logo search
Кредитование проектов малого предпринимательства на примере АО "ОТП-Банк"

- оценка эффективности кредитования проектов малого предпринимательства АО "ОТП-БАНК";

- пути совершенствования кредитных операций в АО "ОТП-БАНК".

Объект исследования - АО "ОТП-БАНК".

Предмет исследования - проблемы кредитования проектов малого предпринимательства: международный опыт и российские перспективы.

В данной выпускной квалификационной работе была использована следующая информационная база исследования:

- нормативные и законодательные акты, регламентирующие кредитный процесс;

- учебные пособия различных авторов, такие как Абрамовой М.А., Девятаева Н.В., Жукова Е, Ф., Ковалева В. В, Кириченка Т.В., Балихиной Н.В., Крылова А.П., Олонева В.В. и других специалистов;

- и другие.

Также для написания в работе были использованы практические данные банка, внутренние нормативные документы, финансово-бухгалтерская отчетность банка.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. Теоретические аспекты кредитования проектов малого предпринимательства

1.1 Необходимость и сущность кредита

Понятие "кредитная система" можно определить двояко в функциональном плане и институциональном.

В функциональном плане кредитная система представляет собой совокупность кредитных отношений, возникающих при различных формах и видах кредита.

В институциональном плане кредитная система это совокупность институтов, аккумулирующих по различным каналам временно свободные денежные средства для дальнейшей передачи их заемщикам.

Поскольку основными посредниками при передаче денежных средств от их владельцев к заемщикам являются банки, ядро кредитной системы составляет банковская система. На современном этапе практически во всех странах банковская система является двухуровневой. Ее первый уровень представлен центральным банком страны, а второй всеми прочими банками (универсальными и специализированными инвестиционными, сберегательными, ипотечными, внешнеторговыми, отраслевыми).

Однако в институциональном плане кредитная система представляет собой более широкое понятие, нежели банковская. Кредитная система, помимо банков, включает в себя также и небанковские институты, аккумулирующие временно свободные денежные средства для передачи их заемщикам. К таким институтам относят страховые компании, пенсионные фонды и специализированные небанковские кредитно-финансовые организации (инвестиционные фонды, кредитные союзы, ссудосберегательные ассоциации, финансовые компании) [7, с.67].

Важнейшим фактором экономического роста в России может стать развитие банковской системы, которой, по нашему мнению, отводится роль локомотива экономики.

Структурные проблемы банковской системы: низкая ресурсная база, недостаточная капитализация, низкая ликвидность, высокая концентрация ресурсов в центральном регионе страны, слабо работающий механизм рефинансирования и высокие ставки кредитов. На сегодняшний день совокупный капитал отечественной банковской системы составляет 10% ВВП, что намного ниже показателей даже развивающихся стран. Низкая капитализация банковской системы и высокие процентные ставки не позволяют в полной мере удовлетворять растущий инвестиционный спрос в долгосрочном периоде. Банковская система обладает исключительно текущей ликвидностью, а для долгосрочного финансирования необходимая системная ликвидность, которая у нас успешно внедрена в экономику других стран [10, c.84].

Денежное предложение в России привязано к валютным поступлениям, не учитывающим внутренние факторы формирования денежной базы, которое существенно отличается от других стран, где работает бюджетный канал эмиссии. В Японии и США 70-90% эмиссии привязано к бюджетным программам, при чем до 50% представляют государственные бумаги под долгосрочные проекты и лишь 5% формируется на основе валютной составляющей. В современной российской практике денежная эмиссия связана с приобретением ЦБ иностранной валюты [10, c.97].

Вопрос расширения кредитования со стороны банковского сектора имеет неоднозначные оценки. Кредит увеличивает денежный оборот и регулирует денежное предложение, оказывая влияние на производство и обращение. В современной экономике он обладает созидательной силой. Порой высказываются мнения, что рост кредитования, способствующий увеличению спроса в экономике, стимулирует рост цен. Ярким подтверждением данного тезиса приводится пример ипотечного кризиса в США. Но необходимо отметить, что основная причина ипотечного кризиса не количественная, вызванная объемом кредитования, а качественная, обусловленная высокими рисками. На долю ипотеки приходится 34% банковских активов, кроме этого ипотечными активами владеют пенсионные и хеджевые фонды.

Когда в 2002 г. произошел спад на фондовом рынке, снизились налоги и процентные ставки, ипотечные ставки были на уровне 3%, возрос спрос на ипотеку. Коммерческие банки, выдавая ипотечные кредиты, рассчитывали на рост цен жилья. В дальнейшем этого не произошло, кроме того, повысились процентные ставки. В результате образовалась просроченная задолженность, которую не покрыть за счет упавшей в цене недвижимости. Сейчас трудно оценить объем вложений в рискованные ипотечные облигации, потери от ипотечного кризиса в США не должны вызвать проблемы у лидеров мирового финансового рынка.

Финансовый кризис в США отразился и на росте стоимости кредитов для российских заемщиков, поскольку источник дешевых финансовых средств перекрыт. В свою очередь это может привести к снижению возможностей внешнего финансирования и замедлению темпов роста инвестиций.

Главным аргументом в оценке влияния кредита на инфляцию является растущий виртуальный спрос, основанный на агрессивном потребительском кредитовании. За последние годы рост реальных доходов населения стимулировал увеличение потребительского спроса. В свою очередь, активизация потребительского поведения подтолкнула производственный инвестиционный спрос. Увеличение совокупного спроса на товары и услуги приводит к быстрому росту денежного предложения и, соответственно, к росту цен. В результате этого возникает увеличивающийся спрос в экономике, за которым не успевает предложение, что и стимулирует инфляцию [13].

В последние годы в отечественной банковской системе наблюдается значительный рост потребительского кредитования. Коммерческие банки извлекают большие выгоды за счет того, что привлекают за рубежом по относительно низким процентным ставкам кредиты и предоставляют их населению на приобретение потребительских товаров. Между ценой денег, привлеченных на внешних рынках и внутренним кредитным рынком, существует большая разница. Действительно, кредит, как, впрочем, и другие денежные инструменты, может вызвать инфляцию.

Главная проблема России высокая степень изношенности промышленной и транспортной инфраструктуры, которая сопровождается усилением сырьевой специализацией экономики. На долю отраслей, экспортирующих топливные ресурсы, приходится половины валютной выручки, треть промышленного производства и более четверти доходов федерального бюджета. В общем объеме товарного экспорта на долю топлива, сырья и полуфабрикатов приходится 80%. На этом фоне отсутствуют необходимые условия для развития малого и среднего бизнеса, ориентированного на внутренний рынок. Развитие кредитования именно в этой сфере может дать толчок снижения инфляции и повышение уровня жизни населения [18, с.45].

В России финансовые возможности превышают ее способности использовать эти ресурсы. Об этом говорит низкое отношение количества денег в обращении к объемам золотовалютных резервов. У нас этот показатель за восемь лет снизился с 2,2 раз до 1, то есть примерное равенство количества денег объему золотовалютных резервов. Для сравнения это соотношение в Японии равно 4,6, в Канаде - 5,4. По обеспеченности экономики деньгами, коэффициенту монетизации, составившему на 01.01.2014 года 22,7%, на 01.01.2015 год - 40,2% мы отстаем от других стран.

Ужесточение денежной политики угрожает спадом темпов роста экономики, которая нуждается в долгосрочной экспансии затрат.

Современная денежно-кредитная политика балансирует между ростом производства и сдерживанием инфляции. Между тем, текущая денежно-кредитная политика должна быть нацелена и на сдерживание инфляции и на экономический рост. В материалах Банка России подчеркивается, что главной целью денежно-кредитной политики является снижение инфляции. Инфляция представляет собой многофакторное явление. Но причины инфляции в России носят немонетарный характер и рост ее обусловлен растущими ограничениями со стороны предложения товаров, вызванный дефицитом инвестиций.

Для обслуживания экономического роста требуется необходимый объем денежной массы в обращении. Центральный банк имеет уникальную возможность воздействовать на рост экономики регулированием денежного предложения. Сторонники монетаризма выступают за постоянные темпы роста денежной массы, которые должны подстроиться к темпам роста реального объема производства.

Денежная масса, не подкрепленная увеличивающимся товарным предложением, и создает возможность инфляции.

Инфляция это индикатор макроэкономического состояния экономики. Важно не просто снижение темпов инфляции, а повышение инвестиционной обеспеченности экономики. Не снижение показателя инфляции должно стать целью и ориентиром денежно-кредитной политики, а экономический рост. В связи с тем, что наши денежные власти продолжают считать прирост избыточной денежной массы основной предпосылкой инфляции, основными инструментами антиинфляционной политики являются монетарные инструменты: сдерживание денежного предложения, повышение процентной ставки и в конечном итоге сокращение совокупного спроса. Борьба с инфляцией, не связанная с воздействием на ее источники, ведет к искусственному ограничению роста производства [23].

При этом явно недооценивается влияние монополизма в экономике на инфляцию. В условиях высокой монополизации экономики мы имеем завышенные конечные цены на многие виды товаров и услуг по отношению к их реальной стоимости. Так цены на квадратный метр жилья в 2 раза выше, а тарифы на электроэнергию в 2-3 раза превосходят их реальную себестоимость, а в перспективе ожидается дальнейший их рост. Такие естественные монополии, как реорганизованное РАО "ЕЭС", Газпром, РЖД, Сбербанк, преобладая каждый в своем сегменте рынка за счет разветвленной сети, диктуют цены на общенациональном уровне. Предприятия жилищно-коммунального сектора и строительного комплекса навязывают малому и среднему бизнесу, а также населению свои условия на территориальном уровне. Минэкономразвития на 2015-2016 гг. определяет и дальнейший рост тарифов: на электроэнергию на 25%, тарифов на услуги ЖКХ на 32%, цен на газ в 1,3 раза. Монополисты, кроме того, экономят на оплате труда своих работников. Так доля заработной платы рабочих в стоимости одного кубометра газа, леса и пиломатериалов, тонны нефти и металла остается крайне незначительной, к примеру, в тонне российского алюминия она в 20 раз меньше, по сравнению с канадскими частными заводами [26].

Повышение цен и тарифов на энергоносители и транспортные услуги по цепочке передается во все другие отрасли экономики, что в конечном итоге, приводит к росту цен на потребительские товары, вызывая инфляцию. Компенсировать влияние немонетарных инфляционных факторов формально можно и ужесточением денежно-кредитной политики, что и делает ЦБ по рекомендации Минфина.

В современном мире кредит является активным и весьма важным эффективным участником народнохозяйственных процессов. Без него не обходятся ни государства, ни предприятия, организации и население, ни производство и обращение общественного продукта. С помощью кредита происходит перелив ресурсов, капитала, создается новая стоимость. Предоставляя кредит, коммерческие банки влияют не только на расширение воспроизводства, рост капитала, но и на повышение уровня жизни.

Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане.

Роль банковского кредита в развитии рыночной экономики многообразна. Кредит обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. Кредит в рыночной экономике необходим, прежде всего, как эластический механизм перелива капитала из одних отраслей в другие.

Кредит способен оказывать активное воздействие на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, на скорость обращения денег.

Банковские кредиты оптимальный вариант привлечения заемных средств для малого и среднего бизнеса, а также запускаемых "с нуля" проектов.

Процесс концентрации капитала является необходимым условием стабильности развития экономики и приоритетной целью любого субъекта хозяйствования. Реальную помощь в решении этой задачи оказывают заемные средства, позволяющие существенно расширить масштаб производства (или иной хозяйственной операции) и обеспечить дополнительную массу прибыли.

Современная система банковского кредитования направлена на формирование и развитие рыночных отношений, повышение эффективности производства, укрепление экономики государства, ограничение необоснованного роста денежной массы в обращении, предотвращение инфляционных процессов и укрепление национальной валюты. Для этого банковские ссуды в приоритетном порядке должны предоставляться на цели и мероприятия, связанные с повышением эффективности производства, его научно-технического уровня, стимулированием выпуска новых высокоэффективных видов продукции, оказанием разнообразных услуг населению, производством товарно-материальных ценностей для нужд населения и на экспорт. При этом банки должны активно поддерживать формирование рыночной инфраструктуры, расширение предпринимательской деятельности, увеличение торгово-закупочных сделок, широко предоставляя на эти цели ссуды, при условии их своевременного возврата [27, с.252].

Кредитные отношения имеют всеохватывающий, тотальный характер. Это находит свое выражение в следующем:

- кредитные отношения опосредуют все экономические процессы, глубоко проникают в денежное обращение, сферу обмена, производства и потребления, международные отношения. В результате возрастает доля заемных средств в промышленности и торговле; растет государственный долг; увеличивается потребительский и ипотечный кредит; возрастают темпы централизации капитала и его межотраслевого перелива;

- все хозяйствующие субъекты, население и государство становятся одновременно заемщиками и кредиторами. Производство и реализация товаров, а также перераспределение доходов осуществляется на кредитной основе;

- усиливается связь денежной эмиссии с кредитными операциями банков. В свою очередь, деньги становятся источником кредита. Благодаря развитию банковской системы любая сумма денег почти мгновенно превращается в кредит;

- международная торговля практически полностью опосредована кредитными сделками (банковскими и коммерческими кредитами);

- с появлением кредитных карт повседневная купля-продажа товаров приобретает кредитный характер. Значительно упрощается коммерческое кредитование населения при приобретении товаров длительного пользования;

- получают развитие различные специализированные кредитно-финансовые институты: сберегательные кассы и банки, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы, общества взаимного кредита, ипотечные банки и строительные сообщества, ипотечные банки и т.д. Они занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности, как правило, доминируя в относительно узких секторах кредитного рынка.

Что касается малого предпринимательства, то оно как новаторство.

Гражданский кодекс Российской Федерации определил малое предпринимательство, как "самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" [1].

Кредитование малого бизнеса - это услуга для предприятий, индивидуальных предпринимателей, представителей малого бизнеса, осуществляющих свою деятельность в сфере производства, торговли или предоставления услуг. Данная услуга предоставляется кредиторами, как правило, банками и банковскими структурами [28, с.99].

Кредит для бизнеса предоставляется на самые различные цели: открытие или развитие бизнеса, пополнение оборотных средств, диверсификация производства, для приобретения оборудования, покупки автотранспорта, движимого или недвижимого имущества и т.д. Обычно предприниматели получают кредит под обороты, залог коммерческого имущества или под залог имущества третьих лиц. Также банки предлагают воспользоваться поручительством других более крупных компаний или различных фондов содействия кредитования бизнеса. Иногда возможны варианты и беззалогового кредитования, но все эти варианты очень индивидуальны и зависят от многих факторов: суммы кредита для бизнеса, кредитной истории заемщика и т.д. Все-таки приоритетным видом залогового обеспечения пока остается недвижимость в виду ее высокой ликвидности [28, с.100].

Кредитование малого бизнеса наиболее приоритетное направление деятельности банков. Так или иначе, суммы кредитов, взятые для малого бизнеса, на порядок выше остальных целевых кредитов, будь то кредит на авто или ипотечное кредитование. Именно поэтому банки предъявляют к своим клиентам жесткие требования: наличие динамично развивающегося бизнеса и собственного капитала. Еще одной особенностью кредитования малого бизнеса является более сложная процедура получения кредита для бизнеса, поскольку банки всегда стремятся минимизировать свои риски при работе с предприятиями. Банки запрашивают объемные пакеты документов, перечень которых может быть индивидуальный у каждого банка. Но, как правило, в него входят: анкета-заявление на предоставление кредита для бизнеса, предоставление финансовой и налоговой отчетности, списки дебиторов и кредиторов, копии договоров с покупателями и подрядчиками и т.д.

Кредитование малого бизнеса представляет для государства значительный интерес, поскольку развитый малый бизнес является обязательным условием развития реального сектора экономики. Малый бизнес выполняет ряд социально-экономических задач: обеспечение занятости население, развитие конкуренции, увеличения налоговых поступлений в госбюджет и т.д. Таким образом, государство обязано принимать всевозможные меры, чтобы кредитование малого бизнеса стало доступным широкому кругу предпринимателей. Надо все-таки отметить, что Банки являются одним из самых крупнейших игроков на рынке кредитования малого бизнеса, темпы роста ссудной задолженности которого постоянно увеличиваются. В остальных видах кредитования также занимают одно из ведущих мест.

Наличие развитого сектора малого бизнеса является обязательным условием успешного функционирования национальной экономики. В экономически развитых странах малые предприятия выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких, как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание социальной стабильности и др. Так, в государствах - членах Евросоюза в секторе малого бизнеса работает порядка 60 - 70% населения, а в ряде стран этот показатель доходит до 80% (Ирландия, Греция). Национальные власти высокоразвитых стран придают огромное значение малым предприятиям, так как их владельцы составляют основу среднего класса общества, который служит гарантом стабильного развития государства [29, с.165].

В настоящее время перед Российской Федерацией остро стоит задача диверсификации национальной экономики с акцентом на развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей. Нынешняя сырьевая ориентация страны приводит к сильной зависимости отечественного хозяйства от мировой конъюнктуры цен, не позволяя тем самым рассчитывать на планомерный рост в будущем. Создание развитого сектора малого бизнеса приведет к увеличению числа наукоемких предприятии, укрепит инновационный вектор развития российской экономики, будет способствовать структурной перестройке народного хозяйства.

1.2 Направления кредитной политики коммерческого банка

Кредитная политика коммерческого банка определяет стандарты, параметры и процедуры, которыми руководствуются его персонал в своей деятельности по оформлению, предоставлению и управлению кредитами.

Кредитная политика является важнейшим аспектом функционирования банка, определяющим его развитие и будущее финансовое состояние. Формирование оптимальной кредитной политики представляет собой сложную многоплановую задачу, решение которой лежит в плоскости использования современных концепций анализа банковской деятельности и применения эффективного инструментария [31].

Кредитная политика разрабатывается коммерческими банками в целях совершенствования практики кредитования, обеспечения возвратности банковских ссуд и устранения риска потерь банками.

Разрабатывая кредитную политику коммерческие банки должны учитывать макроэкономические, региональные и внутрибанковские факторы.

Таблица 1.1 - Факторы, определяющие кредитную политику коммерческого банка

Макроэкономические

Общее состояние экономики страны

Финансовая политика Правительства Российской Федерации

Денежно-кредитная политика Банка России

Региональные

Состояние экономики в регионе

Структура клиентов по видам экономической деятельности, их потребность в кредитах

Наличие банков-конкурентов и банков-партнеров

Внутрибанковские

Величина собственных средств (капитала)

Структура пассивов

Квалификация персонала

Для этого используются различные финансовые показатели:

абсолютные (размер выданных банком кредитов в целом и их определенного вида, величина просроченных и списанных кредитов);

относительные (доля кредитов определенного качества, доходность кредитов, коэффициенты ликвидности и т.д.).

Индикатором активности банка в реальном секторе экономики может служить также показатель соотношения активов, вложенных в нефинансовый сектор экономики, к общему объему банковских активов.

Кредитная политика должна создавать необходимые предпосылки эффективной работы персонала кредитного подразделения банка, объединять и организовывать его усилия для достижения установленных целей, уменьшать вероятность ошибок в принятии решений.

Кредитная политика коммерческого банка определяет стандарты, параметры и процедуры, которыми руководствуются его персонал в своей деятельности по оформлению, предоставлению и управлению.

Коммерческие банки разрабатывают общие принципы кредитной политики, (меморандум), формируют ее главную цель и основные направления кредитования. Банки заинтересованы в недопущении риска, адекватной оценке кредитоспособности заемщика, получении оптимальной прибыли, формировании качественного кредитного портфеля.

Кредитная политика связана с управлением кредитами, от момента принятия решения по выдаче кредита до полного возврата ссуды в банк. Кредитная политика определяет стандарты и параметры, которыми руководствуются банковские работники, отвечающие за представление и оформление кредитов и управления ими. Разумная кредитная политика подчеркивает правильные действия совета директоров и кредитного персонала в разработке кредитной стратегии и тактики и развитии кредитных отношений. Четкая кредитная политика банка является основой управления кредитным риском [32].

Кредитная политика обычно оформляется документально и включает в себя положения, регламентирующие предварительную работу по выдаче кредита, а также процесс кредитования.

Таблица 1.2 Элементы кредитной политики [33]

Этапы кредитования

Регламентируемые параметры и процедуры

Предварительная работа по предоставлению кредитов

- состав будущих заемщиков;

виды кредитов;

количественные пределы кредитования;

стандарты оценки кредитоспособности заемщиков;

стандарты оценки ссуд;

количественные пределы кредитования;

стандарты оценки кредитоспособности заемщиков;

стандарты оценки ссуд;

процентные ставки;

методы обеспечения возвратности кредита;

контроль за соблюдением процедуры подготовки выдачи кредита.

Оформление кредита

- формы документов;

технологическая процедура выдачи кредита;

контроль за правильностью оформления кредита.

Управление кредитом

- порядок управления кредитным портфелем;

контроль за исполнением кредитных договоров;

условия продления или возобновления просроченных кредитов;

порядок покрытия убытков;

контроль за управлением кредитом.

Кредитная политика должна создавать необходимые предпосылки эффективной работы персонала кредитного подразделения банка, объединять и организовывать его усилия для достижения установленных целей, уменьшать вероятность ошибок в принятии решений.

В кредитной политике должны быть регламентированы основные направления работы банка и методически изложены следующие разделы:

структура кредитного портфеля и его диверсификация;

процедуры выдачи и погашения кредита;

анализ кредитоспособности заемщика (в том числе залоговой политики банка);

указания по устранению (минимизации) кредитных рисков;

указания по мониторингу проблемных кредитов;

положение, в котором регламентированы полномочия, ответственность работников банка в области кредитования.

В пределах нормативных ограничений, установленных Банком России, коммерческий банк самостоятельно определяет круг будущих заемщиков, виды кредитов, формирует ссудный портфель и устанавливает процентные ставки, исходя из соображений выгодности.

Повышение доходности кредитных операций и снижение риска по ним это две противоположные цели. Как и во всех сферах финансовой деятельности, где наибольшие доходы инвесторам приносят операции с повышенным риском, повышенный процент за кредит является "платой за риск" в банковском деле. При формировании ссудного портфеля банк должен придерживаться общих для всех инвесторов принципов - сочетать высокодоходные и достаточно рискованные вложения с менее доходными, но менее и рискованными направлениями кредитования.

Диверсификация ссудного портфеля означает распределение, рассеивание кредитного риска по нескольким направлениям. Банки должны ограничивать кредитование одного или нескольких крупных заемщиков либо предоставление крупного кредита группе взаимосвязанных заемщиков. Соблюдение нормативов кредитных рисков, содержащихся в Инструкции "Об обязательных нормативах банков" от 16.01.2004 г. № 110-И очень важно для снижения кредитного риска. Согласно этой инструкции, крупным считается кредит, превышающий 5 % размера капитала банка. Максимальный размер кредита (включая учетно-вексельный), предоставленного одному заемщику или группе взаимосвязанных заемщиков определен нормативом Н6 (не более 25 % размера капитала банка), общая величина крупных кредитов не должна превышать капитал банка более чем в 10 раз (согласно нормативу Н7). Нормативы Н9 и Н10 определяют соответственно максимальный размер кредита банка своему акционеру (пайщику) и своим инсайдерам.

Правило диверсификации ссудного портфеля: выдавать ссуды различным предприятиям из различных отраслей экономики меньшими суммами на более короткий срок и большему числу заемщиков. Как дополнительное условие снижения риска должна применяться диверсификация обеспечения возврата кредитов на основе сочетания различных способов обеспечения возврата ссуд - залога, гарантий, поручительств, страхования.

Соблюдение этих правил позволяет компенсировать возможные потери по одним кредитным сделкам выгодами от других.

Процентная политика является важной частью учетно-ссудной политики в целом. Проценты, полученные от предоставления кредитов, составляют важнейшую часть доходов банка. Уровень процентных ставок по кредитам зависит от ряда факторов, общих и частных [34]:

уровень инфляции в стране (для рублевых кредитов);

ставка рефинансирования ЦБ РФ, играющая роль официальной "цены денег" на кредитном рынке;

средняя процентная ставка по межбанковскому кредиту;

средняя процентная ставка банка по депозитам;

структура кредитных ресурсов банка: чем выше доля "дорогих" ресурсов в пассивах банка, тем дороже выдаваемый кредит;

спрос на кредит, который связан с настроениями инвесторов осуществлять вложения в реальный сектор экономики, с уровнем доходности других способов инвестиций (например, вложений в валюту, ценные бумаги);

назначение и условия ссуды, степень риска.

Таким образом, назначая плату за кредит, банк учитывает ситуацию на рынке кредитных ресурсов и индивидуальные обстоятельства кредитной сделки, риск, срок кредитования, способ предоставления ссуды, обеспеченность возврата. Например, старым клиентам с хорошей кредитной историей банк может предоставлять льготные ссуды по ставке ниже ставки рефинансирования или ниже средневзвешенной ставки по кредитам в данном банке.

Выбор методов оценки кредито- и платежеспособности потенциальных заемщиков также определяется самим банком. При кредитовании банки осуществляют дифференцированный подход к заемщикам, учитывая их кредитоспособность - способность вовремя расплатиться по ссудным обязательствам перед банком. Кредитоспособность заемщика анализируется банком для решения вопроса об условиях кредитования. Анализ проводится на основе данных кредитной истории заемщика, которые банк может получить из межбанковской информационной системы или использовать свои собственные наблюдения, если заемщик уже пользовался кредитами данного банка. В любом случае банк проверяет кредитоспособность фирмы или банка-заемщика по данным их бухгалтерской отчетности на несколько отчетных дат, существуют также методы определения кредитоспособности граждан на основе сведений об их доходах.

Банк разрабатывает и утверждает соответствующие внутренние документы, определяющие:

его политику по размещению (предоставлению) средств, а также учетную политику и подходы к ее реализации;

процедуры принятия решений по размещению банком денежных средств;

распределение функций и полномочий между внутренними подразделениями и должностными лицами банка, включая внутренние правила размещения средств, в том числе правила кредитования клиентов банка.

Содержание указанных документов не должно противоречить действующему законодательству РФ, нормативным актам Банка России.

Основными элементами кредитной политики коммерческого банка являются: район деятельности (географическая направленность), виды кредита и выбор отрасли (клиентуры), приемлемое обеспечение и кредитоспособность, сроки погашения ссуды и взаимосвязь их с риском и ликвидностью банка, превышение максимального предела кредитования, компенсационный остаток на счете, обязательство банка в предоставлении ссуды заемщикам, величина кредитного портфеля.

1. Кредитная политика коммерческих банков складывается из следующих составных элементов, которые раскрывают содержание банковского менеджмента.

2. Цель банка по формированию кредитного портфеля (виды кредитов, сроки погашения, объем кредита, качество кредитов).

3. Полномочия кредитного комитета (работников) на предмет определения максимальной суммы и видов кредита.

4. Обязанности сотрудников и их право по предоставлению информации, проверке, оценке и по принятию решений по кредитным заявкам клиентов.

5. Набор необходимой документации для кредитного процесса (финансовая отчетность, договоры, гарантии, залог, обязательство и т.д.).

6. Правила приема, оценки и реализации кредитного обеспечения. Описание политики процентных ставок, установление ставки и комиссии, условий погашения кредитов;

7. Описание стандартов качества кредитов, максимального размера кредитных вложений, выявление и анализ проблемных кредитов.

Политика (от греч. politike - искусство управления государством) - образ действий какого-либо субъекта (в нашем случае это коммерческий банк), направленных на достижение определенных целей. Такими целями в данном случае могут являться: создание условий для эффективного размещения привлеченных средств, обеспечение стабильного роста прибыли, увеличение собственного капитала банка и т.д.

Кредитная политика - это совокупность активных и пассивных банковских операций, рассматриваемых на определенную перспективу, обеспечивающих банку достижение намеченных целей и позволяющих решить задачу оптимального распределения кредитного ресурса в условиях реально имеющихся ограничений (обязательные нормативы Банка России и фактический объем средств к размещению) [35].

Для банков первоочередным моментом при разработке кредитной политики является ясное понимание глобальных тенденций общественного развития и своей роли (миссии) в этом развитии. Миссия - это то, к чему данный банк призван и может совершить за все время своего существования на выбранном поприще финансовой деятельности. Это то, что, в конечном счете, определяет лицо банка и отличает его от других финансово-кредитных институтов. На основе сформулированной миссии разрабатываются концепции его развития (на более короткий интервал времени), в рамках действующей концепции - цели и задачи развития. Затем осуществляется выбор стратегий банковского функционирования как способов реализации этих целей и задач. При этом под банковской стратегией понимается набор возможных вариантов кредитных операций, а множество стратегий, ориентированных на решение конкретных целей и задач образует кредитную политику банка.

Кредитная политика банка является частью его общей стратегии развития. Основным стержнем банковской стратегии является прогнозирование разумных альтернатив его развития. При этом следует исходить из того, что, во-первых, банк - это фирма, деятельность которой связана с повышенными рисками, ибо она функционирует в условиях неопределенности. Во-вторых, банк - это фирма, стремящаяся к повышению своей доходности. Из этого вытекает, что двумя основными факторами, оказывающими влияние на стратегию развития банка и его кредитную политику, являются неопределенность и доходность [36].

В настоящее время выживают и развиваются только те банки, которые могут профессионально заниматься банковскими традиционными операциями. Основой профессионализма, прежде всего, является умение предвидеть и оценивать риски, а в кредитных операциях - это адекватная оценка кредитоспособности заемщика.

Помимо недостаточного профессионализма управляющих кредитным процессом, одной из причин, не позволяющих объективно оценивать кредитоспособность заемщика, является ограниченность информационной базы. Отсутствие кредитной истории у большинства заемщиков, осложняет работу по оценке их кредитоспособности. Другой причиной является то, что даже имеющаяся информация, вследствие использования многими организациями различных финансовых схем ухода из-под налогового "пресса", является искусственно искаженной и затрудняет правильную оценку кредитоспособности заемщиков.

В условиях экономической нестабильности, обеспечение безопасности банковской деятельности становится одной из приоритетных задач, которую необходимо решать каждому банку. Практика свидетельствует, что неграмотно сформированная кредитная политика, неадекватная оценка кредитных рисков и кредитоспособности заемщиков приводят к серьезным проблемам вплоть до банкротства кредитных организаций.

1.3 Проблемы кредитования малого предпринимательства в РФ и за рубежом

Малый бизнес представляет собой по определению бизнес, который опирается на деятельность небольших отдельных фирм и малых предприятий, которые не входят в объединения. В России деятельность такого бизнеса регулируется законом № 209-Ф3 от 24.07.2007 г., у малого бизнеса и среднего также есть специальная организация "Опора России", которая оказывает содействие предпринимателям. Государство в принципе оказывает определенную помощь малому бизнесу, ведь он имеет заметное значение и влияние в становлении коммерческой государственной общей структуры. В частности такой бизнес влияет на уровень занятости в государстве, малый бизнес участвует в производстве товаров, различных исследованиях и в производственно-научных разработках. Однако, не смотря на свою значимость, существует сегодня ряд серьезных проблем малого бизнеса, которые требует более детального и тщательного рассмотрения.

Критерии отнесения хозяйствующих субъектов (юридические лица и индивидуальные предприниматели), к малым предприятиям установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее ФЗ № 209-ФЗ).

Для того, чтобы юридическое лицо считалось субъектом малого предпринимательства, необходимо выполнение следующих условий (ст.4 ФЗ № 209-ФЗ):

1) Юридическое лицо является потребительским кооперативом или коммерческой организацией. Не может быть малым предприятием государственное или муниципальное унитарное предприятие;

2) доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);

3) доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

4) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать сто человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия до пятнадцати человек;

5) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ.

Субъектами малого предпринимательства являются также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать сто человек включительно;

2) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства (п.2 ст.4 ФЗ № 209-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" с 2015 года действуют следующие пределы выручки (без НДС):

- для микропредприятия - 60 млн. рублей;

- для малого предприятия - 400 млн. рублей.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ (п.7 ст.4 ФЗ № 209-ФЗ).

Следует отметить, что в настоящее время предельные значения балансовой стоимости активов Правительством РФ не установлены, поэтому не учитывается при отнесении хозяйствующего субъекта к малому бизнесу.

Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия (п.6 ст.4 ФЗ № 209-ФЗ). При определении средней численности работников необходимо руководствоваться Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения № ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", утвержденными Приказом Росстата от 31.12.2009 №335 (Письмо Минэкономразвития РФ от 20.01.2011 № Д05-166).

По своей деятельности малый бизнес часто идет по наиболее легкому простому направлению, что является иногда рискованным путем, одним словом некоторые малые фирмы работают по неперспективной отрасли работы.

Существует восемь главных проблем в развитии и функционировании такого бизнеса [11]:

1. Высокий риск, который приводит неустойчивости рынка.

2. Управление делами имеет ряд определенных недостатков и проблем.

3. Малая компетентность руководства.

4. Высокая зависимость от крупных отраслевых компаний.

5. Малый бизнес слишком чувствителен к переменам условия хозяйствования.

6. Неуверенность при заключении контрактов.

7. Трудность и неуверенность при дополнительном финансировании и кредитовании.

8. И наиболее значительный недостаток и самая существенная проблема, по мнению руководства малого бизнеса, заключается в повышенной ответственности.

То есть такая ответственность распространена буквально на все личное собственное имущество, например машину, дом, дачу и другие. Такая излишняя ответственность очень не благотворно влияет на общую деятельность малых организаций.

В общем, все возможные проблемы функционирования таких предприятий определяются и вызываются как внешними, так и внутренними причинами. Зачастую многие неудачи фирм, согласно опыту, связаны с некомпетентностью и неопытностью менеджеров. Шансы на финансовые успехи увеличиваются прямо пропорционально времени работы фирмы, то есть долго существующие фирмы при одном и том же руководителе имеют более стабильный и высокий растущий доход. Также успешность согласно статистике фирм существенно зависит от профессиональности владельца, который регулярно также работает по увеличению уровня профессиональности своего персонала. Чем дольше работает руководитель, больше он накопил предпринимательский опыт по общему ведению дел, тем больше будет удачливость и состоятельность фирмы.

Многие проблемы становятся менее значительными и легче решаемыми, когда владелец фирмы нанимает предпринимательскую дополнительную команду, которая способствует более качественному решению вопросов. С такой командой из двух или даже трех и четырех человек шансы на выживание малого бизнеса существенно возрастают, ведь коллективное решение естественно является более профессиональным и разумным. Многих проблем при открытии фирмы решаемы при грамотном начальном финансировании при открытии самой организации. Чем крупнее первоначальный общий капитал, вложенный в развитие и становление фирмы тем больше шансов на сохранение и продолжение работы фирмы в период кризиса.

Основной стратегией малого предпринимательства для решения ряда проблем и уменьшения риска является изучение и приспособление к изменениям потребностей общества. В целом можно подчеркнуть, что если такие малые фирмы будут гибкими, мобильными, маневренными и будут иметь достаточный капитал, то их шансы на выживаемость будут достаточными, а проблемы малого бизнеса будут меньшими [11].

На предприятиях малого бизнеса трудится большая часть населения страны, они являются более конкурентоспособными и производят более качественный продукт при низких издержках. Доля малого бизнеса в экономике страны составляет значительную часть ВВП. Преимущество также заключается в том, что малые предприятия более мобильны по сравнению с крупными предприятиями, поэтому легко проникают в незаполненную нишу и быстро реагируют на малейшие перемены на рынке. Любые негативные изменения в экономике в первую очередь бьют по субъектам малого предпринимательства, поэтому они нуждаются в особенной защите и поддержке со стороны государства, в этих целях предусматриваются следующие меры (ст.7 ФЗ № 209-ФЗ):

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иные меры.

В настоящее время более чем 90% малых предприятий не могут начать производство без заемных средств и кредитов.

Малый бизнес более рентабелен, чем крупный. По данным Росстата, 68,6% малых компаний были прибыльны, а из крупных предприятий положительные показатели только у 61,9%. Особенный прогресс аналитики отметили в южных регионах страны и в Поволжье.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что банковский сектор становится все более ориентированным на сектор малого предпринимательства. Банки становятся более заинтересованными в наращивании объемов кредитования предприятий малого бизнеса. Это происходит по нескольким причинам [16]:

- доходность от вложений в проекты малого бизнеса, от операций кредитования малых предприятий превышает аналогичный показатель в секторе крупного бизнеса;

- малый бизнес при хорошей организации и своевременном кредите через несколько лет становится средним бизнесом, при этом у него уже есть кредитная история и определенная финансовая грамотность;

- диверсификация рисков (лучше 10 млн. рублей разместить в 5 предприятиях, чем в одном);

- крупные предприятия и реализуемые ими программы и проекты в большинстве своем уже распределены по банковской системе. Работа же в секторе малого бизнеса является свободной нишей и должна стать основой для деятельности малых и средних банков.

- малый бизнес является наиболее мобильным сектором экономики, быстрее всех приспосабливающимся к условиям рынка.