья граждан. Цель медицинского страхования гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи и финансировать профилактические мероприятия.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с программами медицинского страхования, которые гарантируют объем и условия оказания медицинской, лекарственной помощи гражданам. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение добровольных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.
Источники финансирования здравоохранения:
1) средства федерального, региональных и местных бюджетов;
2) средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйственных субъектов;
3) личные средства граждан;
4) безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования.
Фонды здравоохранения формируются за счет бюджетных средств, и распорядителями этих фондов являются федеральные, региональные и местные исполнительные органы власти.
Фонды медицинского страхования формируются за счет средств, получаемых от страховых взносов. Эти фонды предназначены для финансирования страховыми организациями медицинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Такие фонды были созданы на федеральном и территориальном уровнях.
Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, с любыми формами собственности, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом.
Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности и не входят в состав федерального и региональных бюджетов.
Фонды обязательного медицинского страхования формируются за счет:
1) части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов;
2) ассигнований из федеральных и региональных бюджетов на выполнение программ обязательного медицинского страхования;
3) добровольных взносов юридических и физических лиц;
4) доходов от использования временно свободных финансовых средств фондов.
Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию.
Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование устанавливается Правительством РФ и утверждается Федеральным Собранием РФ.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование для бюджетных учреждений и организаций, а также нерентабельных государственных предприятий осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.
Плательщики страховых взносов производят их по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в том числе по договорам подряда и поручения, из которых осуществляются отчисления на государственное социальное страхование. Плательщики уплачивают страховые взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц.
- Вопрос 27) Элементы налога и способы его взимания
- Вопрос 28. Понятие территориальных финансов, их значение в унитарных и федеративных государствах
- Вопрос 4. Причины образования бюджетного дефицита
- Вопрос 29) Классификация и виды налогов
- Вопрос 30. Бюджетный федерализм и его основ принципы
- Вопрос 31. Налоговая система и её элементы
- Вопрос 32) Источники формирования собственных ресурсов предприятия
- Вопрос 33)Источники формирования заемных средств предприятия.
- Вопрос 34) Налоговые льготы, их виды и назначение
- Вопрос 35. Классификация и формы государственных займов
- Вопрос 36) Страхование в системе финансовых отношений, его виды и функции
- Вопрос 37. Государственная финансовая политика, её содержание и инструменты
- Вопрос 13. Перестрахование, его значение в финансовой системе
- Вопрос 39. Модель межбюджетных отношений в стране
- Вопрос 40) Бюджетный кодекс, его значение в финансовой системе страны
- Вопрос 43. Резервный фонд и его роль в государственных финансах
- Вопрос 44) Государственные внебюджетные фонды, источники их формирования и направления использования
- Вопрос 45, 46. Классификация и структура расходов федерального бюджета страны.
- Вопрос 47. Государственный кредит как финансовая категория
- Вопрос 48. Прямое налогообложение, его значение в формировании государственных доходов
- Вопрос 49) Косвенные налоги, их виды и особенности
- Вопрос 50. Таможенные пошлины, их роль в формировании государственных доходов