logo search
Международный кредит

2.2 О задолженности Республики Казахстан по иностранным кредитам

Как известно, одной из наиболее негативных сторон международного кредита является то, что он увеличивает внешнюю задолженность страны.

В 1995 году одна из казахстанских газет даже пыталась судиться с правительством РК, требуя от исполнительной власти предоставить перечень недобросовестных кредиторов, по долгам которых вынуждены расплачиваться налогоплательщики.

Воображение граждан республики, чья средняя зарплата не превышает 80 долларов в месяц, поражали суммы растраченных денег: сотни миллионов долларов. За три года (1992-1994) первое правительство независимого Казахстана во главе с Сергеем Терещенко привлекло иностранные кредиты на общую сумму 1,3 млрд долларов. Некоторые из них были израсходованы эффективно, но большинство направлялись на финансирование экономически непроработанных, не валютоокупаемых проектов.

Независимо от того, кому давался кредит – частной или государственной компании, возврат долгов обычно гарантировало правительство Терещенко.

Такая гарантия, как правило, была обязательным условием предоставления кредита, поскольку в республике еще не появились солидные страховые организации и надежные банковские учреждения, имеющие международный рейтинг и необходимый уровень капитализации. Подобная система объективно создавала стимул для того, чтобы «ручаться» казенными деньгами за возврат частных капиталовложений. И правительство ручалось, причем с такой легкостью, будто речь шла не о долларах, а о рублях советского образца. Вопреки элементарной логике, рыночным законам и даже нормативам и инструкциям советского периода, действующим в Казахстане до принятия новых, гарантированные государством кредиты предоставлялись без экономической экспертизы, без коллегиального обсуждения, а порой даже без составления контрактов с их конечными пользователями.

В процессе раздачи кредитов было несколько заинтересованных сторон. Среди банковских работников в те годы широкое распространение получила практика так называемого «отката», когда часть выданного кредита деньгами или товарами возвращалась конкретным лицам в качестве вознаграждения за услугу. Те, кто гарантировал кредит, по мнению экспертов, имели свою долю за вознаграждение. Не оставались в накладе и местные власти, лоббирующие в правительстве включение того или иного проекта для финансирования в кредитную линию: часть кредитных ресурсов нередко использовалась на приобретение дорогостоящих автомобилей, которые передавались в дар местным администрациям и правоохранительным органам. Тем самым кредитополучатели вдобавок надежно страховали себя от внимания местных стражей порядка.

Таким образом, одной из проблем для экономического развития Казахстана оказалась даже не «дикость» переходной модели, характерная для всех постсоветских республик, а то, что эта фаза оказалась в принципе неэффективна для экономики. Национальная элита так и не сумела сформировать значительные капиталы, которые в дальнейшем могли послужить существенным источником для внутренних инвестиций.

Неэффективность использования некоторых кредитов просто поразительна. Если трудности с окупаемостью инвестиционных проектов в ряде случаев еще можно объяснить определенными объективными обстоятельствами, то разбазаривание товарных кредитов явно имело криминальный характер. Приведем два примера.

Государственный холдинг «Береке» в 1994 году приобрел в Голландии детское питание, сухое молоко и маргарин на сумму 8,8 млн. долл. Продукция прибыла в Казахстан, но из-за своей дороговизны оказалась неконкурентоспособной и не нашла сбыта. Почти год голландские товары лежали на складах, срок хранения их истек, и когда наступила пора их выбросить, руководство холдинга сделало широкий жест: просроченные продукты приносятся «в дар» детским и лечебным учреждениям Казахстана. Тем временем с голландскими поставщиками расплачивается вовсе не «Береке», а бюджет: за счет денег, вынутых из карманов налогоплательщиков, был погашен долг на сумму 2,2 млн. долларов.

Второй пример связан с «экологическим» фондом «Елим-ай», который взялся за такое специфическое, требующее немалого опыта дело, как импорт лекарств. В Казахстане фармацевтическая промышленность развита слабо, поэтому при умном подходе на импорте можно получить немалую прибыль. Однако президент фонда Серик Абдрахманов не пожелал рисковать и подстраховался при помощи правительственной гарантии по кредиту в размере 33 млн. немецких марок. Такая страховка избавила предпринимателей от малейших забот об окупаемости проекта: раз полную финансовую ответственность за последствия этого предпринимательства несет казна, можно купить что угодно и по каким угодно ценам. Фонд неэффективно распорядился полученными средствами – как оказалось, купленные лекарства не пользуются спросом. Их безуспешно пытались продать через аптеки, и в конце концов стали в приказном порядке распределять между государственными лечебными учреждениями в разных областях.

Таким образом, растраченные кредиты оказались слишком большими, чтобы остаться незамеченными, эта тема утратила узкоспециализированный экономический характер и стала в Казахстане фактором большой политики.

Начиная с 1994 года Казахстан допустил десятки дефолтов по внешним долгам. Республика, принявшая «нулевой вариант» по внешней задолженности с Россией и потому на момент обретения государственной независимости вообще не имевшая внешних долгов, к началу 1994 года оказалась в роли хронического неплательщика.

Выкарабкиваться из долговой ямы пришлось второму правительству во главе с экономистом Акежаном Кажегельдиным. Бюджет «разрывался» между текущими социальными расходами и необходимостью срочных выплат иностранным кредиторам. Каждый случай дефолта вел к напряженности в деловых отношениях с западными компаниями и правительствами, республике постоянно грозило снижение кредитного рейтинга и ужесточение условий предоставления кредитов – увеличение авансовых платежей, процентов, страховых взносов, сокращение сроков погашения.

Израсходованные при С. Терещенко кредиты продолжают висеть дамокловым мечом над тощим республиканским бюджетом. В 1995 году по ним из казны было выплачено 230 млн. долларов, в 1996 году – 330 миллионов, в 1997 – 315 миллионов, и так продолжалось до 2000 года. Следующий этап – 2004 год, когда платежи уменьшатся до 150 млн. долларов. С 2005 года – до 90 миллионов. И далее по нисходящей – до самого 2030 года.12

Из выше сказанного можно сделать вывод: тема кредитов, полученных Казахстаном в первые годы независимости, долгое время имела характер тайны, будоражащей общественное сознание. Официальная информация на этот счет была предельно скудной.

В первые же годы независимости республика нарушила святой для западного сознания принцип: не взявши в долг – крепись, а взявши – возвращай вовремя.