logo
Анализ банковской системы России

3. Проблемы, направления развития и совершенствования банковской системы России

За двадцать лет своей истории российская банковская отрасль пережила несколько кризисов и периодов дестабилизации - в 1995, 1998, 2004 и 2008 годах, которые каждый раз приводили к потере существенной части финансовых активов. Однако в последние годы прослеживается тенденция к росту размеров активов банковского сектора, которые к концу 2012 году составляли немногим более 43 трлн. руб. , из них более половины (26,7 трлн. ) приходилось на первую десятку, а половина этой половины - на Сбербанк РФ (13,5 трлн. ).

В последефолтное десятилетие (1998-2008 годы) российская банковская система росла опережающими темпами по сравнению со всей экономикой. Если до дефолта рост активов российских банков обеспечивался главным образом за счёт увеличения ликвидности, как рублёвой, так и валютной, т. е. посредством обслуживания оттока капитала, то после него источники роста качественно изменились: в основе лежало некоторое увеличение кредитов реальному сектору экономики, объём которых повысился с 9-10% ВВП в 1996-1997 годах до примерно 15% к концу миникризисного 2004 года (доля кредитов в банковских активах составляла почти 44%). Однако уже тогда при отсутствии прогресса в модернизации банковской системы и с учётом кэптивного характера многих ведущих российских банков её развитие начинало буксовать.

Качество кредитного портфеля российских банков, как и сейчас, во многом определялось характером их взаимоотношений с корпорациями в рамках финансово-промышленных групп, к которым они принадлежат. При этом, как правило, ведущие роли в таких группах играли отнюдь не банки. Сращивание финансового и промышленного капиталов обусловливало "связанный", закрытый характер значительной части кредитов. Удельный вес внутригрупповых кредитов равнялся примерно 40% всего кредитного портфеля российских банков.

Сильна была зависимость банков от крупнейших заёмщиков. Существование целого ряда банков-лидеров определялось благополучием их основных клиентов, а реально диверсифицированных банков почти не было. На десять крупнейших кредитов в среднем приходилось от 30 до 50% объёма кредитных портфелей банков, в то время как в Западной Европе - 2-8%. Отношение средней величины 10 крупнейших кредитов к среднему капиталу составляло от 100 до 400% (30-100% в Западной Европе). В общем объёме средств банков вклады десяти крупнейших клиентов занимали от 40 до 80% (в Европе - менее 2%). Всё это не позволяло диверсифицировать риски и делало банки уязвимыми.

Наиболее активно банки предоставляли деньги предприятиям экспортно-ориентированных отраслей: на экспортёров приходилось 45% задолженности по ссудам и займам основных отраслей экономики, при этом структура заимствований по секторам в течение всех десяти лет почти не менялась. Это означало, что банковский сектор способствовал сохранению сырьевой структуры российской экономики, а не её прогрессивному изменению в пользу обрабатывающих отраслей и "новой экономики".

В таких условиях приток капитала в новые сектора и новые предприятия-заёмщики, не входящие в состав финансово-промышленных групп, был крайне затруднён. Прежде всего, это относилось к переливу капитала из сырьевых отраслей-экспортёров, контролируемых крупнейшими компаниями, где генерируются основные доходы, в обрабатывающие сектора, в которых преобладают средние или крупные, но независимые предприятия. Поскольку среди клиентов банков и их собственников доминировали (и доминируют) компании из сырьевых экспортно-ориентированных секторов, российская банковская система проявляла высокую чувствительность к колебаниям мировой конъюнктуры. Тем самым в зону конъюнктурного риска непосредственно попадали до 30% активов банковской системы.

Несмотря на расширение кредитной деятельности, вклад банковской системы в поддержание экономического роста оставался незначительным. По-прежнему основная часть кредитов реальному сектору носила краткосрочный характер и была направлена в большей степени на пополнение оборотных средств предприятий. Финансирование своих инвестиционных программ они вынуждены были проводить главным образом за счёт собственных средств.

Таким образом, банковские кредиты работали не столько на увеличение объёмов производства и инвестиций, сколько на оздоровление финансового состояния предприятий: снижение кредиторской задолженности, пополнение ликвидности и увеличение финансовых вложений. Относительный дефицит долгосрочных кредитных ресурсов в базовых отраслях экономики достигал 5% ВВП.

Сравнительно высокие показатели капитализации банковской системы (отношение собственных и привлечённых средств - около 13%) объяснялись тем, что значительная часть прироста капитала (не менее трети) являлась следствием применения схем его фиктивного увеличения, в связи с чем вряд ли можно было рассчитывать на существенное реальное расширение активных операций.

Динамика роста ресурсной базы также не соответствовала требованиям банков, ориентированных на кредитование реального сектора. Снижение темпов роста пассивов было в основном обусловлено снижением доходов предприятий и устранением неденежных форм расчётов между ними.

Уменьшение притока ресурсов от предприятий банки компенсировали за счёт привлечения средств населения, темпы роста которых свидетельствовали о том, что банковская система начинала, хотя и медленно, выполнять функцию трансформации сбережений граждан в кредиты реальному сектору экономики. В последние годы объём банковских (в большей степени рублёвых) вкладов населения рос вдвое быстрее, чем активы банков (и в четыре раза быстрее, чем их капитал), что объяснялось как восстановлением доверия к банковской системе, так и относительным ростом личных доходов граждан. Основными клиентами банков становились представители активно формирующегося среднего класса.

Средства населения выступали важнейшим источником пассивов банковского сектора. Ежегодный прирост сбережений граждан составлял около 20 млрд. долл. , при этом лишь 1/3 из них поступало в банковскую систему. На руках у населения оставалось около 100 млрд. долл. (сейчас примерно столько же).

Во всём мире вклады населения считались одним из лучших видов банковских пассивов. В России этот источник фондирования был и остаётся наиболее чувствительным для банков: когда граждане настроены оптимистично, данный сегмент растёт быстро, однако под влиянием негативных ожиданий он может резко сократиться. Ещё одним недостатком указанного вида пассивов являлась его относительно высокая стоимость, что приводило к снижению маржи банков при инвестировании в реальный сектор, кредитные риски в котором оставались высокими.

Наиболее серьёзной проблемой являлось накопление экономических рисков на балансах банков, увеличилась просроченная задолженность юридических лиц по всем отраслям, при этом больше всех накопили плохие кредиты предприятия сельского и лесного хозяйства.

Принятые в последнее время документы стратегического развития российского банковского сектора нацеливают банковское сообщество на интенсификацию банковской деятельности. Речь, прежде всего, идёт о совершенствовании банками операционной деятельности, повышении её эффективности, рационализации, включая повышение производительности труда и экономию затрат. Как показал ряд исследований, производительность труда в банковском секторе России примерно в 10 раз ниже уровня США, Германии и Италии, в 17 раз ниже уровня Франции и Швейцарии, в 25 раз - Нидерландов и в 35 раз - Ирландии. Основными факторами, определившими отставание по этому показателю, считаются неэффективность бизнес-процессов российских банков и низкая доля платежей по электронным каналам. При этом уровень зарплат в финансовом секторе самый высокий по сравнению с другими отраслями экономики России и превышает средний отраслевой уровень примерно в 2,5 раза. Если в финансовом секторе средняя зарплата составляет около 55 тыс. руб. , то, например, в обрабатывающей промышленности - чуть более 20 тыс. руб. , а в сельском хозяйстве - чуть более 10 тыс. руб. Неоправданно большие затраты компенсируются пока высокими ставками по кредитам и низкими ставками по депозитам и переносятся на плечи населения и предприятий. По уровню развития финансового сектора Россия находится на 127-м месте в мире (данные World Economic Forum). Таким образом, в среднесрочной перспективе первоочередной задачей деятельности банков должна стать работа над повышением эффективности их деятельности.

Российская банковская система ещё не вышла на требуемый уровень развития конкурентной среды и рыночной дисциплины, что отрицательно сказывается на доступности и качестве предоставляемых банками услуг. В проекте основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2018 года в разделе "Приоритеты денежно-кредитной и бюджетной политики" отмечается, что основными задачами денежно-кредитной политики в 2013-2018 годах являются задачи снижения уровня инфляции и обеспечения экономики необходимой ликвидностью. Согласно прогнозу, уровень инфляции должен снизиться к 2018 году до 3-3,5%, постепенно будет осуществлён переход к таргетированию инфляции, а также предполагается снизить до минимума влияние тарифной составляющей на уровень цен в стране.

Использование режима таргетирования инфляции по сравнению с другими монетарными инструментами требует соблюдения более жёстких условий с точки зрения уровня развития экономики и её институциональной структуры. В частности, при переходе к такому режиму необходимо соблюдение следующих условий:

- отсутствие давления на центральный банк со стороны властей;

- отсутствие сильной зависимости экономики от мировых цен на экспортируемое сырьё;

- прогнозируемый уровень колебаний обменного курса;

- минимальный уровень долларизации финансовой сферы;

- устойчивость банковской системы и развитость финансового рынка;

- надёжная статистическая база, надёжная методика определения базовой и других видов инфляции и высокая квалификация аналитиков.

Опыт стран, применяющих инфляционное таргетирование, говорит о том, что чем более точно соблюдались данные условия, тем выше были достигнутые макроэкономические результаты. Очевидно, что в настоящее время не все условия могут быть выполнены для введения режима таргетирования инфляции в России. Особенностью российской экономики является её экспортно-сырьевая направленность, вследствие чего она достаточно сильно зависит от мировых цен на сырьевые ресурсы, и прежде всего на энергоносители. Долларизация экономики России хотя и резко снижается, но остаётся достаточно высокой. По сравнению с другими странами финансовая система России развивается достаточно высокими темпами, но по уровню её капитализации, спектру предоставляемых финансовых услуг возможности регулировать ликвидность пока отстаёт от многих развитых стран. Одновременно следует отметить, что улучшение институциональной среды в странах, использующих режим таргетирования инфляции, обычно происходило не до, а после перехода к новому режиму денежно-кредитной политики.

Режим инфляционного таргетирования является гибким инструментом денежно-кредитной политики, однако для его успешного применения важно обеспечить полное доверие экономических агентов к проводимой политике и заявлениям руководителей Банка России. Учитывая эти особенности российской экономики, а также последствия последнего финансово-экономического кризиса, Банк России вряд ли в ближайшее время сможет перейти к полномасштабному режиму таргетирования инфляции. Вместе с тем постепенное смещение акцента в денежно-кредитной политике от целеполагания по обменному курсу к целеполаганию по инфляции в ближайшей перспективе будет совершенно оправданно.

Решению проблемы кредитования малых и средних предприятий помогло бы создание специального федерального гарантийного фонда, имеющего высокий уровень кредитного рейтинга и обладающего возможностью предоставления гарантий по кредитам среднего бизнеса на сумму от 100 млн. руб. Это укладывается в рамки выполнения положений Указа Президента РФ от 07. 05. 12 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" в части создания механизмов предоставления гарантий для среднего бизнеса, работающего в сфере производства и инноваций. В настоящее время в банковском сообществе обсуждается проект изменений в Положение Банка России N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности". Данный проект содержит требования, которые создают сложные условия для развития малого и среднего бизнеса. Требования проекта не позволят банкам развивать программы кредитования начинающих предпринимателей и вновь создаваемых предприятий. При отсутствии иных источников финансирования это не позволит реализовывать федеральную целевую программу развития малого предпринимательства в России.

В последнее время всё большую актуальность приобретает задача снижения экологических и социальных рисков при реализации инвестиционных проектов, финансируемых банками. Уже почти 10 лет существуют так называемые принципы экватора - набор правил, позволяющих улучшить качество подготовки и экспертизы проектов с позиций экологических и социальных рисков, учесть мнения заинтересованных сторон, доработать и сделать более безопасными финансируемые проекты ещё на прединвестиционной стадии. Аналогичные стандарты принимаются и в развивающихся странах. Из 75 банков, применяющих принципы экватора, 16 банков представляют страны с развивающейся экономикой.

Что касается России, то разработка и внедрение практики ответственного финансирования потребует от наших банков значительных усилий по совершенствованию бизнес-процессов и проведения активной работы со своими заёмщиками. Эта деятельность будет более успешной, если банки подойдут к решению этой задачи совместно, создав, в частности, коллективный консультативный орган по вопросам стандартов и совершенствования практики ответственного финансирования в России.

Наконец, разработанные новые стандарты Базеля-3 включают в себя дополнительные требования к достаточности капитала и новые нормативы ликвидности банков. Как и применительно к другим странам, для России эти требования направлены на повышение устойчивости банков. Однако в то же время они также ограничивают возможности роста кредитования, особенно долгосрочного, и такая позиция заявлена ведущими мировыми долгосрочными инвесторами. Влияние стандартов Базеля-3 на долгосрочные инвестиции необходимо учитывать при разработке планов их применения в России.

Как уже говорилось, в настоящее время банковская система испытывает перегрев в части потребительских кредитов и одновременно острый недостаток капитала (показатель недостаточности капитала ниже, чем в 2008 году). Действия регулируемых органов, прежде всего направлены на "охлаждение" рынка кредитования на ближайший период и параллельное повышение качества этого рынка за счёт постепенного вытеснения с него наименее устойчивых к подобным спадам банков.

Конечно, с одной стороны, сдерживание роста рынка потребительских кредитов будет негативно сказываться на потребительском спросе и, соответственно, повлечёт за собой снижение темпов роста экономики страны в целом. Активность банков в развитии потребительского кредитования будет снижаться, что, в свою очередь, отразится на доступности кредитования в целом. Если сейчас клиенты достаточно легко могут брать потребительские кредиты, например в магазинах, без справок о зарплате, без поручителей и т. д. , то ужесточение требований регулятора приведёт к тому, что банки станут более тщательно подходить к отбору заёмщиков. Снижение объёмов выдаваемых кредитов в целом приведёт к тому, что ставки по потребительским кредитам, скорее всего, снизятся и, соответственно, для банков этот вид бизнеса будет не таким интересным, как на сегодняшний день. С другой стороны, если подход банка изначально предполагает максимальное снижение рисков и применение эффективных скоринговых методик, инициатива Банка России не приведёт к большим финансовым потерям. Достаточно уверенно себя, в частности, будут чувствовать крупные игроки. В то же время мелкие и средние банки, которые делают прибыль преимущественно за счёт потребкредитования, окажутся в затруднительном положении: для сохранения своей розницы в полном объёме им как минимум придётся изымать из оборота довольно значимые для них суммы, чтобы обеспечить все кредиты.

Возможность сохранения существующих коэффициентов резервирования в отношении необеспеченных займов, выдаваемых в рамках зарплатных проектов, может спасти многие банки. При этом следует различать оформляемые в магазине при наличии паспорта займы под несколько десятков процентов годовых и кредиты зарплатным клиентам - их выдают под 18% людям, которые уже несколько лет обслуживаются в банке и имеют определённую регулярную прибыль. Однако такие послабления практически не коснутся кредитных организаций, которые занимаются исключительно кредитованием населения. Тем не менее, повышение нормативов не станет сильным ударом для их бизнеса: у ведущих специализированных спекулянтов вполне достаточно розницы и капитала, чтобы соответствовать новым требованиям. Вряд ли стоит ожидать, что крупные спекулянты пересмотрят структуру своего портфеля, уменьшив долю клиентов "с улицы" в пользу зарплатников: этот рынок уже перераспределён между банками, и рост здесь очень медленный.