logo search
Дипломка 2 версия (основная)

Трастовые обязанности банка

Трастовые обязанности банка - обязанности банка, вытекающие из трастовых регулирующих нормативов и заключающиеся:  - в четком выполнении трастовых обязательств;  - в лояльности по отношению к клиенту;  - в выполнении указаний клиента и в компетентности.

Ко всему этому необходимо добавить, что ряд банков начал разработку различных программ, привлекательных для потенциальных вкладчиков. То есть на финансовом рынке появился элемент конкуренции между банками за вкладчиков. Конкуренция на депозитном рынке. Начиная с того времени усиливается, так как работа банков в этой сфере только начинается. Это является третьей локальной причиной для проведения активной, можно даже сказать агрессивной депозитной политики.

Кроме этого, достаточно привлекательными для населения стали налоговые льготы при вложении средств в банковские депозиты. Физические лица освобождены от налога на доход по депозитам.

В развитых банковских системах банки играют важную роль в привлечении сбережений населения, предприятий, заставляя работать огромные денежные массы на развитие экономики. Анализ пассивов крупнейших мировых банков показывает, что сбережения населения и средства предприятий составляют в обязательствах банков в среднем 70-80 %. В Казахстане аналогичный показатель, включающий средства на расчетных счетах, вклады, депозиты, в среднем для банков равнялся в конце 1994 года всего 15-35 %. Общая сумма вкладов и депозитов в пассивах банков в среднем колебалась от нескольких процентов до 25%. Это говорит о том, что банки Казахстана в то время не в полной мере использовали свои возможности по привлечению средств населения и предприятий. Дальнейшие события на депозитном рынке показали, что банки достаточно активно бросились форсировать свое положение в сторону усиления.

Согласно программе реформирования банковской системы, принятой в первой половине 1994 год, аукционные ресурсы Национальным банком, должны были выдаваться только для решения проблем ликвидности. Это придавало вопросу о проведении активной депозитной политики несколько вынужденный характер.

Начиная с конца 1994 года, банки диверсифицируют виды депозитов, по некоторым видам депозитов дополнительно проводится лотерея. Изменяется дизайн документов, предназначенных для клиентов. Важно также отметить, что благодаря существенному снижению инфляции, к концу 1994 года банковские проценты по вкладам и депозитам стали положительными в реальном отношении, что продолжается и сегодня. Этот факт сделал привлекательным вложение средств именно в систему банков. В настоящее время между банками идет процентная борьба за потенциальных клиентов. Каждый банк, в зависимости от своих возможностей дает высокие процентные ставки.

Наблюдается интересный фактор: если раньше при формировании процентных ставок банки, в значительной степени, ориентировались на ставку рефинансирования, то сейчас банки, при расчете процентных ставок, в первую очередь ставят экономическую целесообразность. Этот факт подтверждается различием стоимости ресурсов на депозитном и межбанковском рынках.

Интересным является факт, что стоимость ресурсов в виде депозитов в регионах была различная. В первую очередь это определяется тем, что на локальных рынках банки начали процентную борьбу за клиентов, в результате чего на некоторых региональных депозитных рынках формируются неадекватные процентные ставки. Например, на начало 1996 года в Семипалатинске, Актау плата за 3-х и 6-ти месячные депозиты составляла 70-80 %, а в отдельных банках 90 % годовых, тогда как в целом по банковской системе процентные ставки составляли 50-60%.

Анализ банковских пассивов до конца 1994 года показал, что банки будут в ближайшее время продолжать трансформировать портфели обязательств и это приведет к усилению банковской конкуренции на отдельных рынках ресурсов.

Понижение ставки рефинансирования вызвало понижение процентных ставок по тенговым депозитам в банках второго уровня. Понижение процентных ставок происходило равномерно в течение квартала.

Ста́вка рефинанси́рования — размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям.

Эти кредиты являются рефинансированием временной нехватки финансовых ресурсов. Через такие кредиты обеспечивается регулирование ликвидности банковской системы при недостатке у кредитных организаций средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств.[1] Обычно под ставкой рефинансирования подразумевают ставку кредитования на одну ночь («овернайт», предоставляется кредитной организации в конце дня в сумме непогашенного внутридневного кредита), размер которой наибольший по сравнению с установленными ставками кредитования на другие сроки.

Предположения об усилении конкуренции между банками подтверждаются. Выдерживая высокий уровень процентных ставок, банки постоянно диверсифицировали услуги на депозитном рынке, пытаясь привлечь внимание различных групп вкладчиков. Очень ярко об этом свидетельствует внедрение "обменного" депозита. Почти одновременно несколько крупных банков попытались увязать появление новых стодолларовых купюр с увеличением привлеченных депозитов.

После того, как началось резкое падение курса доллара многие банки внедрили в практику мультивалютные депозиты, позволяющие осуществлять конвертацию без видимых потерь. На сегодняшний день рынок депозитов – достаточно конкурентная среда, и надо заметить, что он не стоит на месте.

Банки предлагают новые виды вкладов, которые отражают потребности потенциальных вкладчиков.

Мультивалютный вклад - это выгодный симбиоз нескольких вкладов. Эти депозиты позволяют не только накапливать средства в валюте, но и быстро менять валютные предпочтения.

Мультивалютные депозиты выделяются на фоне привычных рублевых и валютных вкладов. В отличие от открытия нескольких вкладов в разных валютах, мультивалютный вклад позволяет в удобное время осуществить перевод денежных средств из одной валюты в другую, не расторгая вклада и, следовательно, не теряя проценты. Перевод валют происходит по внутрибанковскому курсу, который часто выгоднее предлагаемого в обменных пунктах.

Очень интересным и перспективным направлением деятельности банков на депозитном рынке является внедрение банковских карт. Несколько крупных банков активно занимаются продвижением на рынок своих карточных технологий. Для повышения привлекательности, банки устанавливают повышенные процентные ставки по остаткам на картсчетах, вводят льготное обслуживание по транзакциям.

Большинство депозитов в банках республики имеют привязку к платежным карточкам, на которые начисляется вознаграждение.

На сегодняшний день Казахстан является одним из наиболее динамичных рынков по распространению банковских карточек.

В сфере денежного обращения, платежные карточки являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов.

Платежные карточки являются средством доступа к деньгам через электронные терминалы или иные устройства, которые содержат информацию, позволяющую держателям такой карточки осуществлять платежи, получать наличные деньги, производить обмен валют и другие операции, определенные эмитентом платежной карточки и на его условиях. Платежи, осуществленные с использованием платежной карточки, отражаются на текущем счете в банке – карт-счете.6

Большинство пластиковых карт является не просто идентификаторами, а документом, позволяющим проводить финансовые операции: расплачиваться за товары или услуги, получать наличные деньги. Это становиться возможным благодаря тому, что такая карта "привязана" к банковскому счету, и любая операция с ней отражается на состоянии этого счета. Такие карты называются платежными или банковскими.

На сегодняшний день платежные карточки имеют по 7-10 степеней защиты от подделки, включая такие изощренные, как символы, видимые только в ультрафиолете, или отпечаток пальца, нанесенный лазером, а также голограммы и специальные красители. Как только определиться человек, который будет пользоваться карточкой, эмитент производит персонализацию конкретной карты. На нее наносят персональные данные об эмитенте (помимо логотипа) и о человеке, в чьих руках она будет находиться.

Микросхема карточки – электронного кошелька, позволяет хранить величину баланса карточки – сумму денег, "содержащуюся" в "электронном кошельке" карточки. Операции проводятся с использованием терминала, автономно (в offline-режиме) функционирующего в местах совершения сделок. Такая карточка позволяет реализовать модель "электронных наличных" - электронного аналога обычных наличных. Упрощенный вариант "электронного кошелька" - телефонная карточка. Полномасштабные реализации позволяют пополнять "деньги" на карточке и перемещать "деньги" с карточки покупателя на карточку продавца.

Карточка, идентифицирующая владельца банковского счета, позволяет связать ее со счетом в банке. Для получения разрешения на проведение операции клиент – держатель карточки вводит персональный код. Операции проводятся с использованием терминала, проводящего во время совершения сделки процедуру online –авторизации банком – держателем счета.7

В Казахстане представлены следующие международные платежные системы: VISA International, Europay International (EuroCard – MasterCard), American Express. Международные пластиковые карты VISA (Classic, Business, Gold), EuroCard/MasterCard (Debit, Business, Gold) являются платежными средствами, предназначенные для оплаты товаров/услуг и получения наличных денег в банкоматах за рубежом и на территории Республики Казахстан. VISA – Classic, EuroCard/MasterCard – Debit являются дебетными картами, а VISA – Gold, VISA – Business, EuroCard/MasterCard – Gold, EuroCard/MasterCard – Business – дебетные с кредитным лимитом.

О росте конкуренции перспективного карточного рынка свидетельствует снижение тарифов банков на международные карты. Для привлечения большого числа клиентов банки предлагают дополнительные программы – обычно это начисление бонуса за операции по карте: в зависимости от числа набранных бонусов снижается стоимость обслуживания карты.8

Проникновение в карточный бизнес банков сопряжено с крупными финансовыми инвестициями, это дорогостоящие технологии, требующие наличия квалифицированного состава обслуживающих специалистов. На этот вид услуги представляет долгосрочные интересы банков, поскольку безналичные расчеты являются перспективными.

В настоящее время конкуренция между республиканскими банками разворачивается в части цены на карточные услуги, расширения спектра представляемых услуг и границ обслуживания клиентов.

Серьезной проблемой успешного распространения пластиковых карт является обеспечение безопасности. Карточные мошенничества значительно увеличивают издержки и сокращают возможности получения банком разумной прибыли. Успешной борьбе с мошенничеством содействует совершенствование смарт-технологий. Однако, глобальное распространение смарт-карт, возможно в случае разработки единого стандарта. В этом направлении ведется совместная работа систем Europay, Mastercard, VISA (EMV) по разработке международного чипового стандарта, общих требований к микропроцессорным карточкам и их взаимодействию с электронными терминалами.

Большей защищенностью и функциональными возможностями обладают системы, построенные на использовании чиповых карт (smart card). Хотя сама чиповая карта почти в 2 раза дороже карты с магнитной полоской, расходы по обеспечению системы в целом могут быть значительно меньше. Микросхема на карточке используется как дополнительное средство защиты и выполняет роль идентификатора. Микросхема служить и "кошельком", т.е. несет изменяемую информацию о сумме денежных средств.

Огромный рост расчетов с использованием платежных карточек за рубежом и в отечественной банковской практике обусловлен главным удобством, которое они представляют – возможностью воспользоваться своими деньгами, находящимися на банковском счете, тогда, когда они действительно необходимы – в момент приобретения товара или услуги. Платежные карточки позволили банкам кардинально расширить рынок розничных банковских услуг, автоматизировать их представление.

Таким образом, использование платежных карточек коммерческих банков приобретает массовый характер и является перспективным способом осуществления пассивных операций банков, в частности депозитных операций как юридических, так и физических лиц.

Любая предпринимательская деятельность, в том числе деятельность кредитной организации (банка) не может осуществляться, если предприятие не имеет определённых финансовых ресурсов. В отличие от других коммерческих предприятий, финансовые ресурсы банковского учреждения в своей основе формируются за счёт привлеченных средств.9

Коммерческий банк имеет возможность привлекать средства предприятий, организаций, учреждений, населения и других банков в форме вкладов (депозитов) и открытия им соответствующих счетов. Привлекаемые банками средства разнообразны по составу. Главными их видами являются средства, привлеченные банками в процессе работы с клиентурой (депозиты).

Важнейшей составляющей всей банковской политики является политика формирования ресурсной базы. Формирование ресурсной базы в процессе осуществления банком пассивных операций исторически играло главную роль по отношению к его активным операциям. Основная часть банковских ресурсов, как известно, образуется в процессе проведения депозитных операций банка, от эффективной и правильной организации которых зависит, в конечном счете, устойчивость функционирования любой кредитной организации.

Коммерческие банки осуществляют крайне важную услугу для всех секторов экономики, обеспечивая аккумуляцию сбережений с последующими их использованием на различного рода экономические и социальные нужды. На помещенные в банке сбережения, которые находятся в полной безопасности и высококвалифицированной форме, вкладчик получает вознаграждение в виде процента. Сконцентрированные сбережения могут быть заимствованы предпринимателями для расширения производственных мощностей и потребителями для покупки домов и потребительских товаров. Крупная доля этих денежных средств сосредотачивается в сберегательных отделах коммерческих банков.

Коммерческие банки широко привлекают заемные средства, за счет которых формируется почти 93% общей суммы активов. Благодаря использованию довольно дешевых заемных средств, в том числе депозитов, относительно небольшая прибыль от банковских операций в конечном счете достигается размеров, обеспечивающих акционерам приемлемый доход. Основной источник привлеченных средств — депозиты, составляющие почти 86% всех пассивов коммерческих банков.

Можно рассматривать внутреннюю непротиворечивость депозитного рынка в нескольких аспектах. Это и временная структура депозитных ставок, и их дифференциация по суммам, видам вкладов в сравнении с иными сопоставимыми инструментами того же банка (сертификатами, векселями и пр.), а также по различным категориям клиентуры (например, для физических и юридических лиц).

Рассматривая сущность депозитного рынка коммерческих банков, необходимо затронуть такие вопросы, как: субъекты и объекты депозитного рынка, принципы его формирования, а также границы депозитного рынка.

В состав субъектов депозитного рынка коммерческого банка включены клиенты банка, коммерческие банки и государственные учреждения. К объектам депозитного рынка отнесены привлеченные средства банка и дополнительные услуги банка (комплексное обслуживание).

В основе формирования депозитного рынка коммерческого банка лежат как общие, так и специфические принципы.

Под общими принципами депозитного рынка понимаются принципы, единые и для государственной денежно-кредитной политики, проводимой на макроэкономическом уровне, и для политики на уровне каждого конкретного коммерческого банка. К ним следует отнести принципы комплексного подхода, научной обоснованности, оптимальности и эффективности, а также единство всех элементов депозитного рынка банка. Комплексный подход выражается как в разработке теоретических основ, приоритетных направлений депозитного рынка банка с точки зрения стратегии его развития, так и в определении наиболее эффективных и оптимальных для данного этапа развития банка тактических приемов и методов ее реализации.

К специфическим принципам депозитного рынка относятся принципы обеспечения оптимального уровня издержек банка, безопасности проведения депозитных операций, надежности, поскольку банк, осуществляя аккумуляцию временно свободных денежных средств с целью их последующего размещения, стремится получить доход не любой ценой, а с учетом реализации рынка, на котором он осуществляет свою деятельность.

Соблюдение перечисленных принципов позволяет банку сформировать как стратегические, так и тактические направления в организации депозитного процесса, обеспечивая тем самым эффективность и оптимизацию его депозитного рынка.

Рассматривая депозитный рынок банка как один из элементов банковской политики в целом, необходимо исходить из того, что основной целью депозитного рынка является привлечение как можно большего объема денежных ресурсов по наименьшей цене. Успешная реализация этой многогранной цели депозитного рынка банка предполагает решение в процессе ее формирования таких задач, как:

– содействие в процессе проведения депозитных операций получению банковской прибыли или созданию условий для получения прибыли в будущем;

– поддержание необходимого уровня банковской ликвидности;

– обеспечение диверсификации субъектов депозитных операций и сочетание разных форм депозитов;

– поддержание взаимосвязи и взаимной согласованности между депозитными операциями и операциями по выдаче ссуд по суммам и срокам депозитов и кредитных вложений;

– минимизация свободных средств на депозитных счетах;

– проведение гибкой процентной политики;

– постоянное изыскание путей и средств уменьшения процентных расходов по привлеченным ресурсам;

– развитие банковских услуг и повышение качества и культуры обслуживания клиентов.

В данном вопросе целесообразно также рассмотреть механизм формирования депозитного рынка коммерческого банка. От эффективности функционирования данного механизма во многом зависит успешное выполнение целей и задач, которые ставятся банком в процессе разработки и проведения депозитной политики.

Каждый из этапов формирования депозитного рынка коммерческого банка непосредственно связан с остальными и является обязательным для формирования оптимальной депозитной политики и правильной организации депозитного процесса. В процессе разработки механизма депозитного рынка банка принимают участие различные структурные подразделения банка.

В контексте данного вопроса также необходимо отметить, что важным фактором, определяющим ликвидность банка, является качество его депозитной базы. Критерием качества депозитов является их стабильность. Чем больше стабильная часть депозитов, тем выше ликвидность банка, поскольку в этой части аккумулированные ресурсы не покидают банк. Увеличение стабильной части депозитов снижает потребность банка в ликвидных активах, так как предполагает возобновляемость обязательств банка.

Важнейшей задачей и одновременно одной из центральных, базовых функций коммерческих банков является привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, размещение указанных привлечённых средств от своего имени и за свой счёт, а также открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Особую роль в выполнении этих функций играют депозитные операции.

Их роль и значение заключаются в том, что подавляющая часть ресурсов банка формируется не за счёт собственных, а за счёт привлечённых средств. Поэтому от того насколько эффективно организована в банке эта работа, насколько точно сформулирована стратегия и тактика проведения депозитных операций зависит не только финансовое, но и экономическое (в первую очередь, конкурентное) положение банка на рынке банковских продуктов и услуг.

Эффективность проведения депозитных операций в банке определяется сложной и взаимосвязанной совокупностью многих факторов, к числу которых можно отнести экономические, финансовые, социально-культурные, политические, технологические, демографические и др., в т.ч. и различные риски, которые должны учитывать не только руководство, но и ведущие специалисты банков. В этих условиях особенно возрастает роль и значение перспективного финансового и маркетингового прогнозирования, планирования и управления депозитными операциями в коммерческих банках, результативное использование которых возможно, на наш взгляд, только на основе комплексного, системного подхода, предполагающего применение и программно- целевых методов организации и управления их деятельностью.