2.3 Кризис ликвидности и рефинансирование
В последнее время мировая экономическая система испытывает серьёзные трудности с ликвидностью. Кризис ликвидности, разразившийся сначала в США, отразился и на российской финансовой системе. В этой ситуации Центробанк должен обеспечить коммерческие банки ресурсами через механизм рефинансирования. По заявлению первого зампреда ЦБ РФ А. Улюкаева, уже сегодня Центробанк может предоставить по каналам рефинансирования до 1,5 триллиона рублей.
Однако коммерческие банки не спешат за кредитами в Банк России. С августа 2007 года зарабатывали на нехватке ликвидности крупные банки, наряду с ЦБ они обеспечивали необходимую рынку ликвидность под относительно высокие ставки. Ставки резко росли в конце месяца, во время платежей по налогу на прибыль. Объём операций прямого репо (краткосрочные кредиты ЦБ под залог ценных бумаг) упорно не снижается. Падает сумма корсчетов и депозитов банков в ЦБ, а ставки МБК растут.
Но в конце ноября 2007 года напряжение на банковском рынке может быть значительно меньше, чем в последние три месяца. Во-первых, расходование «бюджетного навеса» (ускоренное исполнение федерального бюджета) началось не в конце ноября - начале декабря, как в последние годы, а раньше. Октябрьские расходы оказались в 1,66 раза больше средних за первые девять месяцев 2007 года. Судя по вниманию, которое вице-премьер глава Минфина Алексей Кудрин уделяет этой проблеме, высоки и расходы в ноябре. Во-вторых, как рассказали вчера главы департаментов Минфина Дмитрий Панкин и Алексей Саватюгин, в декабре на рынок попадут временно свободные средства госкорпорации «Роснанотех», Банка развития и Фонда реформирования ЖКХ. Эти средства, по замыслу чиновников, должны быть размещены на депозитах госбанков, которые, в свою очередь, смогут поддержать ликвидность других участников рынка.
Однако рынок может и не увидеть этих средств, считают эксперты. Согласно сообщению ЦБ, 12 декабря состоится выпуск облигаций Банка России с погашением в июне 2008 года в объеме 400 млрд. руб. Т.о. средства институтов развития могут быть стерилизованы.
Возобновление притока капитала поддержит ликвидность банковского сектора. Алексей Улюкаев на днях обратил внимание, что ускорился рост ЗВР. По его словам, на 20 ноября они достигли $456 млрд., а к концу года могут дойти до $470 млрд. На фоне, хотя и медленного из-за подорожания нефти почти до $100 за баррель, сокращения сальдо торгового баланса это означает именно дополнительный приток капитала. В ЦБ, Минфине и МЭРТе теперь склоняются к тому, что чистый приток капитала в 2007 году составит $80 млрд.
Также А. Улюкаев сообщает, что уже в декабре ЦБ начнет прием корпоративных евробондов в качестве обеспечения для рефинансирования со стороны ЦБ. Сейчас в список ЦБ входят рублевые облигации Минфина и ЦБ, ряда банков и крупных компаний, некоторых регионов, а также российские евробонды. Список облигаций, которые будет принимать в залог ЦБ, не опубликован.
Расширение круга денежных инструментов, принимаемых в залог, должно упростить сглаживание пиков напряженности на денежном рынке. По оценке Натальи Орловой из Альфа-банка, включение в список ЦБ еврооблигаций способно расширить объем операций репо примерно на 250 млрд. руб., она полагает, что на руках у российских резидентов находится 10% всех корпоративных облигаций. Николай Подгузов из «Ренессанс Капитала» говорит о 15-20% и «около 300 млрд. руб.», указывая, что разница между ставками репо и доходностью евробондов порядка 2% - это хорошая возможность для заработка. Таковы оперативные мероприятия, которые сейчас активно разворачивает Банк России.
Полностью же задействовать инструмент рефинансирования ЦБ РФ планирует не ранее 2009 года. По прогнозу, в 2010 году прирост выданных Банком России кредитов может составить порядка 700-800 млрд. рублей. Для сравнения: за последние пять лет максимальный годовой прирост составлял 15 млрд. рублей.
Однако даже такой скачкообразный рост рефинансирования не сможет обеспечить поддержания уровня ликвидности банковской системы. Если исходить из представленных расчетов, за 2008-2010 годы общий уровень ликвидности банковской системы, выраженный как отношение ликвидных активов к обязательствам банков перед клиентами и вкладчиками, упадет более чем в четыре раза -- с 17 до 4% -- при сокращении ликвидных активов банков в среднем (по сценариям) на 56%. Каким образом ЦБ при этом намерен избежать проблем с платежеспособностью банков, не вполне понятно. В 2004 году локальному кризису в банковской системе предшествовало снижение отношения ликвидных активов банков к их обязательствам с 18 всего лишь до 12, а не до 4%, как в нынешнем прогнозе. Возможно, тогда не стоит допускать такого сильного снижения ликвидности? Оценки показывают: удержать к концу 2010 года отношение ликвидных активов к обязательствам перед клиентами и вкладчиками на уровне хотя бы 10% можно при увеличении накопленного объема кредитов Банка России на 1 трлн. рублей в среднем, по различным сценариям, по сравнению с тем, что предполагается в документе.
Выживание при столь низкой ликвидности, равно как и обещанный переход к управлению денежным предложением через процентные ставки, невозможно без развитого рынка межбанковского кредита. Сегодня емкость этого рынка несообразно мала. Объем привлеченных банками на внутреннем рынке межбанковских кредитов и депозитов составляет чуть более 300 млрд. рублей, то есть 3,5% от общей величины привлеченных средств. Причем на протяжении последних трех лет этот показатель снижается. Очевидно, требуются меры со стороны денежно-кредитных властей по поддержке развития данного рынка, но ни о чем подобном в Основных направлениях не говорится.
Еще одна проблема -- возможная нехватка залоговой базы для расширения рефинансирования банковской системы в предполагаемых масштабах. Даже запланированный объем рефинансирования (700?800 млрд. рублей в год к 2010 году) требует резкого расширения состава активов, которые могут приниматься Банком России в обеспечение по кредитам. Сегодняшней залоговой базы из государственных и высоконадежных (международный рейтинг не ниже BB/Ba2) корпоративных ценных бумаг, находящихся в активах банков, хватит на один год такой работы. Если же объем рефинансирования увеличить на 1 трлн. рублей, как того требует поддержание приемлемого уровня ликвидности банковской системы, то вся эта база будет выбрана за один - два квартала. Конечно, покупка банками новых государственных и корпоративных ценных бумаг и повышение кредитных рейтингов российских эмитентов в предстоящие три года позволят пополнить эту базу. Но при складывающейся динамике вряд ли она возрастет более чем в два с половиной раза. Получается, что этот фактор даст еще год расширения рефинансирования, не более того.
Выходом могло бы стать рефинансирование под нерыночные активы -- прежде всего банковские кредиты предприятиям. Еще одна возможная альтернатива -- развитие беззалогового кредитования банков (например, участвующих в системе страхования вкладов в пределах установленных лимитов). Никаких убедительных указаний насчет того, как будет решаться проблема расширения залогового обеспечения рефинансирования, в Основных направлениях не содержится.
Проблема с рефинансированием может оказаться еще более острой, поскольку в своих прогнозах Банк России систематически недооценивает потенциал роста спроса экономики на деньги. Так, в 2003-2006 годах прогнозировался прирост денежной массы М2 на 27% в среднем за год, а в действительности он составил 43%. В Основных направлениях на 2007 год ожидалось, что в текущем году темп прироста денежной массы М2 составит 32-34%, в последнем документе эта цифра была скорректирована до 37-39%. В действительности при складывающихся трендах мы выходим на 46-48% прироста денежной массы за 2007 год. Как правило, отклонение факта от прогноза связано с ожидаемым Банком России резким замедлением динамики наличных денег. Однако последнего пока не происходит.
Недооценка потенциала роста денежной массы автоматически означает недооценку потребности в денежном предложении и, соответственно, рефинансировании для поддержания ликвидности банков.
Существуют и претензии по методике определения параметров денежного рынка и лимитов для коммерческих банков. Представляется избыточно жесткой методика определения текущей ликвидности банков.
Способность банка исполнять клиентские требования и другие обязательные платежи, то есть ликвидность, определяется в мире на основании моделей движения денежных потоков.
В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год Банком России было определено, что переход на модель денежных потоков является важнейшим моментом «совершенствования надзора за риском ликвидности». Однако за 3 месяца до конца 2007 года ничего сделано в этом направлении не было.
Другим ограничителем для банков является норма, согласно которой банк может привлекать средства в размере уставного фонда. Было бы разумным заменить ограничитель на собственный капитал. Размер собственного капитала более точно отражает объемы рисков банков, нежели уставной капитал.
Необходимо срочно принять меры, направленные на повышение ликвидности российской банковской системы. Банкам, имеющим рейтинг не ниже странового, надо разрешить размещать на своих счетах средства Стабфонда, федерального бюджета, пенсионных фондов, фондов обязательного страхования, Банка развития. ЦБ должен озаботиться удлинением сроков по операциям рефинансирования до 3 лет.
- §3.Основные направления денежно-кредитной политики Центрального Банка России в современных условиях
- Денежно-кредитная политика Банка России
- 3. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России.
- Денежно-кредитная политика Банка России
- 2.1 Особенности денежно-кредитной политики Банка России
- Функции Банка России. Денежно-кредитная политика
- Глава 2. Денежно-кредитная политика Банка России
- Цели денежно-кредитной политики Банка России. Денежно-кредитное регулирование. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России.
- 59. Денежно-кредитная политика Банка России