logo
страхование-ответы

58. Страховой рынок Краснодарского края (особенности)

Краснодарский край является наиболее динамично развивающимся регионом ЮФО. По оценкам инвестиционной привлекательности он занимает 10-е место в РФ.

Рынок страховых услуг Краснодарского края обладает высоким потенциалом развития, что обусловлено состоянием и темпами развития региональной экономической системы .

Современные тенденции развития рынка страховых услуг Краснодарского края характеризуются высокой концентрацией страховщиков и результативностью их деятельности по объемам собранных страховых премий.

В 2010 г. на территории Краснодарского края осуществляли страховую деятельность 132 страховые организации. Из них 5 организаций имеют статус самостоятельных краевых страховых организаций, 127 организаций являются филиалами инорегиональных компаний.

Краснодарский край в 2010 г. занимал 6-е место в рейтинге среди 81 региона Российской Федерации по объемам собранных страховых премий (учитывая обязательное медицинское страхование). Прирост рынка составил 27%. При этом отмечаются колебания показателя в зависимости от вида страхования (табл. 3).

По обязательному медицинскому страхованию край находится на 5-м месте, сборы страховых премий в 2010 г. составили 14,5 млрд руб., прирост по сравнению с 2006 г. составил 189%. По обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) край занимает 4-е место (3,3 млрд руб. страховых премий, что соответствует приросту в 67%).

По добровольным видам страхования Краснодарский край находится на 8-м месте, страховые премии в 2010 г. составили 7,2 млрд руб., в том числе: по страхованию жизни - 368 млн руб.; по личному страхованию - 1,8 млрд руб.; по страхованию имущества - 4,6 млрд. руб.; по страхованию ответственности - 409 млн руб. Общий прирост по сравнению с 2006 г. составил 77%.

Затраты населения на страхование выросли с 1 980,3 руб. в 2005 г. до 4881,8 руб. в 2010 г., т.е. в 2,5 раза. Однако этот показатель ниже общероссийского, который в 2010 г. составлял 7 180 руб.

Наблюдается рост доли страховых премий в ВРП от 2,5% в 2005 г. до 2,8% в 2008 г., в 2009г. снижение составило 0,2% .

Данное снижение объясняется кризисными явлениями в экономике, снижением объемов производства и доходов населения. Очень медленно внедряются на рынок страховых услуг виды долгосрочного личного страхования: комбинированное и смешанное страхование жизни в случае смерти и дожития; страхование дополнительной пенсии, ренты и аннуитетов; страхование с участием в прибыли страховщика и др. Незначителен охват страховой защитой наиболее подверженной травматизму части населения - детей. Слабо развито комплексное страхование жилища, домашнего имущества и гражданской ответственности, семейное страхование гражданской ответственности (страхование главы семьи), страхование транспортных средств от ущерба и угона. Не находят своего покупателя программы страхования ответственности производителя и продавца за качество товаров, работ, услуг, а также программы профессиональной ответственности частнопрактикующих врачей, адвокатов, нотариусов, риэлторов, архитекторов. Наблюдается недостаточная активность в сфере страхования граждан, прибывающих в Краснодарский край на отдых, лечение, для занятий спортом и туризмом.

На состояние экономики края влияют значительные расходы, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Они частично покрываются за счет собственных средств хозяйствующих субъектов и граждан, но в основном - за счет средств бюджетов различных уровней.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что для развития регионального страхового рынка необходимо развитие сферы страховых услуг (как на федеральном, так и региональном уровнях (рис. 3), которое включает:

- участие государственных региональных органов в управлении развитием сферы страховых услуг на территории Краснодарского края;

- наличие саморегулируемых организаций как со стороны страховщиков, так и страхователей;

- наличие приоритета потребителя, который является полноправным участником управленческих процессов;

- включение инфраструктурной составляющей (брокеры, актуарии, андеррайтеры и пр.);

- отработку алгоритма проведения открытых конкурсов страховых организаций, привлекаемых для осуществления страхования за счет бюджетных средств;

- осуществление мониторинга деятельности страховых организаций, занимающих доминирующее положение на региональном рынке страховых услуг.