1.3 Процедура государственного лицензирования деятельности банков
государственный лицензирование банк отчетность
По существу, лицензирование является одной из необходимых мер вмешательства государства в экономику. Конституция Республики Беларусь (ст. 13 Конституции) допускает такое вмешательство, но только в интересах человека и общества; государство также обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.
В соответствии со статьей 26 Банковского кодекса Республики Беларусь Правление Национального банка Республики Беларусь постановило утвердить порядок государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. В связи с этим было утверждено Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2011г. № 175 «Об утверждении инструкции о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций».
В инструкции отражены все те моменты, которые необходимы для лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
Так, пунктом 61 Инструкции определено, что решение о выдаче лицензии, внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии, принимается Правлением Национального банка. Лицензия с указанием в ней перечня банковских операций, которые банк вправе осуществлять, выдается банку одновременно со свидетельством о государственной регистрации. Банк также вправе обратиться в Национальный банк с заявлением о внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии, только при наличии у него установленных отдельными нормативными правовыми актами Национального банка технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций. Таким образом, для внесения изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии, банк представляет в Национальный банк:
- заявление о внесении изменений и (или) дополнений в лицензию за подписью уполномоченного лица банка;
- документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Национального банка;
- документы, необходимые для государственной регистрации соответствующих изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы банка.
Срок документов, представленные на рассмотрение для получения лицензии, рассматриваются в срок, не превышающий два месяца с момента их представления. Многие могут не согласиться с таким сроком, но я считаю что это вполне оправдано. Предоставление лицензии банку требует тщательных проверок, поскольку в случае несостоятельности банка выполнить определенные условия поспособствует как подрыву доверия граждан как к самому банку, так и к государству в целом.
Необходимо помнить и о том, прежде чем выдать лицензию, структурное подразделение Национального банка, осуществляющее банковский надзор, проводит проверку наличия технических возможностей банка для осуществления соответствующих банковских операций.
В случае создания банка в г. Минске, проверка наличии технических возможностей банка для осуществления банковских операций проводит соответствующее главное управление по месту нахождения банка.
Говоря об устойчивости финансового положения банка, следует выделить следующие критерии: прозрачность структуры собственности, включая такие, как:
- достаточность объема раскрываемой информации о структуре собственности банка;
- доступность информации о лицах (группах лиц), оказывающих прямо или косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка;
- наличие и размер доли в нормативном капитале банка на момент подачи заявления о внесении изменений и дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии: юридических лиц (организаций), зарегистрированных на территории государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях (оффшорных зон);
- достаточность и структура капитала банка (на мой взгляд, этот показатель является одним из основных);
- качество активов банка, включая оценку проблемных активов, полноту создания резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансовых счетах, выполнение нормативов ограничения кредитных рисков;
- финансовая эффективность, включая наличие прибыли с учетом создания резервов, оценку рентабельности активов и капитала;
- состояние ликвидности, включая оценку выполнения норматива краткосрочной ликвидности, наличия фактов неоднократного в течение последних шести месяцев неудовлетворения требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех и более дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах банка.
В соответствии с пунктом 69 Инструкции, для получения права на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, во вклады (депозиты), открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц, открытию и ведению счетов в драгоценных металлах, купле-продаже драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, размещению драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклады (депозиты) банк представляет в Национальный банк справку налогового органа по месту нахождения банка об отсутствии задолженности перед бюджетом и (или) государственными внебюджетными фондами.
Национальный банк вправе запросить иные документы, необходимые для подготовки заключения об устойчивом финансовом положении банка. В этом случае срок рассмотрения документов, представленных для внесения изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии, продлевается на срок, который необходим для представления документов, запрашиваемых Национальным банком.
Гарантий эффективности и соответствия требуемым нормативам в деятельности банка является надзор.
Структурное подразделение Национального банка, осуществляющее банковский надзор, в срок, не превышающий 30 дней со дня представления документов, составляет заключение о финансовой устойчивости (неустойчивости) банка и наличии (отсутствии) у него нормативного капитала в размере, эквивалентном не менее 10 миллионам евро. Для целей составления заключения о финансовой устойчивости банка специалистами Национального банка может в установленном порядке проводиться тематическая проверка.
После получения лицензии, ее вносят в реестр, в котором указывают наименование банка, дата выдачи и номер выданной лицензии, перечень банковских операций, которые банк вправе осуществлять.
Основываясь на статье 82 Банковского кодекса, основанием в отказе в выдаче лицензии служит:
· на момент проведения государственной регистрации уставный фонд банка не сформирован полностью;
· в отношении одного из учредителей банка не исполнено судебное решение об обращении взыскания на имущество;
· физическое лицо - учредитель банка имеет непогашенную или неснятую судимость за преступления против собственности и (или) порядка осуществления экономической деятельности;
· учредитель банка имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет и (или) государственные целевые бюджетные и (или) внебюджетные фонды либо является учредителем (участником, собственником имущества, руководителем) юридического лица (простого товарищества (договора о совместной деятельности), хозяйственной группы), имеющего такую задолженность;
· учредитель банка является учредителем (участником, собственником имущества, руководителем) юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен;
· учредитель банка является общественным объединением, преследующим политические цели;
· для государственной регистрации банка представлены не все документы;
· в документах, представленных для государственной регистрации банка, выявлены недостоверная информация, несоответствие бизнес-плана критериям, установленным Национальным банком;
· установлены факты использования привлеченных денежных средств и (или) направления доходов, полученных незаконным путем, на формирование уставного фонда банка;
· устав банка или иные документы, представленные для его государственной регистрации, не соответствуют законодательству Республики Беларусь или нарушен порядок создания банка. (приложение Е)
Государственная регистрация банка и лицензирование, соответственно, не производится также в случае несоответствия кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, предъявляемым к ним, или установления специальной квалификационной комиссией Национального банка недостаточной квалификации указанных лиц.
В случае утраты лицензии банку выдается ее дубликат.
Образец свидетельства о государственной регистрации «Белгазпромбанка» приведен в приложении А.
Образцы лицензий ОАО «Белгазпромбанк» приведены в приложени Б.
По моему мнению, лицензирование деятельности банков выполняет защитную функцию не только для общества и государства, но и для национальной экономики в целом.
- Введение
- 1. Общая характеристика деятельности банка
- 1.1 История банка
- 1.2 Юридическая база формирования и функционирования банка
- 1.3 Процедура государственного лицензирования деятельности банков
- 1.4 Организационная структура управления
- 2. Ознакомление с формами бухгалтерской и статистической отчётности банка. Анализ основных экономических показателей деятельности банка
- 2.1 Формы бухгалтерской и статистической отчетности ОАО «Белгазпромбанк»
- 2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности банка
- 3. Общая характеристика активных и пассивных операций деятельности банка
- 3.1 Активные операции коммерческого банка
- 3.2 Обзор кредитов, предоставляемых ОАО «Белгазпромбанк»
- 3.3 Пассивные операции коммерческого банка
- 3.4 Обзор вкладов, предлагаемых ОАО «Белгазпромбанк»