logo
Анализ банковской системы России

2.1 Институциональная характеристика банковской системы

Рассмотрим основные характеристики и тенденцию развития банков России за последние 2-3 года. Необходимо отметить, что радикальных изменений в банковской системе за последние 2-3 года в институциональном плане не произошло. Однако существует ряд весьма важных тенденций, которые будут формировать банковский сектор России на ближайшие годы.

Центральной тенденцией является то, что все больше игроков банковского рынка России стали менять свою бизнес-стратегию с универсальной модели, когда все банковские услуги развиваются примерно одинаково, на специализацию в целевых нишах.

Наиболее сильная конкуренция в 2012 году развернулась на розничном банковском рынке. Именно он рос наиболее бурными темпами в 2012 году, в то время как нефинансовый сектор переживал не лучшие времена. Кредитные карты, ипотека, автокредитование, необеспеченные потребительские кредиты - все эти сегменты в 2012 году продемонстрировали очень высокие показатели прироста и позволили работающим в них банкам показывать лучшую динамику по сектору. Во многом столь значительный рост рынка банковских услуг для населения стал возможен благодаря изменившемуся поведению физических лиц, которые стали предпочитать тратить, а не сберегать. Впервые в современной российской истории физические лица больше занимали денежных средств у банков, чем приносили им.

Получила свое продолжение в 2012 году и посткризисная тенденция по уходу иностранных игроков с российского рынка. За год покинули рынок такие игроки, как ВестЛБ Восток, Абсолют, Свенска Хандельсбанкен и другие. Для части иностранных финансовых институтов уход с российского рынка оказывается обязательным условием для оказания помощи материнским финансовым регулятором.

В 2012 году продолжилась тенденция сокращения числа действующих кредитных организаций. За 2012 год их количество уменьшилось на 22 единицы (табл. 1 и табл. 2). Несколько банков было перепрофилировано в небанковские кредитные организации. Сокращение числа банков происходит по причине роста конкуренции на рынке, а также ужесточения контроля со стороны Центробанка РФ (рис. 4).

По прогнозу экспертов РИА Рейтинг, тенденция сокращения действующих кредитных организаций на рынке продолжится и даже несколько ускорится. Причинами этого послужат непростая экономическая ситуация. Банки, не имеющие возможность работать с прибылью или получать поддержку со стороны своих учредителей, будут вынуждены прекращать свою деятельность.

Таблица 1

Число банков в РФ

Таблица 2

Динамика числа банков в РФ

Рис. 4 Число действующих в РФ банков

За 2012 год число банковских офисов в стране выросло на 3. 8% или на 1687 единиц . Продолжение роста числа отделений говорит о том, что банки по-прежнему рассчитывают на рост рынка, а доступность банковских услуг для населения и предприятий постепенно увеличивается. Также из-за сокращения числа действующих банков на фоне роста числа их офисов продолжает увеличиваться показатель среднего количества офисов на один банк.

В 2012 году в первую очередь увеличивалось количество таких типов банковских офисов как: дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы и операционные офисы (табл. 3 и рис. 5 и 6). . При этом сокращалось число оперкасс вне кассового узла, филиалов и представительств. Главная причина различной динамики разных типов банковских офисов -стремление банков к снижению операционных расходов, за счет закрытия «дорогих» внутренних подразделений и открытия менее затратных отделений.

Таблица 3

Динамика банковских отделений в РФ

Рис. 5 Динамика банковских отделений в РФ

Рис. 6 Среднее число отделений у одного банка РФ

При этом необходимо отметить, что наметилась тенденция роста числа отделений приходящихся на один банк.