logo
Система безналичных расчетов РФ

1.3. Формы безналичных расчетов

Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы предполагает создание и использование систем стандартизации и сертификации банковских технологий. Одним из этих элементов являются формы безналичных расчетов. [8, 278 с.]

Они применяются клиентами кредитных организаций (филиалов), учреждений и подразделений расчетной сети Банка России, а также самими банками.

При безналичных расчетах в настоящее время могут быть использованы следующие формы расчетов между плательщиком и получателем средств: платежные поручения; аккредитивы; чеки; платежные требования; инкассовая форма расчетов. [14, 237 с.]

Платежное поручение (распоряжение о банковском переводе) - это поручение клиента обслуживающему банку перечислить (списать) определенную сумму с его счета и зачислить ее на счет получателя в оплату товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе в порядке предварительной оплаты, либо в счет выполнения его иных финансовых обязательств (например, перед бюджетом). [25, 124 с.]

В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей. [8, 279 с.]

Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. Они могут использоваться в расчетах как по товарным, так и по нетоварным операциям, причем все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями.

Схема документооборота при осуществлении расчетов платежными поручениями представлена на рисунке 1.2.

10

Рисунок 1.2. Схема документооборота при расчетах с использованием платежных поручений

1 - заключение договора; 2 - отгрузка продукции, оказание услуг, сдача работ; 3 - передача платежного поручения на право списания банком суммы платежа; 4 - выписка из расчетного счета о списании денежных средств: 5 - платежное поручение на право зачислений платежа на расчетный счёт получателя; 6 - выписка из расчетного счета о зачислении платежа.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, согласно которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии пред оставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива. [14, 240 с.]

В соответствии с действующей практикой могут быть открыты следующие виды аккредитивов:

-покрытые (депонированные);

-непокрытые (гарантированные);

-отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы к оплате» на весь срок действия обязательств банка-эмитента.

При установлении между банками корреспондентских отношений в исполняющем банке может быть открыт непокрытый (гарантированный) аккредитив. Это происходит путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с открытого у него счета банка-эмитента. В данном случае ходатайства предприятия о выставлении непокрытого аккредитива приходуются банком-эмитентом на отдельном внебалансовом счете.

Каждый аккредитив должен четко указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив считается отзывным. Отзытый аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком. Все распоряжения об изменении условий отзывного аккредитива плательщик может давать поставщику только через банк-эмитент, который, в свою очередь, извещает об этом исполняющий банк (банк поставщика), а последний - поставщика. Однако исполняющий банк обязан оплатить все документы, соответствующие условиям аккредитива, выставленные поставщиком и принятые банком поставщика до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Поставщик же может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива. [14, 241 с.]

Следует помнить, что каждый открываемый аккредитив предназначается для расчетов только с одним поставщиком. Аккредитив может содержать и другие условия. Схема организации документооборота при использовании аккредитивной формы расчетов приведена на рисунок 1.3.

10

Рисунок 1.3. Схема документооборота при аккредитивной форме расчетов:

1 - заключение договора с указанием аккредитивной формы расчетов;

2 - заявление на открытие аккредитива;

3 - выписка из расчетного счета об открытии аккредитива;

4 - извещение об открытии аккредитива, его условия;

5 - сообщение поставщику условий аккредитива;

6 - отгрузка поставщиком продукции в соответствии с условиями аккредитива;

7 - передача поставщиком в банк всех документов, необходимых для использования суммы аккредитива;

8 - извещение об использовании аккредитива;

9 - выписка из расчетного спета о зачислении платежа за счет аккредитива;

10 - сообщение банка покупателя своему клиенту об использовании аккредитива к оплате.

Одной из традиционных является чековая форма расчетов.

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

Чекодержатель - это лицо, в пользу которого выдан чек.

Плательшиком по чеку выступает банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а в части, им не урегулированной, - другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Схема организации документооборота при использовании чековой формы расчетов представлена на рисунке 1.4.

10

Рисунок 1.4. Схема организации документооборота при использовании чековой формы расчетов

1 - заявление на покупку чековой книжки;

2 - выдача чековой книжки с депонированием суммы лимита;

3 - передала товара, отгрузка продукции:

4 - передача чека на оплату товаров или услуг;

5 - документы на оплату;

6 - зачисление средств на расчетный счет поставщика, передача документов банку покупателя;

7 - выписка из счета депонированных сумм;

8 - выписка из расчетного счёта поставщика.

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основе расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для ведения расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее - исполняющий банк). [3, 123 с.]

Расчеты по инкассо осуществляются также на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств к счету плательщика через банк, обслуживающий взыскателя, который обязан исполнить его в трехдневный срок.

Различают внешнее и внутреннее инкассо. Под внешним инкассо подразумевается банковская операция, когда по поручению экспортера банк берет на себя обязательство получить платеж по чеку, переводному векселю, тратте или простому векселю от какого-то лица, находящегося за границей. При внутреннем инкассо по поручению уже зарубежного поставщика банк помогает иностранному банку получить платеж по чеку, переводному векселю, тратте или простому векселю от некоего лица в России (юридического или физического). [9, 174 с.]

Инкассо также может быть чистым, когда инкассируются только финансовые документы, не сопровождающиеся коммерческими документами; существует и документарное инкассо, когда обрабатываются и финансовые, и коммерческие или только коммерческие документы.

При проведении банковских операций по инкассо пользуются следующей терминологией.

Доверитель - клиент, доверяющий реализацию операций инкассирования своему банку.

Банк-ремитент - банковское учреждение, которое по поручению доверителя осуществляет операции инкассирования.

Инкассирующий - любой банк, за исключением банка-ремитента, который участвует в процессе обработки инкассового поручения.

Представляющий банк - инкассирующий банк, который выполняет представление трассату, т.е. лицу, обязанному уплатить по инкассо поручению. На рисунке 1.5. представлены этапы проведения инкассовых операций.

10

Рисунок 1.5. Механизм проведения инкассовых операций

Достаточно распространенной формой безналичных расчетов являются расчеты с использованием платежных требований, суть которых заключается в том, что получатель средств выставляет требование плательщику уже после отгрузки товаров или выполнения работ.

Иначе говоря, платежное требование - это расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. [14, 245 с.]

Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Схема организации документооборота при расчетах платежными требованиями представлена на рисунке 1.6.

10

Рисунок 1.6. Схема документооборота при расчетах платежными требованиями:

1 - договор-соглашение с указанием формы расчетов платежными требованиями;

2 - отгрузка продукции, товара, сдача работ и услуг;

3 - документы на отгрузку и платежное требование отравлены покупателю или банку с дальнейшей пересылкой через банк покупателю;

4 - акцепт платежного требования покупателем и сдача его в свой банк для оплаты;

5 - передача документов о зачислении платежа и выдача покупателю выписки из его расчетного счета;

6 - выписка из расчетного счета о зачислении платежа.

Инкассовая форма расчетов включает расчеты инкассовыми поручениями. Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.[14, 247 с.]

Платежи по инкассо - форма отношений, при которой банк обязуется по поручению и за счет клиента предпринять необходимые действия, чтобы получить платеж (или акцепт платежа) от плательщика-лица, имеющего долг перед клиентом. [25, 130 с.]

Для выполнения данного поручения банк может привлечь другой банк (исполняющий банк). Если указанные действия не приводят к необходимому результату, то банк обязан немедленно известить об этом клиента, проинформировав его о причинах неплатежа или отказа от акцепта, и запросить у него указания относительно дальнейших действий.

Инкассовые поручения применяются:

-в случаях, когда бесспорный порядок взыскания средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

-для взыскания по исполнительным документам;

-в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Ситуация, сложившаяся в российской экономике, значительные суммы неплатежей привели к необходимости использования вексельной формы расчетов.

Вексель - это ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя-должника уплатить по наступлении срока, на который выписан вексель определенную сумму денег векселедержателю - владельцу векселя. Из этого следует, что вексель выражает приказ дебитору погасить свою задолженность. [14, 249 с.]

Применение предприятиями векселей в расчетах вызвано преимущественно недостатком оборотных средств и ограниченным кругом банковских услуг. Проведение расчетов с помощью векселей дает возможность существенно увеличить объем оборотных средств. Являясь разновидностью кредитных денег, вексель позволяет без привлечения значительного количества денежных средств, произвести погашение взаимных долгов субъектов хозяйственной деятельности. В расчетах применяются два вида векселей: простые и переводные.

Простой вексель (соло-вексель) представляет собой письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедержателя уплатить определенную сумму в определенный срок и в определенном месте получателю средств по его приказу. Простой вексель выписывает сам плательщик, и по существу он является его долговой распиской (рис. 1.7).

10

Рисунок 1.7. Схема обращения простого векселя

1 - покупатель вручает вексель продавцу;

2 - продавец окружает товар, продукцию, выполняет работы, оказывает услуги покупателю;

3 - продавец предъявляет вексель к оплате;

4 - покупатель оплачивает товар, работы и услуги

Кроме простого векселя в расчетах используется и переводной вексель (тратта) - это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу. В отличие от простого в переводном векселе участвуют не два, а как минимум три лица: векселедатель (трассант), выдающий вексель; плательщик (трассат), к которому обращен приказ произвести платеж по векселю; векселедержатель (ремитент) - получатель платежа по векселю. [14, 249 с.]

В отличие от простого векселя, где плательщиком является векселедатель, в переводном векселе плательщиком является особое лицо -трассат. Наименование последнего является дополнительным обязательным реквизитом переводного векселя. Отсутствие хотя бы одного из них лишает вексель юридической силы.

Использование векселя в качестве орудия платежа согласно действующему вексельному законодательству осуществляется с помощью передаточной надписи - индоссамента. Возможность индоссирования векселей расширяет границы их использования и позволяет превратить вексель из простого орудия оформления коммерческого кредита в кредитное орудие обращения, обслуживающее реализацию товаров и услуг (рис. 1.8.).

10

Рисунок 1.8. Схема обращения переводного векселя:

1- отправка покупателю товара и одновременно тратты;

2 - возврат акцептованного векселя векселедателю;

3 - направление акцептованного векселя получателю денег по переводному векселю;

4 - вексель направляется на оплату;

5 - оплата векселя с одновременным погашением векселя, о чем делается отметка на его оборотном стороне.

Изучение российского опыта проведения банками расчетных операций с векселями показывает, что этот сегмент вексельного рынка ими практически не освоен. В России в основном используются простые векселя, оплачиваемые теми же организациями, которые их выписали.