Глава II. Реформа сберегательных касс в период правления Александра III
Последующее десятилетие стало для отечественных сберегательных учреждений переломным. В 1880-е и 1890-е годы коренным образом изменилось место и значение касс в жизни государства. Развитие сберкасс в этот период было основано на предоставлении клиентам различного рода новых услуг: кассы стали принимать вклады на имя детей, выдавать сбережения умерших клиентов их наследникам, переводить средства их одной кассы в другую. В 1888 г. кассы впервые начинают работать с юридическими лицами, в частности, был разрешен прием средств на сумму свыше 1 тыс. руб. от церквей и монастырей и за счет штрафных капиталов предприятий, которые по закону 1887 г. должны были расходоваться на нужды самих рабочих. Общее количество юридических лиц, имевших счета в сберкассах за период с 1888-1895 гг., не превышало более 8% всего состава вкладчиков .
При Александре III наметилось реальное стремление правительства к расширению сберегательного дела и развитию российской сберегательной системы. В частности, в 1881 г. это привело к повышению процента в сберкассах (с 3% до 4%), а с 1884 г. сберкассы стали учреждать при всех губернских и уездных казначействах и в особо важных торгово-промышленных центрах страны. При этом государственная политика в области организации сбережений сводилась прежде всего "к мобилизации средств, накопленных в сберегательных кассах, которые в дальнейшем использовались государством с целью облегчения конверсий внутренних государственных займов в 1891 г. и 1894 г., а также для реализации железнодорожных займов"
Деятельность касс определяется главным образом законом 1895 г. Основания его сводятся к следующему: сберкассы признаются государственными учреждениями; правительство принимает на себя полную ответственность за целость вверенных кассам капиталов. По организации управления кассы резко отличаются от касс многих иностранных государств; это -- не местные самостоятельные общественные учреждения (аналогичные союзам, товариществам, мелким кассам и обществам), действующие на основании собственных уставов, а чисто государственные учреждения. По уставу 1895 г., вкладчиками могут быть отдельные лица всякого звания и возраста, учреждения и общества. Вклады принимаются двух видов: до востребования и условные, распоряжение которыми поставлено в зависимость от наступления каких-нибудь определенных обстоятельств. Вноситель вклада не может выговорить себе право распоряжения им, если он внесен на имя другого лица или учреждения. Для вкладов малолетних и несовершеннолетних постановлено следующее: если вклады внесены родителями, то они причисляются к условным, но право распоряжения ими до совершеннолетия детей принадлежит, вопреки общим правилам об условных вкладах, не детям, а родителям; напротив, если дети сами вносят вклады на свое имя, то им принадлежит право распоряжения внесенными ими суммами. Предельная норма вклада прежняя -- тысяча рублей; но она увеличивается до трех тысяч, если вклад вносится на имя учреждения или общества. По достижении вкладом предельной суммы, течение процентов прекращается. Если от вкладчика не последовало никакого распоряжения, то часть его капитала обращается на покупку, за его счет, государственных процентных бумаг, которые хранятся в кассе. Вкладчику предоставляется поручать кассе покупку государственных бумаг, которые, по его желанию, могут быть оставлены на хранении в кассе; последняя следит за тиражами, обменивает вышедшие в тираж на другие бумаги того же наименования и достоинства, разменивает купоны, без особой за это платы. К процентным бумагам не применяется предельная норма вкладов: вкладчикам предоставляется право иметь в кассах вклады в государственных бумагах на большие суммы, чем в наличных деньгах. Устав предоставляет вкладчикам право при внесении вклада указать лицо или учреждение, которому после его смерти вклад должен быть выдан. Облегчен прием вкладов с условием выдачи их на погребение вкладчика. Кассам может быть поручаемо, с разрешения министра финансов, производство за счет государственного банка операций, дозволенных банку по его уставу (эта последняя функция на практике не получила осуществления). При пересмотре прежде действовавшего устава указывалось на то, что было бы целесообразно связать сберегательное дело с мелким, особенно сельским кредитом. При пересмотре устава приняты были меры к тому, чтобы сумма вкладов продолжала увеличиваться, чтобы к кассам получили доступ лица и учреждения, стоявшие прежде вдали от них, и чтобы связь между сберегательными кассами и государственным кредитом еще больше упрочилась. На одно лицо не может быть выдаваемо более одной книжки по каждому из двух родов вкладов; при взносе вклада на имя другого лица или учреждения вноситель теряет право распоряжения вкладом. Эти ограничения вызваны, по-видимому, желанием предупредить пользование кассами со стороны средних зажиточных классов -- торговцев, промышленников, прибегающих к кассам не для сбережения, а для получения высокого процента на суммы, которые во всякое время могут быть ими истребованы. Вместо того, чтобы вносить свободные суммы в государственный банк или частные банки и получать весьма низкий процент, многие выправляют себе по нескольку книжек в С. кассах на свое имя и на имя своих служащих и имеют, таким образом, возможность пользоваться более высокими процентами. Устав имеет в виду предупредить такое пользование кассами со стороны зажиточных людей, всего менее желательных в качестве вкладчиков и потому, что они делают вклады в то время, когда не могут дать своему капиталу другого назначения, и немедленно требуют их обратно, как только представляется случай поместить капитал в дело. Отсюда неустойчивость, неопределенность, полная зависимость касс от хода торговых и промышленных дел, необходимость держать в наличных деньгах довольно крупные суммы. Приведенные постановления теряются, однако, среди других, направленных исключительно на возможно большее распространение касс и привлечение возможно большей суммы вкладов. Так, ограничение относительно условных вкладов не применяется к вкладам родителей на имя малолетних и несовершеннолетних детей, что дает возможность во многих случаях держать в кассах больше предельной суммы в тысячу рублей. Устав разрешает обществам и учреждениям вносить до трех тысяч рублей.
Все эти постановления бесспорно доставляют публике много удобств, но вместе с тем они направлены к тому, чтобы по возможности усилить приток вкладов, привлечь к кассам не только городское, но и сельское население, не только рабочих и служащих, имеющих постоянное занятие, но и рабочих на отхожих промыслах, на ярмарках, сделать пользование этими государственными учреждениями удобным и выгодным как для богатых, так и для небогатых слоев населения, чтобы таким образом концентрировать в руках правительства все свободные ресурсы, не получившие еще приложения в торговле и промышленности страны. Усилия эти не остались без результата: общая сумма вкладов возрастает весьма быстро. В этом отношении действующий устав выполняет свою роль безукоризненно.
Исходя из того взгляда, что "сберегальные кассы еще не втянули в сферу своих операций сельское население России", защитники закона 1895 г. полагали, что при новом уставе " …касса должна войти со своими операциями в село и стать потребностью массы сельского населения, содействуя не только накоплению в этой среде сбережений, но и возвышению ее благосостояния, что, в свою очередь, не может не отражаться усилением притока народных сбережений в кассы". Нельзя не заметить, однако, что стремление возвысить благосостояние населения мало отразилось на той части устава, которая регламентирует помещение капиталов касс. Ближайшее рассмотрение относящихся сюда постановлений показывает, что кассы имеют гораздо больше в виду другую цель, а именно, "усиление притока в кассы народных сбережений", поступающих в распоряжение государственного банка. Для внушения населению большего доверия к кассам и убеждения в их полезном значении, им в 1895 г. присвоено наименование государственных сберегательных касс. В вопросе о помещении капиталов новый устав ничем, по существу, не отличается от прежнего: все суммы поступают в распоряжение государственного банка, который употребляет их на покупку государственных или гарантированных правительством бумаг, оставляя в наличных деньгах лишь часть, необходимую для оборотов. Хотя ответственность по операциям касс падает на государство, но в уставе приняты некоторые меры к тому, чтобы уменьшить риск, связанный с таким употреблением капиталов, и перенести его на самих вкладчиков. Постановление, по которому на кассы может быть возложено ведение операций, производимых государственным банком, совершенно теряется среди других и является таким же диссонансом в уставе сберегательных касс, как сказанное о мелких производителях, крестьянах, кустарях и ремесленниках -- в уставе государственного банка. В настоящее время почти все суммы сберкасс употребляются на покупку государственных бумаг или хранятся на текущем счету государственного банка. Сотни миллионов, стекающихся в кассы, употребляются на поддержание государственного кредита; кассы играют роль важных финансовых учреждений, поглощающих значительную часть выпускаемых правительством займов, и правительство является почти единственным распорядителем народных сбережений. При таком употреблении капиталов касс для правительства значительно облегчается реализация займов: оно избавляется от зависимости от биржи и обходится почти без всякого посредничества и связанных с ним расходов. С точки зрения этих взглядов, неблагоприятные последствия существующей у нас организации сберкасс заключаются в следующем. Правительство несет на себе всю ответственность за целость капиталов; в случае отлива вкладов и необходимости продавать бумаги, в которых помещены капиталы касс (что не может не отразиться неблагоприятно на их курсе), все убытки по реализации падают на правительство. Правда, новый устав предусматривает накопление запасного капитала, но капитал этот составляет к 1 января 1898 г. только 16,1 млн. руб., т. е. 4% общей суммы принадлежащих кассам процентных бумаг, достигающей к тому же сроку 408 млн. Главная ответственность, ввиду этого, еще долго будет падать на правительство. Помещая огромные капиталы касс в правительственных бумагах, государство отвлекает народные сбережения от тех отраслей торговли и промышленности, которые без притока новых капиталов не могут получить надлежащего развития. Если представить себе, какой переворот во всем народном хозяйстве произвел бы приток свежих капиталов в несколько сот миллионов рублей, и сравнить последствия такого размещения народных сбережений с результатами обращения их на покупку государственных бумаг, то нельзя не признать, что поддержание государственного кредита достается дорогой ценой. Сберегательные кассы являются весьма удобным орудием для того, чтобы извлекать из отдаленных уголков России свободные капиталы; но им не дается, при этом, производительное назначение, а они употребляются на поддержание государственного кредита. Что сберкассы могут служить поддержкой для народного хозяйства, содействовать развитию не государственного, а мелкого промышленного и сельского кредита. Помимо всех вышеназванных операций, крайне разнообразных в различных кассах, кассы приобретают огромное значение как местные общественные учреждения; они объединяют население на почве общих интересов и приобретают значение одного из наиболее близких населению самостоятельных общественных органов.
При Александре III наметилось реальное стремление правительства к расширению сберегательного дела и развитию российской сберегательной системы. В частности, в 1881 г. это привело к повышению процента в сберкассах (с 3% до 4%), а с 1884 г. сберкассы стали учреждать при всех губернских и уездных казначействах и в важных торгово-промышленных центрах страны. При этом государственная политика в организации сбережений сводилась "к мобилизации средств, накопленных в сберегательных кассах, которые в дальнейшем использовались государством с целью облегчения конверсий внутренних государственных займов в 1891 г. и 1894 г., а также для реализации железнодорожных займов".
Вкладчиками сберкасс в этот период стали миллионы жителей России. Что касается распределения вкладов частных лиц, то при оценке сберегательных операций, характерных для этого этапа, в распределении вкладов наблюдалось увеличение количества мелких взносов частных вкладчиков и изменения в профессиональном составе основных вкладчиков сберкасс.
- Введение
- Глава I. Из истории сберегательного дела
- 1. Исторический экскурс
- 2. Основные изменения в работе и функциях касс к концу XIX века
- Глава II. Реформа сберегательных касс в период правления Александра III
- 1. Развитие касс в эпоху Николая II
- 2. Накануне первой русской революции: итоги и задачи на будущее
- Заключение
- Динамика и структура фонда сберегательных касс в 1885-1895гг. [25]
- 2.3. Ссудо-сберегательная касса
- Глава 3. Сберегательные кассы.
- 3.2.Сберегательная касса при костромском уездном училище
- Док № 11. Вклады населения в сберегательные кассы
- Сберегательные кассы
- 1895 Году Уставу сберегательных касс они стали именоваться
- Становление и развитие сберегательного дела в России.