logo search
Пассивные операции коммерческих банков

Введение

В условиях рыночной экономики особую важность приобретает процесс формирования банковских пассивов, оптимизации их структуры и в связи с этим - качество управления всеми источниками денежных средств, которые образуют ресурсный потенциал коммерческого банка. Создание оптимальной ресурсной базы коммерческого банка является важной составляющей процесса обеспечения заданного уровня ликвидности и прибыльности банковской деятельности. Устойчивая ресурсная база банка позволяет ему успешно проводить кредитные и иные активные операции. Поэтому каждый коммерческий банк стремится наращивать свои ресурсы. Результаты деятельности банка зависят от формирования его пассивов, в частности, от мобилизации денежных средств предприятий, организаций, населения.

Банк может выдавать кредиты, осуществлять другие активные операции, приносящие доходы, но лишь в пределах имеющихся у него свободных ресурсов. Следовательно, операции, в результате которых формируются ресурсы банка, играют первичную и определяющую роль по отношению к активным операциям. Поэтому важно показать какие это ресурсы, так как именно пассивные операции определяют объем и масштабы доходных операций.

При осуществлении банками тех или иных пассивных операций у него образуются различные виды ресурсов: собственные и привлеченные. Традиционно основной объем ресурсов формируется банками за счет привлеченных средств. Чаще всего их доля в общей сумме банковских ресурсов составляет около 70%, а у некоторых банков может достигать 85-90%.

Размер и стоимость привлеченных ресурсов - одна из составляющих развития и достижения успеха банком. Способность привлекать значительные ресурсы свидетельствует о профессионализме руководства и специалистов банка, доверии к банку со стороны клиентов.

Актуальность данной темы для написания выпускной квалификационной работы заключается в том, что с переходом на рыночные отношения банки сталкиваются с рядом проблем при формировании ресурсной базы: жесткая конкуренция при закреплении клиентского рынка за определенными банками, конкуренция тарифных политик банков, способность и оперативность банков к быстрому внедрению прогрессивных технологических решений для удовлетворения быстро растущего спроса на кредитные ресурсы предприятий и организаций в условиях развивающихся ускоренными темпами всех отраслей отечественной экономики. Тема дипломной работы становится еще более актуальной в условиях развивающегося в последнее время финансового кризиса, выражающегося в дефиците ликвидности.

Привлеченные ресурсы выступают важнейшим фактором получения прибыли банков, используемым для проведения активных операций банками, приобретения ценных бумаг, содействуют получению прибыли для обеспечения долговременного роста.

Размер и стоимость привлеченных ресурсов - одна из составляющих развития и достижения успеха банком. Способность привлекать значительные ресурсы свидетельствует о профессионализме руководства и специалистов банка, доверии к банку со стороны клиентов.

Задачи, стоящие перед банком, заставляют искать новые каналы привлечения средств, принципиально иные способы аккумуляции временно свободных денежных средств юридических и физических лиц. Существует множество различных видов привлечения средств. Каждый из них имеет для банка свое значение и особенности, поэтому среди данного многообразия банку необходимо выбрать именно те, которые наиболее подходят для него с учетом складывающихся на рынке факторов, влияющих на банковскую деятельность. Также, определенную остроту данной проблеме создают другие банки, которые действуют на рынке ресурсов и создают на нем определенную конкуренцию.

Анализ пассивов банка имеет важное значение, так как позволяет увидеть соотношение между наиболее стабильной и изменчивой частями капитала банка. В результате анализа разрабатываются определенные рекомендации для стимулирования желательных и устранения, сдерживания негативных и менее предпочтительных тенденций в деятельности банка, определяется система координирующих и регулирующих мероприятий.

Цель данной выпускной квалификационной работы - раскрыть сущность и структуру пассивных операций коммерческого банка.

Для осуществления данной цели необходимо выполнить ряд задач:

изучить теоретические основы формирования пассивных операций коммерческого банка;

проанализировать состав и структуру ресурсов коммерческого банка на примере конкретного банка;

раскрыть основные аспекты управления пассивными операциями коммерческого банка;

определить основные направления совершенствования управления пассивными операциями коммерческого банка.

При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: монографический, аналитический, экспертно-логический, статистический и другие методы.

пассивные операции коммерческий банк