1.4 Процесс управления кредитным риском в коммерческом банке
Риск является обязательным элементом любой экономики. Проявление риска является неотъемлемой частью экономического процесса - объективный экономический закон.
Рыночные риски, а также вопросы управления активами/пассивами и ликвидностью приобретают все большую значимость с развитием финансового рынка в России.
Актуальность того или иного вида риска для конкретного банка определяется спецификой его работы, его направленностью, зрелостью и другими факторами.
Если говорить о банковской системе в целом, то наиболее актуален кредитный риск, составляющий более 60% от общей карты рисков, как показано на рисунке 2.[21]
Рисунок 2 - Три основных типа банковских рисков
Содержание кредитного процесса банка составляет деятельность, присущая процессу непосредственного осуществления кредитных операций, а также деятельность, направленная на обеспечение организации выполнения этих операций наиболее эффективным образом. Кредитный процесс включает в себя пять основных сфер.
Во-первых, непосредственное осуществление кредитных операций - кредитование отдельных заемщиков, то есть взаимодействие с клиентом, рассмотрение документов, заключение кредитных договоров, регистрация фактов кредитных сделок и т.п.
Во-вторых, управление кредитным портфелем банка как совокупностью конкретных кредитов.
В-третьих, разработка инструктивно-методологической базы должностных инструкций, регламентирующих порядок и содержание выполнения обязанностей сотрудников, участвующих в кредитном процессе.
В-четвертых, управление деятельностью персонала кредитного подразделения банка, осуществляющего кредитные операции, управление портфелем, а также деятельность, являющуюся обеспечивающей, по отношению к первым двум категориям персонала.
В-пятых, принятие решений о предоставлении кредита/отказе от выдачи кредита, изменении условий кредитного соглашения, пролонгации кредитов, выборе вариантов реструктуризации задолженности, мерах воздействия на недобросовестных заемщиков и т.п.[3].
Управление кредитным риском банка, входящее в качестве составляющего элемента кредитной деятельности банка в каждую из описанных областей кредитного процесса, имеет свои особенности.
В рамках процесса кредитования заемщиков осуществляется управление кредитным риском индивидуального заемщика. Задача сотрудников - управление кредитным риском индивидуального заемщика, обусловленного внешними факторами риска. Задачей сотрудников, осуществляющих управление кредитным портфелем банка, является также точное следование разработанным инструкциям и предписаниям, разработанным для стандартизации операций, уменьшения ошибок, вызываемых «человеческим фактором». Однако, в отличие от первой сферы кредитного процесса, видом кредитного риска, подлежащего управлению, в этой сфере кредитного процесса, является риск портфеля. Задача сотрудников - управление кредитным риском портфеля банка, обусловленного внешними факторами риска.
Сотрудники, осуществляющие деятельность по разработке инструктивно-методического материала не заняты непосредственно в осуществлении кредитных операций. Их задачей является разработка процедур, позволяющих снижать степень кредитного риска, обусловленного внутренними факторами реализации кредитного риска, а также предоставлять непосредственным участникам кредитного процесса со стороны банка действенный инструментарий для управления кредитным риском, обусловленным внешними факторами. Задача сотрудников, занимающихся административной деятельностью, заключается в общем управлении работой сотрудников, непосредственно занятых в кредитном процессе, а также сотрудников обеспечивающих их деятельность.
Таким образом, в рамках управления кредитным риском в ходе осуществления кредитного процесса различные объекты кредитного риска распределены между различными категориями субъектов управления кредитным риском [13].
Взаимодействие участников процесса управления кредитным риском, рассматриваемое как обмен информацией, представлено на рисунке 3.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Рисунок 3 - Информационное поле процесса управления кредитным риском
Непосредственное взаимодействие банка с заемщиком обеспечивается в процессе выполнения служебных обязанностей группой сотрудников кредитного подразделения, представителя которой условно обозначены «кредитный инспектор».
Взаимодействие заемщика и кредитного инспектора носит характер двустороннего информационного обмена, обозначенного на рисунке 3 стрелками 1 и 2.
Кредитный инспектор получает от заемщика информацию о параметрах предполагаемой кредитной сделки, данные, необходимые для оценки кредитного риска заемщика, данные мониторинга финансового состояния и показателей деловой активности, необходимые для оценки изменения кредитного риска заемщика в период до истечения срока сделки.
Также кредитный инспектор получает информацию о выполнении либо не выполнении заемщиком условий кредитной сделки, перспектив возврата предоставленных кредитных ресурсов и уплаты процентов. С другой стороны, заемщик информируется кредитным инспектором об условиях кредитования, принятом банком решении о предоставлении/отказе в предоставлении кредита.
Взаимодействие кредитного инспектора с лицом, принимающим решение (ЛПР - должностное лицо, кредитный совет, или орган в системе управления банком, в компетенцию которого входит принятие решения о выдаче/отказе в выдаче кредита, изменении условий кредитного соглашения) основано на предоставлении кредитным инспектором информации, необходимой для принятия того или иного решения в рамках кредитных операций, и доведении до сведения кредитного инспектора принятого решения.
Принятие ЛПР решения означает для кредитного инспектора руководство к действию. Кредитный инспектор информирует ЛПР об условиях кредитной сделки, доводит до его сведения результат проведенной оценки кредитного риска данного потенциального заемщика, а также предоставляет сведения об изменении оценки кредитного риска заемщика в период между выдачей кредита и сроком завершения кредитной операции (стрелка 3 на рисунке 3).
Кредитный инспектор предоставляет ЛПР сведения о выполнении заемщиком условий кредитного соглашения, либо невозврате кредита. ЛПР предоставляет руководство к исполнению по каждому факту его информирования со стороны кредитного инспектора (стрелка 4 на рисунке 3).
Взаимодействие кредитного инспектора и должностного лица, анализирующего состояние банковского портфеля как совокупности кредитных вложений, условно обозначаемого «управляющий портфелем», носит однонаправленный характер.
Кредитный инспектор предоставляет информацию о параметрах рассматриваемой кредитной сделки, оценке кредитного риска заемщика, динамике кредитного риска заемщика и фактах выполнения заемщиком условий сделки или реализации кредитного риска (стрелка 5 на рисунке 3).
Данная информация необходима для оценки влияния потенциальной кредитной сделки на риск портфеля, а также для оценки динамики показателей, характеризующих кредитный риск портфеля.
Полученные оценки доводятся до сведения ЛПР (стрелка 6 на рисунке 3) и трансформируются в руководство к действию, доводимое до сведения кредитного инспектора.
Взаимодействие должностного лица, обозначаемого как «старший кредитный инспектор», с кредитным инспектором и управляющим портфелем носит двусторонний характер.
Кредитный инспектор и управляющий портфелем предоставляют учетные данные о текущем состоянии и динамике показателей кредитного риска (стрелка 7).
Старший кредитный инспектор информирует об изменениях, касающихся организации их деятельности (стрелка 8).
В случае необходимости полученная информация трансформируется в техническое задание, которое адресуется старшим кредитным инспектором разработчику инструктивно-методического обеспечения кредитной деятельности в банке (стрелка 9 на рисунке 3) [3].
Управление кредитным риском представляет собой организованную определенным образом последовательность действий, разделяемых на следующие этапы:
- выявление факторов кредитного риска;
- оценка степени кредитного риска;
- выбор стратегии (принятие решения о принятии риска, отказе от выдачи кредита или применении способов снижения риска);
- выбор способов снижения риска;
- контроль изменения степени кредитного риска [13].
Последовательность этапов процесса управления кредитным риском представлена на рисунке 4.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Рисунок 4 - Последовательность этапов процесса управления кредитным риском
Разделение кредитного риска на риск заемщика и риск портфеля предполагает учет особенностей каждого вида риска в процессе управления.
Целью управления кредитным риском индивидуального заемщика является снижение вероятности неисполнения заемщиком своих обязательств по кредитному соглашению и минимизация потерь банка в случае невозврата кредита. Цель управления риском совокупности кредитных вложений банка - поддержание на определенных уровнях показателей, характеризующих эффективность организации кредитных операций банка [3].
Содержание этапов, составляющих процесс управления кредитным риском, реализация которого вызывается внешними факторами, представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Этапы управления кредитным риском
Этап управления кредитным риском |
Особенность содержания этапа управления кредитным риском |
||
конкретного заемщика |
ссудного портфеля |
||
Идентификация факторов кредитного риска |
Риск выражается в потенциальных причинах неисполнения заемщиком обязательств по кредитной сделке |
Риск выражается в последствиях неисполнения заемщиками обязательств по кредитным операциям |
|
Количественная оценка кредитного риска |
Заключается в оценке кредитоспособности заемщика и включает два этапа: - определение кредитного рейтинга заемщика, как показателя, характеризующего вероятность неисполнения обязательств по кредитному соглашению; - определения масштаба потерь банка при неисполнении заемщиком обязательств |
Группирование выданных кредитов по рисковым классам для расчета вероятных убытков: - по уровню кредитного риска; - по признаку взаимосвязи заемщиков между собой (действуют в одном секторе рынка, в одном регионе, принадлежат одному собственнику, связаны отношениями «поставщик - потребитель») |
|
Выбор варианта стратегии риска |
Учитываются результаты количественной оценки уровня кредитного риска конкретного заемщика |
Учитываются результаты количественной оценки уровня кредитного риска портфеля |
|
Этап управления кредитным риском |
Особенность содержания этапа управления кредитным риском |
||
конкретного заемщика |
ссудного портфеля |
||
Выбор способа минимизации кредитного риска |
Осуществляется выбор из следующих инструментов снижения уровня кредитного риска: - повышение уровня информированности банка о готовности заемщика выполнять условия кредитного соглашения, финансовых возможностях заемщика, состоянии обеспечения; дисконтный кредит; поэтапное кредитование; установление отношений устойчивого партнерства между банком-кредитором и предприятием-заемщиком; повышение степени готовности заемщика; повышение степени финансовых возможностей |
Осуществляется выбор из следующих инструментов снижения уровня кредитного риска: - диверсификация, - создание резервов для покрытия возможных убытков, - установление лимитов |
|
заемщика. |
|||
Контроль изменения уровня кредитного риска |
Постоянный мониторинг деятельности заемщика для цели оперативного учета изменения уровня кредитного риска |
Оценка портфеля по текущей стоимости, отслеживание уровней риска на предмет приближения к критическим уровням |
Основная задача первого этапа управления риском заключается в выявлении причин его возникновения. Следовательно, целью идентификации факторов кредитного риска как первого этапа управления является определение причин, вызывающих реализацию этого вида риска.
Внешние факторы можно разделить на факторы, непосредственно связанные с заемщиком: готовность и возможность заемщика выполнять взятые на себя обязательства и факторы, связанные с предметом обеспечения по кредиту.
По аналогии с кредитным риском конкретного заемщика при идентификации факторов риска кредитного портфеля банка выделяют две группы факторов: факторы, связанные с риском заемщиков (внешние) и внутренние.
Внешние факторы риска совокупности кредитных вложений банка имеют одну основу с внешними факторами риска индивидуального заемщика - риск неисполнения в каждом конкретном случае обязательства заемщика по возврату ссуды и уплате процентов. Однако применительно к портфелю ссуд, риск выражается не в потенциальных причинах неисполнения обязательств заемщиком, а в их последствиях.
Реализация кредитного риска в части неисполнения отдельным заемщиком своих обязательств отражается на качестве совокупного портфеля банковских кредитов. Качество кредитного портфеля банка характеризуется такими показателями, как размер просроченных ссуд, ссуды, погашенные с нарушением сроков погашения, не обслуженные в срок кредиты, списанные кредиты и т.п.
Отклонение данных показателей от стандартных величин, увеличение их, является прямой угрозой снижения доходов, капитала банка и является проявлением кредитного риска портфеля [14].
На сегодняшний день основными факторами, дестабилизирующими финансовое состояние как отдельных кредитных организаций, так и банковской системы в целом являются неудовлетворительное состояние производства и, как следствие, невозврат кредитов, а также неудовлетворительное качество управления банками [2].
Анализ кредитного риска включает: анализ качества кредитного портфеля; анализ рискованности кредитного портфеля; анализ качества управления кредитным портфелем.
Анализ качества кредитного портфеля коммерческого банка проводят по следующим коэффициентам: путем оценки кредитной активности банка (таблица 2), оценка кредитного портфеля по уровню доходности (таблица 3), коэффициенты характеризующие качество кредитного портфеля (таблица 4). В аналитической части произведем расчет и оценку приведенных коэффициентов.
Таблица 2 - Показатели, характеризующие кредитную активность банка
Коэффициент |
Характеристика |
Расчет коэффициента |
Оптимум, в процентах |
|
Уровень кредитной активности (Ука) |
Отражает в целом кредитную активность банка, степень специализации банка в области кредитования |
Кредитные вложения/активы |
39-40 |
|
Коэффициент опережения (Коп) |
Отражает общий уровень кредитной активности банка |
Темп роста кредитных вложений/темп роста совокупных активов |
Коп ?100 |
|
Коэффициент «агрессивности-осторожности» (Ка) |
Характеризует направленность кредитной политики банка |
Кредитные вложения/привлеченные средства |
Если Ка>70, то банк проводит «агрессивную» кредитную политику, если Ка<60 - «осторожную» |
|
Показатель соотношения кредитных вложений к собственным средствам (Кск) |
Отражает степень рискованности кредитной политики банка |
Кредитные вложения/собственные средства |
Кск?80 |
Оценка кредитного портфеля по уровню доходности.
Поскольку целью функционирования банка является получение максимальной прибыли при допустимом уровне рисков, доходность кредитного портфеля является одним из критериев оценки его качества [23]. Количественная оценка доходности ссудного сегмента кредитного портфеля может быть произведена на основе следующих показателей (таблица 3):
Таблица 3 - Коэффициенты доходности кредитных вложений
Коэффициент |
Характеристика |
Расчет коэффициента |
Оптимум, в процентах |
|
К1 |
Дает возможность оценить прибыльность кредитного портфеля |
(процентные доходы - процентные расходы)/кредитные вложения |
0,6-1,4 |
|
К2 |
Отражает долю процентной маржи банка в его капитале |
(процентные доходы - процентные расходы)/капитал банка |
10-20 |
|
К3 |
Показывает рентабельность кредитных вложений |
(процентные доходы - процентные расходы)/чистый кредитный портфель |
2-3,5 |
|
К4 |
Характеризует реальную доходность кредитных вложений |
процентные доходы/чистый кредитный портфель |
Нет, исследуется в динамике |
Очень важно, чтобы предоставляемые банком кредиты возвращались в установленные договорами сроки или банк имел бы возможность продать ссуды или их часть, благодаря их качеству и доходности. Коэффициенты, характеризующие качество управления кредитным портфелем, представлены в таблице 4.