logo search
Дистанционное банковское обслуживание

2.1 Анализ российского рынка дистанционного банковского обслуживания коммерческими банками

Еще десять лет назад казалось, что совершать банковские операции без визита в банковский офис невозможно. Сегодня без полноценного электронного банкинга ни один розничный банк уже не может достойно конкурировать на рынке. Наличие мобильного и интернет-банка, сервисов, связанных с использованием электронных денег и прочих дистанционных услуг - является одним из главных при выборе клиентом кредитной организации.

Основателем Интернет-банкинга в России следует считать Автобанк, который уже в мае 1998 г. предложил своим клиентам данный вид услуг. 2000 г. стал точкой отсчета, когда в России начали появляться банки, предложившие своим клиентам помощь в организации Интернет-представительств с полным циклом электронной коммерции.

По уровню "интернетизации" Россия в 2003 г. находилась на одной ступени с Бразилией и Индонезией (4% населения страны). По итогам 2014 г. на основании отчета Минкомсвязи России Отчет Минкомсвязи РФ за 2014 г. Интернет-ресурс, доступ по адресу: http: //www.minsvyaz.ru , интернетом пользуется 62% населения страны или 68 млн человек, из них 56 млн или 46% населения пользуются сетью ежедневно. Высокие темпы прироста онлайн аудитории в России обеспечило активное распространение мобильных устройств. К концу 2014 года аудитория пользователей Интернета на смартфонах достигла 21 миллиона человек (17,6% населения 16+), а количество пользователей Интернета на планшетах выросло за год более чем в 2 раза - с 3,5% в 2013 году до 8,4% в конце 2014 года, и достигло 10 миллионов человек. По количеству пользователей интернета Россия ещё в 2012 году вышла на первое место в Европе, которое ранее занимала Германия и на шестое место в мире.

По итогам 2014 г. в России 15,4 млн человек Данные исследования e-Finance User Index 2014. Интернет-ресурс, доступ по адресу: http: //markswebb.ru/e-finance/e-finance-user-index/ пользуются интернет-банкингом - это 55% всех активных интернет-пользователей в возрасте от 18 до 64 лет, проживающих в российских городах с населением от 100 тысяч жителей (из расчета 28,3 млн суточной аудитории интернета в России) (рис.2.1).

Рис. 2.1 Доли пользователей интернет-банкинга по городам России, в %

Как видно из рис. 2.1, наибольшее проникновение интернет-банкинг имеет в Москве - 63% московских интернет-пользователей имеют доступ хотя бы к одному интернет-банку. По мере уменьшения размера города проникновение интернет-банкинга сокращается, однако разница между большими и малыми городами не столь существенная.

Банки стали рассматривать ДБО как инструмент бизнеса, а не ИТ-решение, и научились зарабатывать на нем Аналитический обзор CNews Analytics, 2014 «ИТ в банках и страховании». Интернет-ресурс, доступ по адресу: http: //www.cnews.ru/reviews/free/. В 2013-2014 гг многие крупные банки осуществляли проекты по развитию ДБО (таблица 2.1):

Таблица2.1

Примеры проектов ДБО в России в 2013-2014 гг.

Банк

Решение

Сроки реализации

Описание

Балтинвестбанк

Faktura.ru

середина ноября 2013 г. - 1 февраля 2014 г.

Создан интернет-банк для частных лиц. Произведена миграция со стороннего решения ДБО для частных клиентов на Faktura.ru. Внедрена более широкая функциональность, включая мобильные приложения для iOS и Android. Выполнены работы по интеграции с карточным процессинговым центром UCS.

Бинбанк

Faktura.ru

17 января 2013 г. - 01 марта 2013 г.

Реализована интернет-сервис для частных клиентов, произведена интеграция с собственным карточным процессингом банка, с сервисом скоринга НБКИ, проведены работы по адаптации с учетом собственных разработок банка, разработаны схемы бизнес-процессов по работе с ДБО для всех подразделений банка. Внедрены мобильные приложения для iOS и Android.

Глобэкс

InterBank RS FrontOffice

2013-2014 гг

Создана информационная система для принятия решений и продажи кредитных продуктов физическим лицам (кредитного конвейера). Также была обеспечена сквозная интеграция фронт-офисной системы с бэк-офисными системами банка (RS-Bank V.6 и xBank) для поддержки автоматизируемых направлений бизнеса.

Промсвязьбанк

iBanking

2014 г. Реализация продолжается

Система строится на технологии виджетов. В числе предлагаемых клиентам функций - управление пластиковыми картами, счетами, кредитами, вкладами, специальным бонусным счетом, а также контроль текущего финансового состояния. Кроме того, предусмотрены готовые шаблоны для выполнения популярных операций и напоминания для совершения регулярных платежей. ДБО будет интегрировано с другимим системами банка: действующим модулем PFM (личное управление финансами), сервисом геолокации, системой противодействия мошенничеству.

Сбербанк

"CORREQTS", "Расчетный центр корпорации (РЦК)" (платформа BSS)

2013-2014 гг. Реализация продолжается.

Интернет-банк для предприятий малого и среднего бизнеса. Включает интеграцию с казначейством (на базе РЦК BSS), e-invoicing, мобильный банк. Реализован во всех территориальных отделениях Сбербанка. Число клиентов превышает 1 млн.

Татфондбанк

ДБО BS-Client

2013-2014 гг

Управление зарплатными проектами на стороне клиента. Автоматизированы процедуры передачи реестром карт, учета, заявок на перевыпуск и блокировку, управленческая отчетность, выгрузки и загрузки в офисные приложения.

ФГ "Лайф"

InterBank Mobile

2013-2014 гг

Создан мобильный сервис в банках ФГ "Лайф" (Пробизнесбанк, ВУЗ-Банк, банк "Экспресс-Волга", Газэнергобанк). Появился платежный сервис для управления банковским счетом с мобильного устройства. Реализованы функции: групповое визирование документов, возможность работы в едином "Личном кабинете" с документацией различных организаций, создание платежей по "свободным" реквизитам, оплата налоговых взносов. Для защиты транзакций реализована работа с электронной подписью ("Аладдин Р.Д. ") на JaСarta и безопасное хранение ключевой информации.

При этом очень важным для развития ДБО является удобство пользования для клиентов-физических лиц. В проведенном исследовании агентства Markswebb Rank & Report рассчитали оценки функциональных возможностей, удобства пользования и общей эффективности интернет-банков. Функциональные возможности интернет-банков оценивались по 108 формальным критериям, собранным в такие группы, как Аналитический обзор Business Internet Banking Rank 2014. Интернет-ресурс, доступ по адресу: http: //markswebb.ru/e-finance/business-internet-banking-rank-2014/:

Возможности получения информации по своим счетам и картам.

Возможности совершения платежей и переводов.

Возможности управления своими банковскими продуктами - открытие и закрытие вкладов, счетов, банковских карт, отправка заявок на кредиты и досрочное погашение кредитов.

Возможности управления банковскими сервисами - подключение и отключение SMS-уведомлений, оповещений на электронную почту, страховки по картам, смена номера телефона и других персональных данных.

Интеграция с государственными и муниципальными службами, провайдерами услуг - получение информации по задолженностям.

Дополнительные возможности анализа и планирования личных финансов (personal finance management).

Полученные результаты исследования представлены на рис.2.2:

Рис.2.2 Оценка удобства и функциональности интернет-банка

Синим на рис.2.2 отмечены пять наиболее популярных интернет-банков в России по данным Markswebb Rank & Report, это: ТКС Банк, Сбербанк, ВТБ 24, Альфа-Банк, Русский Стандарт. По результатам исследования Internet Banking Rank 2014 интернет-банк Тинькофф Кредитные Системы (ТКС Банк) подтвердил высокий уровень эффективности, заняв первое место в общем рейтинге.

Из 32 банков, участвующих в исследовании, за 2013-2014 год 15 банков запустили новые или существенно доработали существующие интернет-банки. Наибольший прорыв совершили системы PSB-Retail Промсвязьбанка, QBank Связного Банка и интернет-банк Банка Возрождение, существенно расширившие функциональность и удачно обновившие дизайн интерфейса, что в совокупности позволило всем трем системам улучшить потребительские качества и подняться в рейтинге эффективности.

Противоречивыми оказались запуски новых интернет-банков Банка Уралсиб и Уральского Банка Реконструкции и Развития. Заметное улучшение наиболее значимых качеств удобства пользования: навигации, совершения платежей и общего дизайна интерфейса наложились на отсутствие существенного расширения функционала и даже удаление части функций, доступных в прежних версиях интернет-банков.

Также приведем данные анализа рейтинга интернет-банкинга для юридических лиц в 2014 г. В исследовании принимали участие 20 банков, из них 15 банков являются крупнейшими по оборотам на счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и 5 банков, занявших высокие позиции в рейтинге Business Internet Banking Rank 2013 Аналитический обзор Business Internet Banking Rank 2014. Интернет-ресурс, доступ по адресу: http: //markswebb.ru/e-finance/business-internet-banking-rank-2014/. На первом месте в рейтинге эффективности интренет-банкинга для зрелого бизнеса Промсвязьбанк - PSB On-Line, на втором - ВТБ24 - Банк-Клиент Онлайн и на третьем - Банк24. ру - Интернетбанк2 (Приложение). При этом пять наиболее популярных интернет-банков имеют в среднем более высокий уровень как по функциональности, так и по удобству.