logo search
Достаточность банковского капитала: международные стандарты и российская практика

1.1 Понятие и сущность достаточности капитала. Международные стандарты банковского капитала

Коммерческие банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств. Под собственными средствами банка следует понимать различные фонды, создаваемые банком для обеспечения его финансовой устойчивости, коммерческой и хозяйственной деятельности, а также полученную прибыль по результатам деятельности текущего и прошлых лет /7, с.9/. Функция, роль и величина собственного капитала банка имеют существенную специфики по сравнению с другими областями предпринимательской деятельности. Так за счет собственного капитала и резервов банки покрывают менее 10% общей потребности в средствах, тогда как у нефинансовых корпораций это отношение составляет 40-55%. Подобная специфика банка связана с рядом обстоятельств. Во-первых, банки в силу своей посреднической роли на финансовых рынках привлекают крупные суммы нужного денежного капитала в виде депозитов для населения, деловых фирм и государственных учреждений. При этом они обеспечивают эффективное управление и сохранность этих средств, и предоставляет вкладчикам специализированные услуги и возможность получения доказательств за вложенный капитал. Во-вторых, система государственных депозитов существенно снизила опасность массового изъятия вкладов и позволила банкам сократить долю собственных средств, необходимую для обеспечения ликвидности. В-третьих, банковские активы, представленные разными видами денежных требований и обязательств, как правило, более ликвидны и быстро реализуемы на рынке, чем активы нефинансовых компаний, замороженные в материальных объектах (оборудования, здания). Это обеспечивает банкам возможность более быстрой мобилизации денежных ресурсов и соответственно снижает их потребность в собственном капитале. Проблеме достаточности капитала всегда уделялось особое внимание, поскольку собственные ресурсы банка - важнейший страховой фонд для покрытия возможных претензий в случае банкротства банка и источник финансирования развития банковских операций. Термин "достаточность капитала" отражает общую оценку надежности банка, степень его подверженности риску /29, с.143/. Трактовка капитала как "буфера" обуславливает обратимую зависимость между величиной капитала и подверженностью банка риску. Отсюда: чем выше удельный вес рискованных активов в балансе банка, тем большим должен быть его собственный капитал. Вместе с тем следует заметить, что чрезмерная "капитализация" банка, выпуск излишнего количества акций по сравнению с оптимальной потребностью в собственных средствах тоже не является благом. Она отрицательно влияет на деятельность банка. Мобилизация денежных ресурсов путем выпуска и размещения акций - относительно дорогой и не всегда приемлемый для банка способ финансирования. Как правило, дешевле и выгоднее привлечь средства вкладчиков, чем наращивать собственный капитал. В процессе эволюции любой банковской системы можно проследить влияние двух разнонаправленных тенденций: стремления к наибольшей эффективности со стороны участников системы (в лице владельцев коммерческих банков) и стремления к наибольшей стабильности со стороны общества в целом (в лице государства). Стабильность функционирования является едва ли не главным требованием, предъявляемым обществом к банковской системе, что отличает ее от любой другой отрасли экономики Специальное регулирование финансово-банковского сектора со стороны государства обусловлено как спецификой банковского дела, связанного с производством услуг особого рода (трансформацией депозитов в ссуды, выпуском инструментов ликвидности и накоплением информации о заемщиках), так и многообразными отрицательными последствиями, которые банковские кризисы несут для национальной экономики и социальной стабильности. Очевидно, что банки занимают особое место среди других специализированных финансовых посредников в силу уникальной "двойственности" выполняемых ими функций; пассивной (привлечение средств вкладчиков) и активной (размещение их в ссуды). Банки имеют дело с финансовыми контрактами (ссудами и депозитами), которые не могут быть так же легко перепроданы на рынке, как акции, облигации или иные ценные бумаги. Ликвидность последних объясняется их "анонимностью" в том смысле, что личность их текущего владельца не имеет значения для определения их рыночной цены. В результате банки, как правило, не имеют возможности продать эти контракты на рынке и вынуждены оставлять их на балансе до истечения срока их действия. Кроме того, финансовые контракты, выпускаемые фирмами-заемщиками (договоры займа), обычно отличаются по объему и сроку действия от контрактов, необходимых инвесторам (срочных депозитов или вкладов до востребования).

Таким образом, банки и другие финансовые посредники необходимы для трансформации финансовых контрактов и ценных бумаг по объемам, срокам и степени риска. В идеальном мире полных и информационно эффективных финансовых рынков индивидуальные инвесторы и заемщики могли бы беспрепятственно достигать оптимального распределения риска за счет диверсификации своих портфелей, но из-за существующих в реальности ограничений (например, по объему вложений) совершенная диверсификация банка оказывается недостижимой. Финансовые посредники позволяют частично решить данную проблему путем объединения средств инвесторов с целью избежания по крайней мере некоторых из указанных ограничений и обеспечения приблизительно такой диверсификации риска для всех участвующих вкладчиков, которую они могли бы получить самостоятельно при наличии полных финансовых рынков. На любом финансовом рынке всегда существует проблема асимметрии информации, когда одни его участники лучше осведомлены о потенциальном риске конкретных операций или инструментов, чем другие. Несовершенства финансового рынка принято рассматривать как личные формы проявления информационной асимметрии: предварительной - в виде так называемого "неблагоприятного отбора", промежуточной в виде "морального риска" и фактической - в виде "дорогостоящего государственного контроля". Сущность понятия "неблагоприятный отбор" при кредитовании заключается в том, что экономические агенты (как вкладчики, так и банки) при проведении активных операций сталкиваются с проблемой оптимального выбора из множества возможных вариантов размещения ресурсов в условиях неполной или неточной информации, когда заемщики заведомо лучше осведомлены о риске своих проектов, чем кредиторы /11, с.232/. В результате кредитор оказывается не в состоянии назначить дифференцированные процентные ставки для заемщиков с разным уровнем риска, что в конечном счете ведет к непредвиденным потерям для кредитора и дополнительным издержкам для среднестатистического заемщика. При определении государственной политики регулирования банковского сектора центральной проблемой является так называемый "моральный риск", под которым в банковском деле понимается стремление владельцев или управляющих банков проводить операции с повышенной доходностью, перекладывая присущий им риск на третью сторону, в качестве которой могут выступать вкладчики, прочие кредиторы или государство. Моральный риск может проявляться в связи со структурой как банковских пассивов (чрезмерное наращивание доли привлеченных средств), так и активов (увеличение доли вложений с высоким риском, в том числе как "компенсация" за увеличение капитала по требованию органа надзора). В обоих случаях в силу ограниченной ответственности акционеров банка по принадлежащим им акциям риск потерь обычно "перекладывается" на вкладчиков и иных держателей обязательств банка. Хорошо известен также механизм "переноса риска" посредством системы государственного страхования депозитов по фиксированным (не чувствительным к уровню банковского риска) ставкам. Снижение стимулов к моральному риску и уменьшение последствий неблагоприятного отбора в банковском деле и составляют главный мотив для государственного регулирования банковских рисков /24, с.347/ Механизмы регулирования рисков банковской системы весьма разнообразны, и их удобно рассматривать по иерархическим уровням принятия и сфере действия. Следует отметить, что данные механизмы действуют не изолированно, но находятся в сложном взаимодействии друг с другом. На практике они могут использоваться в различных сочетаниях и с различной эффективностью, при этом определяющую роль в регулировании системного риска играют именно механизмы, действующие на уровне государства и отрасли. На макроуровне механизмы регулирования разрабатываются и принимаются высшими органами государственной власти и устанавливают фундаментальные принципы построения банковской системы. К основополагающим институтам регулирования системного риска банковского сектора относятся:

1) ограничения на состав банковских портфелей (включая разграничение операций коммерческих и инвестиционных банков в рамках так называемой "коммерческой" банковской системы, нормы обязательного резервирования средств и т.д.);

2) государственное гарантирование (страхование) вкладов населения организаций в коммерческих банках;

3) объем ответственности владельцев банков перед кредиторами по обязательствам банка.

Помимо перечисленных основных механизмов в мировой практике известны также и вспомогательные механизмы регулирования банковских рисков на макроуровне:

4) ограничения на вход в отрасль, расширения, слияния и поглощения;

5) ограничения по максимальному размеру депозитных ставок и комиссионных.

На мезоуровне (уровне банковской системы) основными институтами регулирования банковских рисков являются нормативные акты органов государственного надзора (обычно центрального банка), а также положения и стандарты, выработанные и добровольно принятые самими участниками отрасли (например, в рамках саморегулируемых организаций). Органы государственного надзора часто действуют в тесном сотрудничестве с наднациональными структурами, к которым относится, например, Базельский комитет по банковскому надзору. На этом уровне основными институциональными механизмами регулирования банковских рисков являются:

6) минимальный размер капитала для вновь создаваемых банков, требования к составу и нормативы достаточности банковского капитала:

7) нормативы ликвидности банковского баланса и концентрации портфелей ссуд:

8) пруденциальный контроль регулирующих органов за соблюдением обязательных нормативов, верификация банковских моделей оценки риска, правила и процедуры ликвидации банков;

9) требования к раскрытию информации о финансовом состоянии и риске банков:

10) общепринятые меры количественной оценки банковских рисков, методы их расчета и/или нормативные требования к используемым в банках методикам:

11) стандарты организации и деятельности служб внутреннего контроля и управления рисками в банках, рекомендуемые органами надзора.

На микроуровне, т.е. на уровне отдельных банков, в дополнение к перечисленным выше внешним ограничениям могут использоваться и собственные, внутренние механизмы управления рисками. Эти механизмы представляют собой общепринятые в отрасли методы и модели оценки и контроля за рисками, конкретная форма реализации которых определяется самими банками. К наиболее распространенным институциональным механизмам управления банковскими рисками на микроуровне относятся:

12) методики оценки кредитоспособности заемщика и внутренние модели оценки кредитного риска ссудных портфелей:

13) внутренние модели количественной оценки рыночного риска торговых портфелей банков:

14) используемые стратегии ограничения рыночного, кредитного, операционного и иных видов риска (лимитирование, хеджирование, внутренний контроль и др.).

Сложившаяся в результате длительной эволюции система государственного регулирования рисков банковской системы в развитых странах Запада основывается на трех фундаментальных механизмах: минимальных нормативах достаточности банковского капитала, государственном страховании депозитов и ограничений ответственности акционеров банков по обязательствам перед кредиторами. Предметом дальнейшего рассмотрения будут являться требования к достаточности банковского капитала как базовый инструмент регулирования, нацеленный на снижение вероятности банкротства каждого отдельного банка и, как следствие, на повышение устойчивости системы в целом. Характерной особенностью большинства комментариев, посвященных последним кризисам в банковской сфере, является чрезвычайно частое упоминание банковского капитала. Считается, что не последнюю роль в недооценке развития финансовых кризисов (как в России, так и в зарубежных странах) сыграли недочеты со стороны органов надзора, которые своевременно не отследили возможность появления новых рисков в банковской деятельности и не ужесточили контроль над этими видами рисков, в частности путем введения более строгих требований к капиталу банков. В Базельском Соглашении дано весьма широкое определение капитала, который может включать в себя следующие элементы:

А. Основной капитал: постоянный акционерный капитал; публикуемые резервы, образованные за счет нераспределенной прибыли.

В. дополнительный капитал: скрытые резервы; резервы переоценки; общие резервы/общие банковские резервы на покрытие убытков по кредитам; гибридные инструменты; долгосрочная субординированная задолженность.

В Соглашении элементы капитала делятся на два уровня. Основной капитал, или капитал первого уровня, включает в себя: акционерный капитал, выпущенные и полностью оплаченные обыкновенные акции и бессрочные привилегированные акции без кумулятивного начисления дивидендов, а также публикуемые резервы (дополнительный оплаченный капитал, нераспределенная прибыль, общий резерв на покрытие непредвиденных/неидентифицированных убытков и другие резервы, создаваемые банком в соответствии с национальным законодательством).

В состав дополнительного капитала, или капитала второго уровня, включаются отдельные виды резервов; скрытые резервы (в некоторых странах - часть нераспределенной прибыли), резервы переоценки активов (недвижимости и ценных бумаг, находящихся в портфеле банка). Резервы переоценки стоимости активов в форме скрытого прироста капитала по нереализованным ценным бумагам должны учитываться в капитале второго уровня со скидкой 55%. Общие резервы на возможные потери по ссудам включаются в капитал второго уровня в том случае, если они не связаны с конкретными активами или их группами (т.е. не отражают ожидаемое сокращение стоимости конкретных активов), а созданы для возмещения неидентифицируемых в настоящее время убытков. Максимальный размер включаемых в капитал второго уровня общих резервных отчислений на покрытие убытков будущих периодов (общих резервов на покрытие убытков по кредитам) не должен превышать 1,25% от активов, взвешенных с учетом риска. К элементам капитала второго уровня могут быть отнесены так называемые "гибридные" инструменты, сочетающие в себе характеристики капитала и долга, в том числе бессрочные привилегированные кумулятивные (т.е. с выплатой накапливаемых фиксированных дивидендов) акции, долгосрочные привилегированные акции (в Канаде), ценные бумаги с долевым участием и субординированные бессрочные долговые ценные бумаги (во Франции), сертификаты участия, дающие владельцу право на дивиденды или участие в прибылях, но не право собственности (в Германии), бессрочные долговые обязательства и привилегированные акции (в Великобритании), конвертируемые облигации (в США). В состав капитала второго уровня разрешается включать также и долгосрочную субординированную задолженность при условии, что она не превышает 50% капитала первого уровня. К данной категории средств относятся обычные необеспеченные субординированные долговые обязательства и подлежащие погашению срочные привилегированные акции, первоначальный срок погашения которых составляет не менее 5 лет. Для отражения снижения стоимости этих инструментов в качестве элементов капитала в течение последних пяти лет до наступления срока погашения они включаются в состав капитала не по полной стоимости, а с коэффициентом амортизации в 20% в год, при этом они могут быть включены в капитал второго уровня в размере не более 50% капитала первого уровня с учетом амортизации. В совокупности дополнительный капитал по своему размеру не должен быть больше основного капитала. В соответствии с Соглашением, из капитала должны быть сделаны следующие вычеты:

из капитала первого уровня стоимость нематериальных активов банка;

из совокупного капитала (суммы основного и дополнительного капитала) инвестиции в неконсолидированные банковские и финансовые дочерние компании для предотвращения многократного учета одних и тех же капитальных ресурсов разными членами банковской группы и по решению национальных органов надзора капитальные вложения в капитал других банков и финансовых организаций /45, с.238/. Следует отметить, что приведенное выше определение капитала, применяемое органами банковского надзора, отличается от бухгалтерской трактовки капитала, зафиксированной в Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО). В соответствии с этими стандартами капитал банка составляют следующие статьи: уставный капитал; эмиссионный доход; прибыль предшествующих лет; фонды:

собственные выкупленные акции или доли (учитываемые в течение одного года с момента выкупа).

Основные отличия между этими двумя определениями состоят в следующем:

1) в бухгалтерском учете не существует деления капитала по уровням (основной и дополнительный);

2) при определении величины капитала в бухгалтерском учете и отчетности из него не вычитаются такие показатели, как, например, нематериальные активы, инвестиционные вложения в акции дочерних и зависимых компаний и, возможно, некоторые другие статьи, предусмотренные органами банковского надзора;

3) некоторые статьи, входящие в состав капитала в бухгалтерском учете и отчетности, не включаются в состав капитала, рассчитываемого для целей банковского надзора (в частности, кумулятивные привилегированные акции и часть уставного капитала, образованная за счет капитализации прироста стоимости имущества при переоценке, не включаются в основной капитал: фонды, использование которых уменьшает имущество кредитной организации, не включаются ни в основной, ни в дополнительный капитал);

4) в бухгалтерском учете и отчетности в капитал не включаются некоторые статьи, которые допустимо включать в капитал для целей банковского надзора, например привлеченные субординированные кредиты и займы.