logo
Деятельность ОАО "Сбербанк России"

1.1 Общая характеристика деятельности ОАО "Сбербанк России"

Открытое акционерное общество "Сбербанк России" является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26% (1 января 2012 г.). Основанный в 1841 г. ОАО "Сбербанк России" сегодня -- современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг.

ОАО "Сбербанк России" обладает уникальной филиальной сетью: в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и около 20 тысяч подразделений по всей стране. Сбербанк постоянно развивает торговое и экспортное финансирование, и к концу 2014 г. планирует увеличить до 5% долю чистой прибыли, полученной за пределами России. Дочерние банки ОАО "Сбербанк России" работают в Казахстане, на Украине и в Беларуси. В соответствии со Стратегией развития, ОАО "Сбербанк России" расширил свое международное присутствие, открыв представительство в Германии и филиал в Индии, а также зарегистрировав представительство в Китае.

Миссия Банка: "Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты. Мы строим одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее сотрудников".

Миссия определяет смысл и содержание деятельности Банка, подчеркивая его важнейшую роль в экономике России. Наши клиенты, их потребности, мечты и цели есть основа всей деятельности Банка как организации. Миссия Банка также устанавливает амбициозную цель наших устремлений - стать одной из лучших финансовых компаний мира - и подчеркивает, насколько важны для Сбербанка его сотрудники, и насколько реализация его целей невозможна без реализации их личных и профессиональных целей.

Филиальная сеть Сбербанка России охватывает всю территорию Российской Федерации. Территориальное размещение подразделений Сбербанка России (рисунок 1).

Рисунок 1 "Территориальное размещение подразделений Сбербанка России".

Обширная филиальная сеть - одно из основных конкурентных преимуществ Банка. Региональная банковская структура представлена на всей территории страны, во всех субъектах Российской Федерации. Банк стремится сделать пользование своими услугами максимально удобным для клиентов, постоянно улучшая расположение действующих подразделений. Банк предоставляет клиентам возможность осуществлять операции не только в традиционных банковских офисах, но и через автоматизированные зоны самообслуживания, которых на 31 декабря 2012 года организовано более 3,7 тыс.

Система управления филиальной сетью четырехзвенная (рисунок 2). Первым звеном является Центральный аппарат, вторым - Территориальные банки и Дочерние банки, третьим - отделения, четвертым - офисы банковского обслуживания. По данным на 31 декабря 2012 года деятельность Сбербанка за пределами Российской Федерации осуществляется через 3 дочерних банка, расположенных в Украине, Республике Беларусь и Казахстане.

Рисунок 2 "Филиальная сеть Сбербанка России"

Сбербанк России, являясь крупнейшим банком Центральной и Восточной Европы, рассматривает международный вектор как важнейшую составляющую стратегии своего развития. Привлечение на выгодных условиях ресурсов с мировых финансовых рынков для финансирования ведущих отраслей экономики России, наиболее полное удовлетворение внешнеэкономических запросов клиентов, эффективное участие в работе авторитетных международных финансовых организаций и пропаганда за рубежом положительно имиджа Сбербанка России и российской банковской системы в целом - таковы главные составляющие международной деятельности Банка.

Сегодня Сбербанк России эффективно и на выгодных условиях привлекает в российскую экономику ресурсы крупнейших частных финансовых структур развитых иностранных государств. Получаемые средства Сбербанк направляет на кредитование базовых отраслей национальной экономики, потребительское и ипотечное кредитование. В основу долгосрочной стратегии Банка заложен принцип эффективного взаимодействия с реальным сектором, определяющим экономический потенциал страны. Такая политика способствует укреплению национального суверенитета России и повышению благосостояния ее граждан.

Являясь единственным банком, предоставляющим услуги на всей территории страны, Сбербанк активно участвует в реализации социальных программ, оказывает поддержку развитию национальной науки и культуры.

Определяя перспективы своего дальнейшего развития, Сбербанк России учитывает прежде всего роль внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на ситуацию в стране и в обществе в целом, а также на состояние банковского сектора. Банк стремится к упрочнению своих конкурентных преимуществ и рассматривает их как основу для адекватного ответа на вызовы нового времени.

Обострение конкуренции во всех сегментах банковского рынка (в том числе со стороны небанковских финансовых посредников и иностранных кредитных организаций), необходимость увеличения капитализации и объема бизнеса определяют для Сбербанка в качестве стратегических задач рост его инвестиционной привлекательности, сохранение лидерства на российском рынке финансовых услуг путем модернизации управленческих и технологических процессов.

В целях повышения инвестиционной привлекательности деятельность Банка направлена в первую очередь на обеспечение высокой эффективности ведения бизнеса. Кроме того, Банк сосредотачивает свои усилия на достижении большей информационной прозрачности, развивает систему корпоративного управления и добивается ее максимальной эффективности.

Главным условиям сохранения лидирующих позиций на национальном рынке банковских услуг является совершенствование клиентской политики. Особое внимание уделяется созданию гибкой эффективной системы взаимодействия с клиентами, учитывающей потребности различных групп. Развитие филиальной сети и расширение использования альтернативных каналов обслуживания направлены не только на увеличение доступности банковских услуг, но и на повышения качества обслуживания клиентов.

Необходимым условием решения задач, стоящих перед Сбербанком в сфере развития бизнеса, является проведение комплексной модернизации, которая позволит усовершенствовать систему управления, повысить эффективность работы сбытовой сети, обеспечит рост производительности труда и контроль над издержками - как за счет оптимизации бизнес-процессов, так и за счет выхода на качественно новый уровень автоматизации.

Сохраняя высокие темпы роста бизнеса, Банк использует все имеющиеся экономически эффективные источники фондирования и увеличения капитализации, различные механизмы повышения доступности своих акций, обусловливающего их привлекательность и ликвидность. Банк будет гибко и своевременно реагировать на новые вызовы, активно формируя дополнительные конкурентные преимущества и создавая новые рынки. [2]

Деятельность Сбербанка России регулируется законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".

Высшим органом управления Сбербанка России является общее собрание акционеров, на котором принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка (рисунок 3). Перечень вопросов, относящихся к компетенции Общего собрания акционеров, определены федеральным законом "Об акционерных обществах" и Уставом Банка. В соответствии с Уставом общее руководство деятельностью Банка осуществляет Наблюдательный совет. В целях обеспечения эффективной деятельности Наблюдательного совета, а именно для предварительного рассмотрения наиболее важных вопросов и подготовки рекомендаций по ним, при Наблюдательном совете созданы и несколько лет действуют профильные комитеты. Формирование комитетов из числа членов Наблюдательного совета Банка осуществляется ежегодно, при этом в состав каждого комитета включаются независимые директора.

Рисунок 3 "Организационная структура Сбербанка России"

Руководство текущей деятельностью Банка осуществляется Президентом, Председателем Правления банка и Правлением Банка. Правление является коллегиальным исполнительным органом управления. В целях повышения эффективности работы и развития бизнеса в Банке функционирует ряд коллегиальных органов (комитетов), подотчетных Правлению, основными задачами которых является решение вопросов и проведение единой, согласованной политики по различным направлениям операционной деятельности Банка.

В Сбербанке России около двух лет функционирует новый коллегиальный орган - Коллегия Банка, куда входят члены Правления Банка, руководители территориальных и дочерних банков, руководители ключевых подразделений Центрального аппарата. Этот коллегиальный орган является площадкой для активного обсуждения стратегических вопросов развития Банка и выработки оптимальных решений, адекватно учитывающих региональные особенности деятельности Банка.

Ревизионная комиссии проверяет соблюдение Банком законодательных и других актов, регулирующих его деятельность, постановку внутреннего контроля, законность совершаемых операций. Ревизионная комиссия дает оценку достоверности данных, включаемых в годовой отчет и содержащихся в годовой бухгалтерской отчетности Банка.

Одним из территориальных банков Сбербанка России является Банк Татарстан, который осуществляет свою деятельность на всей территории РТ. В настоящее время Банк Татарстан Сбербанка России располагает самой развитой филиальной сетью в регионе - из более 1 тысячи филиалов.

Информация о деятельности Сбербанка России по состоянию на конец 2013 г:

Показатель

Сумма, млрд. руб.

Капитал

727,5

Прибыль

45,8

Чистая прибыль

36,1

Кредитный портфель (с учетом МБК)

4 455,9

Кредитование юридических лиц (без учета МБК)

3329,8

Остаток средств на счетах физических лиц

2 746,0

Остаток средств юридических лиц

1 414,3

- капитал - 727,5 млрд. руб.;

- прибыль - 45,8 млрд. руб.;

- чистая прибыль - 36,1 млрд. руб.;

- кредитный портфель (с учетом МБК) - 4 455,9 млрд. руб., в том числе кредитование юридических лиц (без учета МБК) - 3329,8млрд.руб.;

- остаток средств на счетах физических лиц - 2 746,0 млрд. руб.;

- остаток средств юридических лиц - 1 414,3 млрд. руб.;

- территориальные банки - 17

- отделения - 784

- внутренние структурные подразделения - 19551.

В соответствии с задачами Концепции в течение 2013г. Сбербанк России развивался как универсальный коммерческий банк, направляя усилия на совершенствование обслуживания всех групп клиентов, создание системы, устойчивой к возможным экономическим потрясениям, обеспечение необходимого уровня эффективности банковской деятельности в условиях снижения доходности финансовых инструментов и сокращения процентной маржи.

Банк удовлетворял возрастающий спрос физических и юридических лиц на кредитные ресурсы, добился существенного улучшения своих рыночных и экономических показателей.

В условиях усиления конкуренции Банк сохранил доминирующее положение на розничных рынках за счет оптимизации продуктового ряда, проведения гибкой процентной политики.

Для обеспечения развития кредитных операций с населением в Банке создано Управление кредитования частных клиентов, внедрены новые продукты с более гибкими условиями кредитования. За период действия Концепции объем ссудной задолженности физических лиц вырос в 32 раза, его прирост стал сопоставимым с показателями прироста корпоративного ссудного портфеля, а доля розничных кредитов превысила 25% всех кредитов Банка.

Обеспечивая основу для развития долгосрочного кредитования, Банк сконцентрировал усилия на создании целевой структуры ресурсной базы и сформировал рынок долгосрочных вкладов. Ориентируясь на комплексное удовлетворение потребностей клиентов, Банк более чем в 5 раз увеличил объем эмиссии банковских карт, внедрил ряд связанных и инновационных продуктов - овердрафтные карты, систему "Мобильный банк", расширил функции банкоматов по перечислению средств и пополнению счетов, создал основы для расширения каналов продаж в будущем.

В целях совершенствования обслуживания юридических лиц в Сбербанке России сформировано Управление корпоративных клиентов, заложены основы системы персональных менеджеров, создана системная база для работы с VIP-клиентами, внедрены современные технологии дистанционного обслуживания, для многофилиальных организаций - услуги по управлению счетами филиалов, расположенных в различных регионах Российской Федерации. Средства юридических лиц остаются одним из важнейших источников ресурсной базы Банка, их доля составляет порядка 25% привлеченных средств.

В целях совершенствования технологий принятия решений и повышения управляемости Банком осуществлена крупномасштабная реорганизация филиальной сети, основными принципами которой стали переход от административно-территориального к экономико-географическому принципу функционирования филиалов и перераспределение полномочий от центра к регионам. Проведенное укрупнение территориальных банков и отделений позволило значительно усилить их потенциал, расширить возможности для участия в крупных региональных проектах и программах экономического развития, повысить эффективность обслуживания региональных финансовых рынков. Банком определены общие принципы и порядок формирования организационной структуры филиалов, на всех уровнях управления Банка создана единая система коллегиальных органов.

Для организации работы по управлению кредитным и операционным рисками в условиях роста ссудной задолженности и расширения полномочий низовых звеньев в Банке сформировано Управление рисков, введена в действие система присвоения крупным корпоративным клиентам внутреннего кредитного рейтинг .

Совершенствование модели управления рисками потребовало реорганизации контрольно-ревизионных служб и создания Службы внутреннего контроля, подразделения которой ориентированы на решение задачи повышения эффективности контроля, выявления и устранения причин нарушений и ошибок.

Таким образом, целенаправленные усилия по развитию бизнеса и обеспечению эффективной работы банка позволили обеспечить достижение всех финансовых целевых ориентиров - поддерживать рентабельность капитала на уровне 25%-31%, добиться снижения показателя cost/income с 63% до 46%.

Обеспечивая необходимый для развития бизнеса и покрытия рисков запас капитала, Банк использовал экономически эффективные методы увеличения собственных средств. В 2001 году была проведена эмиссия акций, позволившая на треть увеличить номинальную стоимость уставного капитала, а в феврале 2005 года Банк привлек субординированный займ в 1,0 млрд. долларов США сроком на 10 лет, проведена переоценка основных средств.

19 июля 2009 года Правлением Сбербанка России был одобрен Проект Концепции развития Сбербанка России до 2012 года, а 24 июля 2009 года этот проект был единогласно утвержден Комитетом Наблюдательного совета Сбербанка России по стратегическому планированию.

В соответствие с Концепцией Банк использую свои конкурентные преимущества собирается, не только не утратить ведущих позиций на рынке банковских услуг, но и еще более укрепиться в статусе лидера банковского сектора России.

Рассмотрим конкурентные преимущества Сбербанка России.

Одним из главных конкурентных преимуществ Сбербанка России является обширная, диверсифицированная клиентская база. Сотрудничество Банка со всеми группами клиентов позволяет ему успешно управлять ресурсами и минимизировать финансовые риски. Привлекая средства населения, Банк формирует стабильный источник кредитования предприятий различных секторов экономики.

Сбербанк России имеет обширный опыт массового обслуживания клиентов, что позволяет ему оставаться безусловным лидером на розничном рынке банковских услуг и создавать стандарты работы на нем. Наличие отработанных технологий предоставления банковских продуктов позволяет Банку осуществлять большое количество операций и обслуживать значительные финансовые потоки.

Уникальным конкурентным преимуществом Сбербанка России является крупномасштабная сбытовая сеть, включающая операционные подразделения и устройства самообслуживания, которая обеспечивает доступность услуг Банка на всей территории России. Кроме того, разветвленная сеть подразделений обеспечивает Банку возможность комплексного обслуживания по единым стандартам многофилиальных корпоративных клиентов, создает уникальные условия для тиражирования и широкого внедрения современных организационных решений и технологий, а также быстрого продвижения новых банковских продуктов и услуг на всей территории страны.

Значительным конкурентным преимуществом Сбербанка России является его расчетная система, охватывающая территорию всей страны, позволяющая проводить существенные объёмы и количество платежей внутри и между регионами в режиме реального времени. Эта технология дает Банку преимущества в развитии уникальных услуг клиентам, ведущим свой бизнес в различных регионах России.

Ключевым фактором успеха в конкурентной борьбе является слаженная работа профессионального коллектива сотрудников Банка. Созданная внутри Банка система обучения сотрудников обеспечивает поддержание квалификации персонала на конкурентоспособном уровне.

Кредитный рейтинг инвестиционного уровня, присвоенный Сбербанку России ведущими мировыми рейтинговыми агентствами, позволяет привлекать дополнительные долгосрочные ресурсы с международного рынка капиталов на наиболее выгодных условиях. Доверие к Сбербанку России на международных финансовых рынках обусловлено его транспарентностью, устойчивым финансовым положением и прозрачностью структуры капитала, что позволяет ему успешно сотрудничать с крупнейшими зарубежными финансовыми институтами.

Используя своё существенное превосходство по величине капитала, рекордного для российского рынка, Сбербанк России активно предоставляет крупные и долгосрочные кредиты и инвестиции российским предприятиям, что позволяет ему успешно конкурировать не только с отечественными, но и зарубежными кредиторами. Наличие значительного капитала позволяет Банку осуществлять крупные инвестиции в развитие собственной инфраструктуры и внедрять современные информационные технологии.

Согласно этой концепции у Сбербанком России четко определены стратегическими цели и задачи.

Целью Банка является обеспечение роста инвестиционной привлекательности и удержание лидерства на российском рынке финансовых услуг путем модернизации управленческих и технологических процессов.

Достижение стратегической цели предполагает обеспечение высокой доходности вложений акционеров и инвесторов, сохранение доли в активах банковской системы и уникальной филиальной сети.

Задачами Сбербанка России являются:

- рост объема продаж и доходов Банка за счет совершенствования системы взаимодействия с клиентами;

- развитие банковских технологий и альтернативных каналов продаж, повышение производительности труда;

- увеличение доступности банковских услуг;

- сохранение контроля над издержками за счет снижения себестоимости операций и оптимизации штатной численности сотрудников.

Решение поставленных задач предполагает проведение модернизации управленческих и технологических процессов.

В рамках данной концепции Банком намечены следующие целевые ориентиры:

1) Рентабельность капитала (ROAE) - не ниже 20%;

2) Доля комиссионных доходов в чистом операционном доходе - не ниже 30%;

3) Удельный вес в совокупных активах банковской системы - 25-30%;

4) Активы на одного работника - рост в 3 раза;

5) Чистый операционный доход на одного работника - рост в 2,5 раза;

6) Количество жителей на точку продаж - снижение на 15%;

7) Отношение бизнес - персонала к сотрудникам обеспечивающих подразделений - не менее 1:1;

8) Отношение операционных затрат к чистому операционному доходу (Cost/Income Ratio) - не выше 50%;

Решение задач обозначенных концепцией развития Банка до 2014 год обеспечит формирование необходимого уровня рентабельности капитала, позволит оптимизировать банковские издержки и выполнить ограничение по отношению операционных расходов к чистому операционному доходу (Cost/Income), увеличить долю комиссионных доходов в чистом операционном доходе и повысить стабильность и предсказуемость финансового результата.

Развитие экономики и увеличение доходов населения положительно сказались на росте кредитного рынка России. Это позволило расширить круг потенциальных заёмщиков, как за счёт увеличения числа потенциальных клиентов, которые могут обратится за кредитом и в отношении которых будет вынесено положительное решение, так и в росте предложения платных услуг, которыми они могут воспользоваться. Число таких потребителей за 2013 год возросло более чем вдвое: с 13% до 28% от общей численности населения. Лидером рейтинга по кредитованию физических лиц, без учёта ипотеки, стал "Сбербанк", объём выданных кредитов которого достиг 485,7 млрд. руб., а прирост за год составил 9,76%. Второе место, с отрицательной динамикой в 13,38%, занимает банк "Русский Стандарт", выдавший кредитов на 193,3 млрд. руб. Тройку лидеров замыкает банк ВТБ 24, с показателем 91,7 млрд. руб. и лучшим среди top5 ростом - 192,68%. В таблица 1 на основе данных сайта www.raiting.rbc.ru показаны суммарные показатели кредитов выданных банками физическим лицам без учета ипотеки.

Таблица 1 "Банки по объемам выданных кредитов физическим лицам в 2013г. (без учёта ипотеки)"

Банк

Выдано кредитов физ.лицам (без учёта ипотеки) в 2013г., млн. руб.

Изменение за год, %

Количество выданных кредитов физ.лицам (без учёта ипотеки) в 2013г., шт.

Портфель кредитов физ.лицам (без учёта ипотеки) на 31.12.13, млн. руб.

1. Сбербанк

485 718.1

9,76

3 644 402

654 595.0

2. Русский Стандарт

193 253.2

-13.38

9 508 847

182 222.9

3. ВТБ 24

91 681.0

192.68

895 469

81 417.4

4. Росбанк

61 324.8

-10.90

832 610

84 174.8

5. Инвест Банк

55 708.2

57.17

1 214 159

56 422.0

6. Альфа-Банк

48 527.5

75.65

985 678

41 398.1

Как видно из таблицы 1, Сбербанк России значительно опережает своих конкурентов по кредитному портфелю физических лиц, но также нельзя не заметить, что темп прироста этого портфеля достаточно низкий всего 9,76%, в то время как один из главных конкурентов Сбербанка России - банк ВТБ 24 за тот же период показал темп прироста равный 192,68%.

А по количеству выданных кредитов можно сделать вывод о том, что Банк в первую очередь предпочитает выдавать сравнительно большие суммы кредитов (в среднем 133000 руб).

Такие показатели являются следствием того, что Банк не практикует "магазинные" кредиты. С одной стороны это потеря сегмента рынка, но с другой такие кредиты имеют очень высокую степень риска и могут привести к снижению ликвидности банка и уменьшению качества его кредитного портфеля.

Примерно такую же кредитную политику ведет и банк ВТБ 24 (средний размер выданного физическому лицу кредита 102000 руб), но менее развитая филиальная сеть и меньшие ресурсные возможности не позволяют ему на равных конкурировать со Сбербанком России, который является крупнейшим банком восточной Европы.