logo search
Тарифное обоснование в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

2. Методические принципы формирования страховых тарифов в социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и их особенности

Для любой страховой технологии - коммерческой или социальной - большое значение имеет методика определения страхового тарифа. При помощи страхового тарифа определяется взнос (в коммерческом страховании - страховая премия, в социальном - страховой взнос) страхователя, который является платой за приобретаемый страховой продукт. Средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний перераспределяются в системе ФСС таким образом, что данный вид страхования начинает выступать донором всей системы. Это свидетельствует о том, что действующая методика расчета страхового тарифа позволяет накапливать суммы, избыточные для выполнения системой ФСС обязательств перед страхователями и застрахованными лицами. Поэтому встает задача исследования методов, на основании которых проводятся расчеты самого тарифа. Это исследование должно ответить на вопросы, насколько корректны применяемые методы (или метод) и соответствуют ли они положениям страховой теории? Рабочая гипотеза состоит в том, что применяемые методы недостаточно корректны. Для ее подтверждения необходимо обратиться к практике расчета страховых тарифов в коммерческом страховании и выявить те специфические аспекты, которые отличают от нее методику, применяемую в социальном страховании.

При расчете страховых тарифов в рисковом коммерческом страховании используются две методики, которые рекомендуются надзорным страховым органом в качестве базовых. Для страховщиков они не являются обязательными, но практика показывает, что именно их они используют и на этапе получения лицензии, и в своей дальнейшей практической работе. Кроме них существуют методики построения тарифов для накопительного страхования, однако мы оставляем их без внимания, поскольку страхование от несчастных случаев на производстве относится к рисковому страхованию.

Для нашего исследования принципиально важными методическими аспектами являются следующие.

1. Состав и строение тарифа.

2. Принцип, лежащий в основе расчета основных структурных элементов тарифа.

В коммерческом страховании страховой тариф имеет следующее строение (см. рис. 3). Нетто-ставка - это рисковая часть тарифа. Она используется для формирования страховых резервов и может состоять из нескольких частей в зависимости от обязательств страховщика, зафиксированных в договоре страхования. Нетто-ставка зависит от вероятности наступления страхового случая. Она не может изменяться страховщиком произвольно.

Страховой тариф-брутто

Нетто-ставка

Нагрузка

Формируется для обеспечения обязательств по страховым выплатам

Расходы на ведение дела

Резерв предупредительных мероприятий

Прибыль

Рис. 3. Состав страхового тарифа

Чем выше страховой риск, тем больше будет тариф-нетто. Нетто-ставка обычно определяется следующим образом:

Тн = Р(А) Ч К Ч 100,

где А - страховой случай;

Р(А) - вероятность страхового случая;

К - коэффициент отношения средней выплаты к средней страховой сумме на один договор (убыточность страховой суммы).

Для определения вероятности страховых случаев страховщики используют их статистику: например, число аварий на дорогах, число пожаров, число несчастных случаев и т. п. Однако для расчета страхового тарифа принципиально важной является гомогенность исследуемых страховых совокупностей. Группы, для которых он определяется, должны быть однородными. Поэтому неслучайно в коммерческом страховании тариф при страховании от несчастных случаев определяется отдельно для детей и для взрослых. По этой же причине существуют два автономных вида страхования - страхование от несчастных случаев детей и страхование от несчастных случаев взрослых. Принцип гомогенности в методах расчета страховых тарифов является ключевым и не может нарушаться ни при каких обстоятельствах. Другим важным принципом является принцип эквивалентности, выражаемый формулой:

УСП = УСВ,

где УСП - страховые платежи;

УСВ - страховые выплаты.

Нагрузка - это ценовая часть тарифа. Она может изменяться с целью снижения самого страхового тарифа, что имеет большое значение в условиях конкуренции на страховом рынке. Если страховой продукт пользуется спросом на рынке, величина нагрузки может увеличиваться за счет включения в нее прибыли.

И, наконец, еще один принцип, который важен при расчете страхового тарифа, - принцип замкнутости при раскладке ущерба. Замкнутая раскладка ущерба основана на вероятности того, что число пострадавших, как правило, меньше числа участников страхования, особенно если число участников велико. При расчете страховых тарифов ориентируются на то, что страховые фонды будут расходоваться только на компенсацию ущербов его страхователей, то есть лиц, уплачивающих страховые взносы.

В общем случае расчет страховых тарифов относится к сфере деятельности математиков-актуариев - специалистов в области страховой и финансовой математики. Он проводится на основе методов этих дисциплин и является самостоятельным научным направлением.

Проведенный нами анализ показывает, что при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний методы расчета страховых тарифов принципиально отличаются от описанных выше.

В соответствии со ст. 3 закона № 125-ФЗ страховым тарифом является ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных лиц.

Ставки - страховые тарифы установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 г.» О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 г.: Федер. закон от 22 дек. 2005 г. № 179- ФЗ // Гарант.. В 2007 г. они остаются неизменными и продолжают действовать в том виде и размерах, которые были установлены указанным выше законом. В законе № 179-ФЗ выделено 32 класса риска, каждому из них присвоен свой тариф (см. табл. 1). Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 января 2006 г. № 8 «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска» (с изменениями от 3 апреля 2006 г.) Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска: (с изм. от 3 апр. 2006 г.): Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 янв. 2006 г. № 8 // Там же..

В этом документе выделено более 1 600 видов экономической деятельности. До его введения действовала другая тарифная система. Она включала в себя только 22 класса профессиональных рисков, которые были распределены не по видам экономической деятельности, а по отраслям и подотраслям экономики. Некоторые классы профессионального риска после введения новой тарифной системы в 2006 г. стали иметь более низкий страховой тариф.

Законом № 179-ФЗ установлено, что некоторые категории страхователей уплачивают тариф в размере 60 % его величины. К этим категориям относятся:

1. Организации, которые начисляют доход инвалидам 1-й, 2-й и 3-й групп.

2. Работодатели в организациях инвалидов, а также в организациях, где инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %.

3. Работодатели тех организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %.

4. Работодатели тех учреждений, которые созданы для достижения образовательных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками которых являются общественные организации инвалидов.

Таблица 1

Класс риска и страховые тарифы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Класс риска

Тариф

Доля видов экономической деятельности в общем объеме видов экономической деятельности (%)

Класс риска

Тариф

Доля видов экономической деятельности в общем объеме видов экономической деятельности ( %)

1

0,2

45

17

2,1

0,7

2

0,3

2,3

18

2,3

0,5

3

0,4

6,9

19

2,5

0,7

4

0,5

2,4

20

2,8

0,2

5

0,6

2,7

21

3,1

0,1

6

0,7

5,6

22

3,4

0,9

7

0,8

4,2

23

3,7

0,2

8

0,9

3,5

24

4,1

0,7

9

1,0

2,7

25

4,5

0,4

10

1,1

1,8

26

5,0

0,2

11

1,2

3,5

27

5,5

0,5

12

1,3

6,9

28

6,1

0,2

13

1,4

1,3

29

6,7

0,1

14

1,5

1,2

30

7,4

0,5

15

1,7

2,6

31

8,1

0,4

16

1,9

0,2

32

8,5

0,9

Из таблицы 1 хорошо видно, что чем ниже тариф, тем большее число видов экономической деятельности он включает. Если провести ранжирование страховых тарифов в зависимости от количества видов экономической деятельности, то получим следующее распределение (см. табл. 2).

Таблица 2

Зависимость доли видов экономической деятельности от размера страхового тарифа

Размер страхового тарифа

Доля видов экономической деятельности
в общем объеме

От 0,2 до 1,0

75,3

От 1,1 до 1,9

17,5

От 2,1 до 2,8

2,1

От 3,1 до 3,7

1,2

От 4,1 до 6,7

2,1

7,4

0,5

От 8,1 до 8,5

0,9

Самой обширной группой видов экономической деятельности (свыше 700 разновидностей) является группа 1-го класса профессионального риска, для которой страховой тариф установлен в размере 0,2. Сюда относятся такие виды деятельности, как издательская; оптовая торговля через агентов; деятельность пансионатов, домов отдыха, пионерских лагерей; деятельность ресторанов, баров, кафе; транспортирование по трубопроводам; деятельность туристических агентств; страхование; все виды образовательной деятельности; деятельность судов и органов власти на всех уровнях; медицинская деятельность; деятельность в области спорта и т. д. Удельный вес видов экономической деятельности, включенных в 1-й класс профессионального риска, составляет 45 % всех видов экономической деятельности.

Класс риска 29-й включает только один вид деятельности - добычу и обогащение медной руды. Для него установлен тариф в размере 6,7 %. Самый высокий тариф - 8,5 % включает такие виды деятельности, как охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях; добыча, обогащение и агломерация каменного угля; добыча, обогащение и агломерация бурого угля, добыча руд цветных металлов - никелевой, кобальтовой, свинцово-цинковой, оловянной (кроме урановой и ториевой); добыча и обогащение титаномагниевого сырья, вольфраммолибденовой, сурьмяно-ртутных и прочих руд цветных металлов.

Класс профессионального риска определяется в соответствии с Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713 Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска: Утв. Постановлением Правительства РФ от 1 дек. 2005 г. № 713 // Гарант. . В этом документе исходят из величины интегрального показателя профессионального риска, учитывающего уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.

Интегральный показатель профессионального риска по виду экономической деятельности определяется по формуле:

,

где Ип - интегральный показатель профессионального риска по данному виду экономической деятельности, выраженный в процентах;

Евв - общая сумма расходов на обеспечение по страхованию по данному виду экономической деятельности в истекшем календарном году;

Ефот - размер фонда оплаты труда по данному виду экономической деятельности, на который начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в истекшем календарном году.

При изменении величины интегрального показателя профессионального риска по виду экономической деятельности Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению Фонда социального страхования Российской Федерации принимает решение об отнесении этого вида экономической деятельности к другому классу. При отнесении вида экономической деятельности к другому классу изменяется размер страхового тарифа.

Изменение страхователем в течение текущего года вида экономической деятельности не влечет изменения размера страхового тарифа, установленного на этот год в отношении такого страхователя.

По поводу принципов возмещения в социальном страховании в настоящее время имеются некоторые противоречия. В области социального страхования разные специалисты по-разному определяют свою позицию относительно принципа эквивалентности. К этому следует добавить, что в курсах основ страховой деятельности принцип эквивалентности относится исключительно к индивидуальному страхованию на коммерческой основе. (В данном случае имеется в виду «индивидуальное» как антоним социального страхования, поскольку в коммерческом страховании могут быть и коллективные виды страховой защиты, которые, тем не менее, не относятся к социальному страхованию.) При этом утверждается, что в социальном страховании вместо него действуют принципы солидарности и субсидарности. Принцип солидарности - принцип распределения финансовых средств в качестве социальной помощи только в зависимости от нуждаемости, без учета размеров уплачиваемых гражданами налогов и страховых взносов (например, фиксированные социальные пособия). Принцип субсидарности - принцип распределения финансовых средств в качестве социальной помощи в зависимости от нуждаемости, но с учетом того, что размеры страховых взносов и выплат определяются страхователями и страховщиками самостоятельно и устанавливаются границы доходов, с которых страхователи обязаны платить взносы.

Сравнение двух методов расчета страховых тарифов (в коммерческом и социальном страховании) показывает следующее.

1. При расчете страховых тарифов в социальном страховании от несчастных случаев на производстве не определяется вероятность наступления страхового случая. То есть важнейший принцип связи страхования с вероятностным движением денежной формы стоимости в этих расчетах отсутствует, что делает саму методику расчета нестраховой.

В ст. 3 закона № 125-ФЗ, которая содержит определения основных понятий, используемых в нем, термин «вероятность» встречается лишь один раз, когда дается определение профессионального риска: «Профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных… случаях». Между тем в законе № 165-ФЗ существует норма, в соответствии с которой «дифференциация тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств» Об основах обязательного социального страхования: Федер. закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ // Гарант..

2. Страховой тариф в социальном страховании от несчастных случаев на производстве не имеет в своем составе рисковых и ценовых частей. Он монолитен и неделим. В нем не выделяется часть, которая использовалась бы на формирование необходимых резервов, не говоря уже о том, что этот тариф не имеет в своем составе рисковой надбавки, при помощи которой можно нивелировать размер страховых резервов при резком колебании убыточности. В структуре страхового тарифа не выделяются расходы на ведение дела, предупредительные мероприятия, хотя, как показывает практика, ежегодно на эти цели планируются немалые суммы в составе бюджета ФСС РФ.

3. Гомогенность групп страховой совокупности формируется постфактум, то есть по данным года, который предшествует году введения новых тарифов. Хотя не только коммерческое страхование, но и мировая практика деятельности систем социального страхования от несчастных случаев на производстве большинства стран показывает, что отнесение отрасли экономики к классу профессионального риска осуществляется по показателям не истекшего календарного года, а предшествующего ему периода (от года до шести лет).

Кроме уже указанных отличий необходимо отметить еще одно - способ применения страхового тарифа для определения страхового взноса. В коммерческом страховании при определении страхового взноса страховой тариф умножается на страховую сумму. Страховая сумма здесь выступает в качестве размера обязательств страховщика, выше которого страховое возмещение не может быть. В социальном страховании от несчастных случаев на производстве установленный страховой тариф умножается на величину начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных лиц. В этом виде социального страхования понятие «страховая сумма» - как ограничитель возможных страховых выплат - отсутствует.

Таким образом, выделенные нами различия в применении методик расчета страховых тарифов в коммерческом и социальном страховании показывают, что положения страховой теории в социальном страховании на примере конкретной страховой технологии не учитываются. И дело здесь даже не в том, что имеются принципиальные несовпадения методов расчетов. Сами методы расчета тарифов в социальном страховании имеют лишь формальное (по названию) отношение к страховой деятельности.

При исследовании страхового тарифа в зависимости от класса профессионального риска и вида экономической деятельности нами проводился анализ наличия перераспределительных процессов, который показал следующее. Несмотря на большую численность работающих при небольших взносах (от 0,2 до 1,0) в отраслях с низким уровнем профессионального травматизма и профессиональных заболеваний (с I по IX класс) за счет них не обеспечивается основной приток средств в резервные фонды ФСС. Хотя в отраслях, относящихся к этим классам профессионального риска, сосредоточена значительная часть занятых в народном хозяйстве (примерно 42 % от общего числа трудозанятого населения), их уровень заработной платы, которая является базой для расчета страховых взносов, весьма невысок. Она колеблется от 5 905,6 руб. в здравоохранении (6,8 % занятых) до 22 463,5 руб. в финансовой деятельности (1,3 % занятых). Занятые небюджетными видами экономической деятельности также имеют весьма большую численность по сравнению с занятыми экономической деятельностью, отнесенной к 23-32-му классам риска. Однако уровень заработной платы здесь весьма высок - до 23 455,9 руб. в отраслях, связанных с добычей топливно-энергетических ископаемых, 19 397,1 руб. в отраслях, связанных с производством кокса и нефтепродуктов, и т. п. В результате значительного перераспределения поступивших страховых взносов между различными отраслями не происходит.

Начиная с 2000 г. страховые тарифы в РФ по данному виду страхования несколько раз кардинально изменялись. В 2000 г. существовало всего 14 классов профессионального риска, а страховой тариф изменялся в пределах от 0,2 до 10,7 % О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 г.: Федер. закон от 2 янв. 2000 г. № 10-ФЗ // Гарант.. В 2001 г. 746 подотраслей экономики распределялись уже по 22 классам профессионального риска, соответственно было выделено 22 единицы страховых тарифов. Эти тарифы были утверждены на 2001 г. Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. № 17-ФЗ. Действие указанного федерального закона было продлено на 2002-2005 годы. Страховые тарифы в это время изменялись от 0,2 до 8, 5 %. В 2006 и 2007 гг. количество классов профессионального риска, как мы уже указывали выше, увеличилось по сравнению с предыдущими годами на 10 единиц и составило 32 класса. Проектом Федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2008 г. и на период до 2010 г.» устанавливается сохранение действующей системы тарифов до 2010 года.

Для того чтобы определить, много или мало выделяется в ФСС РФ классов профессионального риска, следует обратиться к мировой практике осуществления данного вида страхования. Она показывает, что, например, в Германии насчитывается около 600 классов профессиональных рисков, в Италии - 300 Роиск В. Указ. соч. С. 350.. При этом особо подчеркнем, что в данных государствах отсутствуют виды деятельности, связанные с добычей и обогащением руд цветных металлов.

Основываясь на результатах анализа поэлементного состава тарифов по страхованию от несчастных случаев на производстве, мы предприняли попытку построить их схему, аналогично тому, как она строится в коммерческом страховании (см. рис. 4).

Как и в коммерческом страховании, каждая из выделенных нами нетто-ставок основывается на расчете:

- вероятности наступления того или иного события (например, выплаты единовременных или ежемесячных пособий, необходимости профессиональной реабилитации и т. п.);