2.7 Порядок формирования показателей отчетности, характеризующих наличие и движение денежных средств и основные направления совершенствования их учета
Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом состоянии организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам на определенную отчетную дату. Показатели бухгалтерской отчетности прямо и косвенно формируются из счетов Главной книги или выводятся из учетных данных, получаемых в результате специальных расчетов. Отсюда вытекает органическая связь между бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью, которая состоит в том, что сводные учетные данные переходят в соответствующие формы отчетности в виде синтезированных итоговых показателей.
Финансовое положение организации определяется находящимися в ее распоряжении активами, структурой обязательств и капитала организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовых результатах позволяет оценить потенциальное изменение в ресурсах. Данные об изменениях в финансовом состоянии организации дают возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и текущую (операционную) деятельность в отчетном периоде.
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными прошлых периодов.
Бухгалтерская отчетность за 2009 год представлена в приложении 1, за 2010 год в приложении 2, за 2011 год в приложении 3.
Пояснения к показателям форм бухгалтерской отчетности ООО «Ратипа» представлены в пояснительной записке (приложение 4):
По состоянию на 01.01.2012 г. ООО «Ратипа» имеет дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты в размере 1 млн р.
Дебиторская задолженность поставщиков и подрядчиков, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, составляет 1213 млн р.
Дебиторская задолженность поставщиков и подрядчиков, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, составляет 897 млн р. Краткосрочная дебиторская задолженность разных дебиторов в размере 50 млн р., на 01.01.2012 г. включает суммы, подлежащие возмещению арендаторами.
По состоянию на 01.01.2012 г. общество имеет задолженность на отчетную дату по инвестиционным кредитам в размере 17593 млн р. и оборотным кредитам в размере 2482 млн р.
На 01.01.2012 г. общество не имеет дебиторской задолженности с истекшими сроками давности.
Кредиторская задолженность общества по состоянию на 01.01.2012 г. в совокупности составляет 3711 млн р., в том числе:
- задолженность перед поставщиками и подрядчиками – 2359 млн р.;
- задолженность перед покупателями и заказчиками – 83 млн р.;
- задолженность перед прочими кредиторами – 488 млн р.;
- задолженность по прочим расчетам с персоналом – 781 млн р.;
Расходы будущих периодов общества состоят из следующих статей:
- страхование АВТО КАСКО – 189 млн р.;
- комиссия за обслуживание пластиковых карточек– 34 млн р.;
- страхование Зеленая карта – 156 млн р.;
- визы- 86 млн р.;
- страхование ответственности перевозчика- 74 млн р.;
- прочие- 78 млн р.
В состав доходов будущих периодов входят курсовые разницы в размере 1402 млн р.
Размер операционных доходов за 2011 год составляет 12012 млн р. В состав операционных доходов входят:
- доходы от операций с активами (реализация основных средств)- 52 млн р.;
- прочие операционные доходы- 11958 млн р.
Размер внереализационных доходов за 2011 год составляет 1147 млн р. (за вычетом налогов и сборов, включаемых в состав внереализационных доходов). В состав внерелизационных доходов входит:
- штрафы, пени, неустойки, признанные или по которым получены решения суда об их взыскании – 225 млн р.;
- возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств – 80 млн р.;
- курсовые разницы по операциям в иностранной валюте – 780 млн р.;
- списание дебиторских и кредиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности – 54 млн р.;
- прочие внерелизационные доходы – 8 млн р.
Для оценки состояния бухгалтерского учета денежных средств организации необходимо проверить:
- соответствие произведенных операций нормативным актам;
- правильность оформления выписок со счетов в банке и приложенных к ним документов;
- соответствие данных об остатках денежных средств на счетах в банках в выписках банков и регистрах бухгалтерского учета;
- своевременность и правильность документального оформления и учета операций на расчетном, валютном и специальных счетах в банке;
- правильность отражения операций по покупке и продаже валюты, расчетов курсовых разниц по этим операциям;
- проведение инвентаризаций денежных средств на счетах в банке и др.
Кроме того, необходимо исследовать организацию системы внутреннего контроля за учетом денежных средств, оценить соответствие применяемой методики учета.
Типичными ошибками и недостатками учета операций по счетам в банках являются:
- подчистки и исправления в выписках банка;
- нарушение порядка покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь;
- неправильный расчет курсовых разниц;
- неверная корреспонденция счетов;
- несоответствие данных в выписках банков, регистрах бухгалтерского учета, Главной книге и отчетности.
При автоматизированной обработке учетных данных внимательно изучается содержание машинограмм, используемых вместо журналов-ордеров. Проверяется уровень автоматизации учетно-вычислительных работ, определяется эффективность использования компьютерных систем и степень подготовки кадров для работы на них.
Учет денежных средств — достаточно трудоемкая работа. Необходимо заполнять большое количество журналов-ордеров, ведомостей, платежных и других документов. В целях совершенствования учета на данном участке зачастую рекомендуется внедрить специализированную бухгалтерскую программу, что позволит существенно повысить оперативность и достоверность обработки информации, аналитичность учетных данных.
Для увеличения эффективности работы бухгалтера в отдельных случаях рекомендуется установить программу Клиент-Банк. Она позволит быстро, грамотно осуществлять платежи в безналичной форме путем пересылки платежных требований и платежных поручений с помощью электронной почты, а также получать необходимую информацию об остатках денежных средств на счетах в банке. Это не только экономит время при передаче документов в банк, но и дает возможность при наличии неправильно или не до конца заполненных реквизитов вносить необходимые корректировки.
Для обеспечения эффективного управления денежными потоками на счетах в банке необходимо проводить их анализ, он должен включать в себя внутренний и внешний анализ денежных потоков, а также анализ их сбалансированности. Необходимо контролировать оплату счетов, получение долгов с заемщиков и дебиторов, наблюдать за расходами, совершаемыми путем оплаты со счетов банка.
МСФО-7 регламентирована структура Отчета о движении денежных средств. В соответствии с МСФО 7 Отчет о движении денежных средств должен представлять информацию с учетом классификации потоков денежных средств и их эквивалентов по видам деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой.
- операционная деятельность - основная, приносящая выручку деятельность и прочая деятельность, отличная от инвестиционной и финансовой.
- инвестиционная деятельность - приобретение и продажа внеоборотных активов и других инвестиций, не относящихся к денежным эквивалентам.
- финансовая деятельность - деятельность, которая приводит к изменениям в размере и составе собственного капитала и заемных средств организации.
Согласно данной классификации структура Отчета о движении денежных средств выглядит следующим образом:
1. Денежные средства, полученные от:
- операционной деятельности,
- инвестиционной деятельности,
- финансовой деятельности.
2. Изменение денежных средств за период
3. Денежные средства на начало года
4. Денежные средства на конец года.
В соответствии с МСФО 7 в части операционной деятельности, отчет составляется одним из методов:
1. Прямой метод, позволяющий раскрыть информацию об основных видах валовых денежных поступлений и платежей (обеспечивает информацию, необходимую для оценки будущих потоков денежных средств).
2. Косвенный метод, при котором чистая прибыль (убыток) корректируется с учетом результатов операций неденежного характера, любых отложенных или начисленных денежных поступлений (платежей) по основной деятельности, а также статей доходов (расходов), связанных с поступлением (выбытием) денежных средств по инвестиционной и финансовой деятельности.
Таким образом, вышеперечисленные мероприятия позволяют определить состояние бухгалтерского учета денежных средств, выявить недостатки учета и оперативно принять меры к их устранению, а также определить направления совершенствования учета денежных средств.
- Дипломная работа
- Реферат
- Содержание
- Введение
- 1 Денежные средства как объект бухгалтерского учета
- 1.1 Сущность денег, их функции, задачи учета денежных средств и анализа денежных потоков
- 1.2 Нормативно-правовые документы и методические аспекты учета денежных средств и анализа денежных потоков
- 1.3 Обзор экономической литературы и основных проблем по теме исследования
- 1.4 Организационно-экономические особенности деятельности ооо «Ратипа» и их влияние на положения учетной политики
- 2 Теоретические и методологические аспекты учета денежных средств
- 2.1 Организация кассы и документальное оформление кассовых операций
- 2.2 Аналитический и синтетический учет кассовых операций
- 2.3 Порядок открытия и закрытия счетов в банке
- 2.4 Документальное оформление операций на счетах в банке
- 2.5 Аналитический и синтетический учет на расчетных и валютных счетах
- 2.6 Особенности учета денежных средств на специальных счетах в банке
- 2.7 Порядок формирования показателей отчетности, характеризующих наличие и движение денежных средств и основные направления совершенствования их учета
- 3 Анализ денежных потоков
- 3.1 Анализ динамики, состава и структуры положительных и отрицательных денежных потоков по видам деятельности организации
- 3.2 Анализ сбалансированности и синхронности положительного и отрицательного потоков денежных средств
- 3.3 Анализ рентабельности и эффективности использования положительных и отрицательных денежных потоков
- 3.5 Выявление и обобщение возможностей и прогнозных резервов роста финансового потенциала организации за счет оптимизации денежных потоков
- Заключение
- Список использованных источников