2.3 Анализ доходов и расходов фонда социального страхования Российской Федерации
страхование внебюджетный фонд пенсионный
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда. В бюджет Фонда социального страхования подлежат зачислению следующие доходы:
Налоговые доходы:
- единый социальный налог - по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ;
- доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 5%; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 6,4%;
Неналоговые доходы:
- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;
- доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования РФ;
- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
- безвозмездные поступления;
- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые фонду социального страхования РФ;
- прочие поступления.
Расходы бюджета Фонда социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ.
Таблица 2.3 - Основные характеристики бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов: "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012-2014 гг.
Характеристика |
2011 год, тыс. руб. |
2012 год, тыс. руб. |
2013 год, тыс. руб. |
|
общий объем доходов бюджета |
458819504,7 |
500984772,1 |
552573636,4 |
|
за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета |
64 512 740,7 |
87 250 650,3 |
94 973 882,5 |
|
из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования |
18 000 000,0 |
19 000 000,0 |
23 000 000,0 |
|
общий объем расходов бюджета Фонда |
456874617,7 |
496832419,1 |
545056169,4 |
|
предельный объем профицита бюджета Фонда |
1 944 887,0 |
4 152 353,0 |
7 517 467,0 |
|
общий объем доходов бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию |
311087306,8 |
342058284,2 |
378578632,3 |
|
общий объем доходов бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
65 219 457,2 |
71 675 837,6 |
79 021 121,6 |
Проект бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации сформирован по доходам (таблица 1): в 2012 году в сумме 458 819 504,7 тыс. рублей, или 107,8% к уровню 2011 года; в 2013 году - 500 984 772,1 тыс. рублей, или 109,2% к уровню 2012 года; в 2014 году -552 573 636,4 тыс. рублей или 110,3% к уровню 2013 года.
Важнейшими составными частями структуры доходной части Фонда являются:
- доходы по обязательному социальному страхованию - в 2012 году - 311 087 306,8 тыс. рублей, или 108,2% к уровню 2011 года, в 2013 году - 342 058 284,2 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2012 года, в 2014 году - 378 578 632,3 тыс. рублей, или 110,7% к уровню 2013 года;
- доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в 2012 году -65 219 457,2 тыс. рублей или 114,8 % к уровню 2011 года, в 2013 году -71 675 837,6 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2012 года, в 2014 году -79 021 121,6 тыс. рублей или 110,2% к уровню 2013 года;
- межбюджетные трансферты из федерального бюджета - в 2012 году -64 512 740,7 тыс. рублей или 104,7% к уровню 2011 года, в 2013 году - 87 250 650,3 тыс. рублей или 135,2% к уровню 2012 года, в 2014 году - 94 973 882,5 тыс. рублей или 108,9% к уровню 2013 года.
Расходы Фонда предусмотрены (таблица 2.1) - в 2012 году в сумме 456 874 617,7 тыс. рублей или 110,3% к уровню 2011 года, в 2013 году -496 832 419,1 тыс. рублей, или 108,7% к уровню 2012 года, в 2014 году в сумме - 545 056 169,4 тыс. рублей или 109,7% к уровню 2013 года, включая расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в 2012 году в сумме 65 219 457,2 тыс. рублей, или 109,2% к уровню 2011 года, в 2013 году -
71 675 837,6 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2012 года, в 2014 году - 664 386,6. рублей, или 110,2% к уровню 2013 года.
Представленный проект бюджета Фонда на 2011 год определяет прогнозируемый профицит бюджета в сумме 1 944 887,0 тыс. рублей, на 2012 год в сумме 4 152 353,0 тыс. рублей, а на 2013 7 517 467,0 тыс. рублей, что свидетельствует о финансовой устойчивости Фонда.
Без дефицитность бюджета ФСС в рассматриваемый период 2012-2014 гг., была обеспечена за счет следующих мер:
Во-первых, распространить обязательное социальное страхование на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. В крупных организациях на выплаты по таким договорам приходится до 16 % оплаты труда, на предприятиях среднего бизнеса - до 26 %. Новая норма, с одной стороны, позволит повысить социальную защищенность этой категории граждан, поскольку до сих пор они не пользовались гарантиями, предусмотренными трудовым законодательством. С другой стороны, бюджет ФСС, по расчетам его специалистов, получит на этом дополнительно 3,7 млрд. руб., а по мнению экспертов Минздравсоцразвития - не менее 7 млрд. руб. Кроме того, это даст возможность унифицировать базу для начисления страховых взносов во все страховые фонды.
Во-вторых, начисление пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам из среднего заработка не за 12 месяцев работы, как это происходит сейчас, а за два календарных года, предшествующих страховому случаю. Логика этой меры основана на том, чтобы учитывать не краткосрочный, а устойчивый заработок, с которого поступали взносы. Предполагается, что для стабильно работающих и страхующихся граждан ухудшений не произойдет, но зато эта мера позволит исключить случаи злоупотребления правом, как со стороны работодателя, так и со стороны работника, и будет более справедливой с точки зрения возмещения утраченного дохода и принципа эквивалентности страхового возмещения уплаченным взносам.
Третья новация, заложенная в бюджете ФСС, касается изменения трудового стажа при определении размера пособия. Основа для этой новации изменения в законодательстве, по которым с 2007 года при определении процентной ставки пособия учитывается не непрерывный трудовой стаж, а страховой, включающий все периоды трудовой деятельности, в том числе и отпуск по беременности и родам, военную службу и т. д. Авторы предлагаемой меры исходили из того, что сегодня 80 % застрахованных граждан имеют право на получение пособия в размере 100 % заработка, и это не способствует стремлению работников скорее выздороветь и возвратиться на работу. Поэтому предлагается повысить "стажевые пороги" следующим образом: выплачивать 60 % заработка тем, кто проработал не менее 8 лет (сейчас - 5 лет), 80 % - при стаже от 8 до 15 лет, 100 % -- при стаже от 15 лет (сейчас - 8 лет). Эта норма должна сэкономить 10,6 млрд. руб.
И, наконец, четвертая новация в социальном страховании - оплата пособий по нетрудоспособности за счет средств ФСС не с третьего дня, как сейчас, а с четвертого. По мнению экспертов Минздравсоцразвития, эта мера будет экономически стимулировать работодателей обеспечивать своим работникам безопасные и комфортные условия труда, что в свою очередь позволит снизить заболеваемость. Кроме того, это должно усилить контроль работодателя за обоснованностью больничных листов.
- Введение
- 1. Сущность и особенности функционирования фонда социального страхования РФ
- 1.1 Фонд социального страхования его цели, задачи и система организации
- 1.2 Управление Фондом социального страхования
- 2. Анализ системы формирования доходов и расходов фонда социального страхования РФ
- 2.1 Характеристика фонда социального страхования РФ
- 2.2 Анализ развития социальной сферы Российской Федерации
- 2.3 Анализ доходов и расходов фонда социального страхования Российской Федерации
- 3. Перспективы развития социального страхования
- 3.1 Актуальные проблемы социального страхования
- 3.2 Пути повышения эффективности системы социального страхования
- Заключение
- 26. Фонд социального страхования рф.
- Правовое положение Фонда социального страхования рф
- Тема 9: Внебюджетные фонды рф: сущность и особенности функционирования в рф
- 3.2. Развитие Фонда социального страхования рф
- Режим функционирования Фонда социального страхования рф, фондов обязательного медицинского страхования.
- Тема 11. Фонд социального страхования
- Тема 9. Сущность, значение и основы организации страхования. Внебюджетные фонды
- Тема 4. Особенности функционирования фонда социального страхования рф
- Тема 5. Фонд социального страхования рф