logo search
diplom_keyt

2.7 Порядок формирования показателей отчетности, характеризующих наличие и движение денежных средств и основные направления совершенствования их учета

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом состоянии организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам на определенную отчетную дату. Показатели бухгалтерской отчетности прямо и косвенно формируются из счетов Главной книги или выводятся из учетных данных, получаемых в результате специальных расчетов. Отсюда вытекает органическая связь между бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью, которая состоит в том, что сводные учетные данные переходят в соответствующие формы отчетности в виде синтезированных итоговых показателей.

Финансовое положение организации определяется находящимися в ее распоряжении активами, структурой обязательств и капитала организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовых результатах позволяет оценить потенциальное изменение в ресурсах. Данные об изменениях в финансовом состоянии организации дают возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и текущую (операционную) деятельность в отчетном периоде.

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными прошлых периодов.

Бухгалтерская отчетность за 2009 год представлена в приложении 1, за 2010 год в приложении 2, за 2011 год в приложении 3.

Пояснения к показателям форм бухгалтерской отчетности ООО «Ратипа» представлены в пояснительной записке (приложение 4):

По состоянию на 01.01.2012 г. ООО «Ратипа» имеет дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты в размере 1 млн р.

Дебиторская задолженность поставщиков и подрядчиков, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, составляет 1213 млн р.

Дебиторская задолженность поставщиков и подрядчиков, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, составляет 897 млн р. Краткосрочная дебиторская задолженность разных дебиторов в размере 50 млн р., на 01.01.2012 г. включает суммы, подлежащие возмещению арендаторами.

По состоянию на 01.01.2012 г. общество имеет задолженность на отчетную дату по инвестиционным кредитам в размере 17593 млн р. и оборотным кредитам в размере 2482 млн р.

На 01.01.2012 г. общество не имеет дебиторской задолженности с истекшими сроками давности.

Кредиторская задолженность общества по состоянию на 01.01.2012 г. в совокупности составляет 3711 млн р., в том числе:

- задолженность перед поставщиками и подрядчиками – 2359 млн р.;

- задолженность перед покупателями и заказчиками – 83 млн р.;

- задолженность перед прочими кредиторами – 488 млн р.;

- задолженность по прочим расчетам с персоналом – 781 млн р.;

Расходы будущих периодов общества состоят из следующих статей:

- страхование АВТО КАСКО – 189 млн р.;

- комиссия за обслуживание пластиковых карточек– 34 млн р.;

- страхование Зеленая карта – 156 млн р.;

- визы- 86 млн р.;

- страхование ответственности перевозчика- 74 млн р.;

- прочие- 78 млн р.

В состав доходов будущих периодов входят курсовые разницы в размере 1402 млн р.

Размер операционных доходов за 2011 год составляет 12012 млн р. В состав операционных доходов входят:

- доходы от операций с активами (реализация основных средств)- 52 млн р.;

- прочие операционные доходы- 11958 млн р.

Размер внереализационных доходов за 2011 год составляет 1147 млн р. (за вычетом налогов и сборов, включаемых в состав внереализационных доходов). В состав внерелизационных доходов входит:

- штрафы, пени, неустойки, признанные или по которым получены решения суда об их взыскании – 225 млн р.;

- возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств – 80 млн р.;

- курсовые разницы по операциям в иностранной валюте – 780 млн р.;

- списание дебиторских и кредиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности – 54 млн р.;

- прочие внерелизационные доходы – 8 млн р.

Для оценки состояния бухгалтерского учета денежных средств организации необходимо проверить:

- соответствие произведенных операций нормативным актам;

- правильность оформления выписок со счетов в банке и прило­женных к ним документов;

- соответствие данных об остатках денежных средств на счетах в банках в выписках банков и регистрах бухгалтерского учета;

- своевременность и правильность документального оформле­ния и учета операций на расчетном, валютном и специальных сче­тах в банке;

- правильность отражения операций по покупке и продаже ва­люты, расчетов курсовых разниц по этим операциям;

- проведение инвентаризаций денежных средств на счетах в банке и др.

Кроме того, необходимо исследовать организацию системы внут­реннего контроля за учетом денежных средств, оценить соответствие применяемой методики учета.

Типичными ошибками и недостатками учета операций по счетам в банках являются:

- подчистки и исправления в выписках банка;

- нарушение порядка покупки и обратной продажи иностран­ной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь;

- неправильный расчет курсовых разниц;

- неверная корреспонденция счетов;

- несоответствие данных в выписках банков, регистрах бухгал­терского учета, Главной книге и отчетности.

При автоматизированной обработке учетных данных внима­тельно изучается содержание машинограмм, используемых вме­сто журналов-ордеров. Проверяется уровень автоматизации учетно-вычислительных работ, определяется эффективность исполь­зования компьютерных систем и степень подготовки кадров для работы на них.

Учет денежных средств — достаточно трудоем­кая работа. Необходимо заполнять большое количество журналов-ордеров, ведомостей, платежных и других документов. В целях со­вершенствования учета на данном участке зачастую рекомендуется внедрить специализированную бухгалтерскую программу, что позво­лит существенно повысить оперативность и достоверность обработки информации, аналитичность учетных данных.

Для увеличения эффективности работы бухгалтера в отдель­ных случаях рекомендуется установить программу Клиент-Банк. Она позволит быстро, грамотно осуществлять платежи в безна­личной форме путем пересылки платежных требований и платеж­ных поручений с помощью электронной почты, а также получать необходимую информацию об остатках денежных средств на сче­тах в банке. Это не только экономит время при передаче докумен­тов в банк, но и дает возможность при наличии неправильно или не до конца заполненных реквизитов вносить необходимые кор­ректировки.

Для обеспечения эффективного управления денежными потока­ми на счетах в банке необходимо проводить их анализ, он должен включать в себя внутренний и внешний анализ денежных потоков, а также анализ их сбалансированности. Необходимо контролировать оплату счетов, получение долгов с заемщиков и дебиторов, наблюдать за расходами, совершаемыми путем оплаты со счетов банка.

МСФО-7 регламентирована структура От­чета о движении денежных средств. В соответствии с МСФО 7 Отчет о движении денежных средств должен представлять информацию с учетом классификации потоков денежных средств и их эквивалентов по видам деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой.

- операционная деятельность - основная, приносящая выручку деятельность и прочая деятельность, отличная от инвестиционной и финансовой. 

- инвестиционная деятельность - приобретение и продажа внеоборотных активов и других инвестиций, не относящихся к денежным эквивалентам.

- финансовая деятельность - деятельность, которая приводит к изменениям в размере и составе собственного капитала и заемных средств организации.

Согласно данной классификации структура Отчета о движении денежных средств выглядит следующим образом:

1. Денежные средства, полученные от:

- операционной деятельности,

- инвестиционной деятельности,

- финансовой деятельности.

2. Изменение денежных средств за период

3. Денежные средства на начало года

4. Денежные средства на конец года.

В соответствии с МСФО 7 в части операционной деятельности, отчет составляется одним из методов:

1. Прямой метод, позволяющий раскрыть информацию об основных видах валовых денежных поступлений и платежей (обеспечивает информацию, необходимую для оценки будущих потоков денежных средств).

2. Косвенный метод, при котором чистая прибыль (убыток) корректируется с учетом результатов операций неденежного характера, любых отложенных или начисленных денежных поступлений (платежей) по основной деятельности, а также статей доходов (расходов), связанных с поступлением (выбытием) денежных средств по инвестиционной и финансовой деятельности.

Таким образом, вышеперечисленные мероприятия позволяют определить состояние бухгалтерского учета денежных средств, выявить недостатки учета и оперативно принять меры к их устранению, а также определить направления совершенствования учета денежных средств.