logo search
Защита прав кредитных организаций при обращении государственных органов

3. Механизм (аппарат) государства. Органы государственной власти. Понятие, признаки, принципы, виды

Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти, через которую государство осуществляет свои функции. Эта система включает в себя не только органы государственной власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных по вертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности. Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм, который должен действовать как единая и эффективная система властвования.

  • Механизм (аппарат) государства - это система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет возложенные на него задачи и функции. Структурными элементами механизма государства являются государственный аппарат, под которым понимается система государственных органов, наделенных властными полномочиями для осуществления государственной власти, а также государственные учреждения, предприятия и государственные служащие.
  • Основными признаками механизма государства являются следующие: - механизм государства - это целостная система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности;
  • - механизм государства состоит из особой группы людей, профессионально подготовленных и осуществляющих управление обществом на постоянной основе;
  • - органы государства при выполнении возложенных на них функций и задач тесно взаимодействуют между собой;
  • - каждый элемент механизма (органы государства) обеспечивает эффективное функционирование государства в целом;
  • - для осуществления задач и функций государства органы государства обладают необходимыми материальными, информационными, организационными средствами, включая и применение мер государственного принуждения.
  • Основными принципами механизма государства являются:
  • - принцип разделения властей;
  • - принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата;
  • - принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата,
  • - высокий профессионализм и компетентность государственных органов,
  • - принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов,
  • - принцип законности, научности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства.
  • Органы государственной власти - это важнейшая часть этого механизма, выравнивающие, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства.
  • Орган государственной власти создается только государством и действует от имени государства. Только государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.
  • Прежде всего, орган государственной власти устанавливается только государством и в особом порядке. Он создается в соответствии с нормами Конституции, законами или другими нормативными правовыми актами. Это означает, что вне установленного порядка образования органа государственной власти, он не может быть создан и функционировать. Конституция РФ прямо гарантирует этот принцип, определяя в ст. 3 (ч. 4), что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
  • Конституция определяет способ и порядок образования органов государственной власти. На федеральном уровне государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ. Вместе с тем, Конституция устанавливает, что образование этих органов должно осуществляться в соответствии со специально принятыми законами, поскольку в Конституции невозможно предусмотреть все детали и особенности формирования и функционирования органов государственной власти. Через соответствующие конституции, уставы и законы образуются органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • В создании органа могут участвовать не один, а несколько органов государственной власти. Так, например, Конституция РФ предусматривает, что половину состава аудиторов счетной палаты и ее председателя назначает Государственная Дума, а вторую половину состава аудиторов и заместителя председателя Счетной палаты назначает Совет Федерации.
  • Органы государственной власти могут быть созданы, преобразованы или ликвидированы не только законами, но и подзаконными актами, например, указами Президента РФ или главы исполнительной власти субъекта РФ. Это касается, прежде всего, структуры и полномочий органов исполнительной власти.
  • Для органа государственной власти характерно то, что он создается для осуществления задач государственной власти, осуществления деятельности российского государства. Так, например, Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации, Президент является главой государства, а Правительство осуществляет исполнительные функции. Задачи и функции органов государственной власти субъектов РФ определяются их Конституциями, уставами и другими законодательными актами.
  • Весьма важной характерной чертой государственного органа является то, что он наделен властными полномочиями, его действия имеют властный характер. Этим он отличается от всех других организаций, общественных органов. Государственные органы в пределах своих прав принимают решения по вопросам, отнесенным к их ведению, издают правовые акты, обязательные для исполнения, осуществляют меры во исполнение принятых решений. Реализация властных полномочий в необходимых случаях обеспечивается государственным принуждением. Властные полномочия государственного органа реализуются в рамках его компетенции, под которой понимается совокупность полномочий (прав и обязанностей) в отношении определенных предметов его ведения. Компетенция разных государственных органов различна, зависит от выполняемой работы, сферы деятельности. Компетенция государственных органов устанавливается законами, другими нормативными актами.
  • Государственные органы объединены одной системой, но при этом разнообразны, осуществляют различные функции, отличаются друг от друга по ряду признаков. Поэтому они могут быть разделены на виды, причем по нескольким критериям.
  • Наибольшее значение имеет выделение видов государственных органов в соответствии с рассмотренным уже принципом разделения властей на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти. Такая классификация проводится как на федеральном уровне, так и в отношении органов государственной власти субъектов Федерации. Законодательная ветвь власти - представительные органы РФ и ее субъектов: Федеральное Собрание; в субъектах РФ - государственные советы, государственные собрания, законодательные собрания, Московская городская Дума, Санкт-Петербургское городское собрание и т.д.
  • Органами исполнительной власти РФ являются Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, федеральные службы, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии и т.д.). В субъектах органами исполнительной власти могут выступать президенты, губернаторы, главы администрации, правительства, министерства, администрации, их органы, управления, департаменты и т.д.
  • Судебную власть осуществляют только суды, например Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные суды (подробнее судебная система рассматривается ниже). Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не отнесен ни к одной из ветвей власти, обеспечивает их согласованное функционирование. Он взаимодействует с законодательным органом РФ, тесно связан с исполнительной властью, имеет весомые полномочия по воздействию на нее.
  • Деление государственных органов на виды, основывающееся на принципе разделения властей, является наиболее важным, но возможно выделение видов государственных органов и по другим основаниям.
  • Исходя из федеративного устройства, могут быть выделены государственные органы РФ и государственные органы субъектов Федерации. Государственные органы различаются в зависимости от порядка их формирования на избираемые гражданами или формируемые другими государственными органами, например, прокуратуры, суды. Государственные органы бывают единоличные и коллегиальные.
  • С целью выполнения поставленных задач, необходимо выделить следующие государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с действующим законодательством:
  • - в рамках предварительного расследования производить следственные и иные процессуальные действия (обыски, выемки, наложение ареста на имущество, денежные средства и ценные бумаги), а также истребовать у Банка необходимую для выполнения их основных функций информацию и документы;