logo search
Акции и их обращение на рынке ценных бумаг

1.1 Историческое развитие акций в России

В России вновь формируется цивилизованный рынок ценных бумаг. Впервые он начал формироваться когда-то по указам Петра I, затем он развивался в течение 200 лет, постоянно наращивая оборот капитала. Наиболее яркий период его развития связан с реформами Витте - Столыпина в конце XIX, начале ХХ века. К началу первой мировой войны Россия занимала пятое место в мире по размеру биржевого оборота. Так, к концу 1912 года в различных государствах мира находились в обращении ценные бумаги на общую сумму 850 млрд. французских франков, из них по размерам оборота:

1. Англия

150 млрд. франков

2. США

140

3. Франция

115

4. Германия

110

5. Россия

35

6. Австро-Венгрия

26

7. Италия

18

8. Япония

16

За период с 1 января 1893 года общая сумма эмитированных и гарантированных государством обязательств оценивалась в 2 272 млн. руб. а к 1 января 1912 года она составила 5 782 млн. руб., обороты ценных бумаг увеличились на 154%. Причем эти данные не учитывают акции и облигации, выпущенные банками и торгово-промышленными предприятиями, которые не имели правительственной гарантии.

И все-таки, основой рынка ценных бумаг в России были государственные долговые обязательства. Обращавшиеся на российском рынке акции и облигации делились на именные бумаги и бумаги на предъявителя. Первые появились гораздо раньше. Предъявительскими были купоны, дававшие право на получение дивидендов. Со временем рос биржевой оборот и вместе с ним спрос на предъявительские бумаги.

Государственные бумаги выпускались правительством в обеих формах. Так, первый заем 1820 года был выпущен в исключительно именных билетах, лишенных даже купонов. С 1906 года владелец предъявительских облигаций государственных займов мог заменить их на именные облигации государственных займов или так называемые удостоверения именной записи.

Акции по российскому законодательству были именными бумагами. Однако в уставах отдельных акционерных компаний делались исключения в пользу бумаг на предъявителя, которые в начале ХХ века стали самыми распространенными (см. табл. №1 Приложение). А так как устав каждого акционерного общества в России был законодательным актом, то его положения имели приоритет перед положениями общего законодательства.

Таким образом, преобладали предъявительские бумаги при наличии свободного выбора между бумагами того и другого типа.

Особое значение при размещении ценных бумаг имел вопрос о номинале акций. Практика утверждения уставов российских корпораций показывает, что правительство не склонно было разрешать выпуск мелкокупюрных акций. Долгое время минимальная цена акции составляла 100 рублей. В акционерных компаниях, учрежденных в последние годы перед революцией, преобладали номиналы в 100, 250 и 1 000 рублей. Акции в 50 рублей были исключением, а в 25 уже совершенным раритетом.

По закону 1885 года сбор от операций с ценными бумагами составлял 5% от приносимого капиталом дохода. От налога могли быть освобождены займы, при осуществлении которых это специально оговаривалось. Как правило, от сборов освобождались займы, которые в значительной части или целиком заключались за границей. Такое условие, как правило, оговаривали иностранные посредники, способствовавшие заключению займа. От сбора также освобождались вклады, внесенные в государственные сберегательные кассы, в учреждения мелкого кредита или, например. В Кустарный банк Пермского губернского земства.

Налог с капитала уплачивался в размере 15 коп. с каждых 100 рублей основного капитала предприятия, причем капитал менее 100 руб. в расчет не принимался.

Курс ценных бумаг и репутация российских фондов, как впрочем, и сейчас, во многом (помимо промышленно-финансового кризиса) определялась политической ситуацией. Во время революции 1905-1907 годов курсы российских акций на иностранных биржах значительно понизились.

Поэтому Российскому правительству приходилось прибегать к специальным мерам, чтобы повлиять на курсы российских бумаг, котировавшихся на западных рынках. Вмешательство Государственного банка в курсообразующую игру прекратилось лишь в 1908 году, когда курс займа 1906 года поднялся до выпускной цены (87-88% номинала), а затем перешел эту грань.

В 1914 году, в связи с началом 1-й Мировой войны, рынок акций рухнул. В 1918 году большая часть акций предприятий была национализирована, но в 1921-22г. г. отечественный рынок акций возродился и успешно просуществовал (в том числе и с участием иностранного капитала) до начала 30-х годов, когда иностранный капитал снова стал уходить с отечественного рынка, а государство стало выкупать частные доли в акционерных обществах и преобразовывать их в государственные предприятия. После принятия Конституции в 1937 году в СССР остались два всесоюзных акционерных общества, а бывший акционерный сектор был представлен только паевыми фирмами в виде кооперативов и колхозов, над которыми государство имело очень сильный контроль.

В 90-е годы России рынок ценных бумаг находится на перекрестке противоречивых интересов и трудно совместимых целей различных участников экономической деятельности: предприятий и государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и т.д.

О недостаточной эффективности и неупорядоченности мер государственных органов по управлению отношениями на этом рынке свидетельствует целый ряд негативных процессов. Рынок находится в нестабильном положении, хотя бы потому, что не вышел из фазы формирования, в условиях экономики, носящей переходный характер и находящейся в состоянии глубокого кризиса. В такой ситуации любые существенные события, воплощающие заметные экономические и политические изменения ("черный вторник" 11 октября 1994г. или “черный понедельник 17.08.1998г. и др.), автоматически приводят к дестабилизации и обесценению ценных бумаг и главным образом корпоративных акций. В свое время негативную роль сыграли также скандалы с АО “МММ”, “Русским Домом Селенга”, “Хопром-Инвестом”, “Русской недвижимостью" и другими дутыми компаниями. Неустойчивы многие российские коммерческие банки (особенно после августа 1998г).

Вследствие данных обстоятельств население страны не питает доверия к финансовому рынку. Из-за общей криминализации экономики, несовершенства законов о рынке ценных бумаг и других негативных явлениях россияне не следуют принципам рыночной экономики, и не вкладывают свои сбережения в акции, облигации и другие источники устойчивого дохода, т.е. не стремятся к рублевым формам сбережений, поскольку не верят в свою национальную валюту, предпочитая ей, в основ ном, доллары США.

Управление движением средств на рынке ценных бумаг требует анализа многих аспектов экономической деятельности.

Традиционными ориентирами действий государственных органов по управлению рынком ценных бумаг выступают: уровень и динамика курса национальной денежной единицы; структура и сальдо внешнеторгового баланса; состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движение капиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и т.д. Но каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется как самоцель.

Уровень текущих котировок основных, в том числе и корпоративных, ценных бумаг внутри страны является тем ключевым фактором, который, наряду с валютным курсом и показателями ВВП связывает экономику страны с остальным миром. Применительно к акциям различают два вида текущих котировок: номинальные и реальные. Номинальный курс это провозглашенная цена акций. Реальный - относительная (чаще средневзвешенная) цена в ходе биржевых сессий.

В практике используемых странами рыночной экономики систем регулирования на рынке ценных бумаг можно найти самые разнообразные сочетания различных инструментов и целей воздействия на рынок.

Схемы действий государственных органов находятся в диапазоне между двумя крайними режимами: это система фиксированных курсов акций (чаще для госсектора в экономике и корпораций с преимущественной долей активов государства) и режим свободного их котирования на бирже.

Режим фиксированных курсов. Основная идея такого регулирования заключается в проведении политики курсообразования, не допускающей отклонение от заранее выбранных приоритетов, которая обеспечивается ограничениями по операциям физических и юридических лиц, т.е. государство жестко фиксирует курсы акций своих предприятий. В данном случае Правительство должно располагать адекватными резервами средств для смягчения колебаний на рынке ценных бумаг.

Применение конкретной схемы регулирования связано с состоянием внутриэкономического развития. Основными причинами использования режима фиксированного курса является кризис экономики или отсталость национального хозяйства от мировых критериев ценообразования и качества производимых товаров и услуг. Свобода рыночных сил на финансовых рынках, связанная с использованием режима свободного котирования, оказывает благотворное воздействие на национальное хозяйство, как правило, на фоне сильных позиций страны на внешних рынках, выраженных в высокой доле в мировом экспорте.

Следует заметить, что на практике эти крайности редко встречаются в чистом виде. В большинстве случаев для стран с рыночной экономикой имеет место быть система управляемых котировок, т.е. гибкие курсы с частичным вмешательством государства.

В 50-60-е годы в промышленно развитых странах стала развиваться разновидность системы фиксированных курсов ценных бумаг - долларовый стандарт.

При этом стандарте корпорации и правительства фиксировали стоимость акций в долларах. Доллар использовали в качестве ключевой валюты, а к США относились как к стране ключевой валюты.

Переход к управляемому котированию в промышленно развитых странах произошел после 1973г. При этой системе курс акций является плавающим, но государство проводит интервенции, пытаясь компенсировать последствия переливов акционерного капитала, посредством покупки и продажи акций национальных предприятий [6].

Относительная либерализация рынка акций, в сочетании с внутренней конвертируемостью рубля соответствует общей линии на “разгосударствление" экономики и внешнеэкономических связей, на интеграцию России в мировую экономику. Значительная открытость российского рынка для импорта товаров и экспорта капитала означает усиление иностранной конкуренции, которая может подтолкнуть внутренних производителей к большей эффективности. Немаловажно и то, что российский потребитель, традиционно жестоко ограниченный в доступе к зарубежным товарам и услугам теперь имеет широкую возможность выбора. Между тем такая возможность представляет важнейшее социальное преимущество рыночной экономики. В его достижении сыграл определенную роль "плавающий" курс рубля; он был фактически неизбежен в условиях инфляции последних четырех - пяти лет и закономерно выступил орудием сближения внутренних цен с мировыми, устранения имевшихся в советской экономики огромных искажений структуры цен. Это, с одной стороны.

С другой стороны, преобразованный режим инвестиций и присущий ему порядок установления курса акций, в значительной степени способствовали "долларизации" российской экономики, бегству капиталов за границу, наплыву низкосортных и низкопробных импортных товаров и т.д.

Российский режим акционирования предприятий через их приватизацию, сложившийся 1991-1992гг., был в основном одобрен Международным валютным фондом в качестве составляющей в экономических реформах рыночного типа. МВФ рассматривал его как этап на пути введения формальной “конвертируемости" российских корпоративных акций в рамках неинфляционной экономики.

Понижение курса рубля способствовало поддержанию российского экспорта, что могло несколько ограничить претензии России на срочную финансовую помощь от МВФ и других западных кредиторов, и это также было для них положительным элементом. Однако масштабы российской инфляции далеко превзошли все расчеты Правительства РФ и МВФ. Падение рубля стало не средством обеспечения жизненно необходимого для России экспорта промышленных товаров, а способом обогащения отдельных структур.

Подъема рынка не было. В конце 1996 года надежды брокеров на всплеск инвестиционной активности не оправдались. Отчасти это было обусловлено тем, что Государственная Дума не приняла бюджет на 1997 г. в первом чтении. В начале же 1997 г. на отечественном фондовом рынке были зафиксированы рекордные объемы торговли.

На протяжении всего января 1997 г. рынок продолжал расти стремительными темпами - росли как котировки почти всех акций что, правда, обуславливалось отчасти спекулятивным характером их предложения, (на 20 - 25%), так и торговые обороты.

В конце января - начале февраля объемы торговли несколько снизились, но все, же держались на достаточно высоком уровне. Обозреватели "Эксперта" связывали это с переключением западных инвесторов на акции “второго эшелона" В середине февраля рынок вновь оживился - наиболее сильно подорожали акции РАО “ЕЭС России” - и акции “Мосэнерго” на 25%. На активизации торговли благотворно отразилось и то, что с февраля 1997 г. международная финансовая корпорация начала рассчитывать фондовый индекс России.

В начале марта объемы торговли снизились примерно на 20 % - при этом наиболее ликвидные акции не выдержали того темпа, который они демонстрировали в предыдущие месяцы.

В середине марта наблюдался всплеск инвестиционной активности - он был спровоцирован отечественными инвесторами, которые таким образом продемонстрировали свое отношение к перестановкам в правительстве и к назначению А. Чубайса первым вице-премьером. Однако этот рост был кратковременным и до конца марта котировки наиболее ликвидных акций продолжали медленно снижаться, а с падением цен снижались и обороты торговли.

На фоне такого “перегрева” на фондовом рынке, дополнительным стимулом для изъятия капиталов с рынка “голубых фишек" и вклада их в ГКО, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов в особенности, стали известия о готовящемся бюджетном секвестре и новых мерах правительства по повышению собираемости налогов.

И, наконец, в последние месяцы, под влиянием глубочайшей структурной депрессии не только российского финансового рынка, но всей экономики, что выразилось даже в дальнейшем сокращении ВВП, рынок российских ценных бумаг практически перестал существовать. Как средство управления капиталом, и средство привлечения инвестиций акции способны сейчас отчасти выполнять свою роль только в наиболее ликвидных отраслях российской экономики, прежде всего в ТЭК и пищевой промышленности. При этом процессы биржевого котирования подавляющего большинства акций все равно не происходят в системе рыночных котировок на национальных фондовых рынках, а в случае осуществления пакетного инвестирования в АО, определяются под цели инвестиционного проекта договорным путем.