logo
Денежно-кредитная политика Центрального Банка Российской Федерации

1.1 Сущность и функции Центрального Банка Российской Федерации

Центральный банк в Российской Федерации (далее РФ) был создан после обретения ею суверенитета на базе Госбанка СССР первоначально в виде Госбанка РСФСР (Банк России), а затем в апреле 1995 года - в Центральный Банк РФ (Банк России).

Правовой статус, функции, принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России) определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ.

Функции и полномочия, предусмотренные законодательством, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

В соответствии с целями и в порядке, установленном законодательством, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом банка России, включая золотовалютные резервы Банка России Деньги, кредит, банки : учебник / под ред. Г. Н. Белоглазовой. - М., 2009. - С. 475.. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Несмотря на то, что Банк России является государственным банком, он независим в своей деятельности от Правительства РФ. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Налоги и сборы уплачиваются Банком России в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Нормативные акты Бака России по вопросам, отнесенным к его компетенции российским законодательством, обязательны для органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. Проекты федеральных законов, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения функций Банка России, должны направляться ему для заключения.

Банк России подотчетен лишь Государственной Думе Федерального собрания РФ, которая: по представлению Президента РФ назначает сроком на четыре года Председателя Банка России; по представлению последнего, согласованному с Президентом РФ, назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров; направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете; рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение; рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение; принимает решение о проверке Счетной палатой финансово-хозяйственной деятельности Банка России и его структурных подразделений; проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей; заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка.

В то же время Банк России тесно связан с Правительством РФ. Он участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка России или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов и министр экономики или их заместители принимают участие в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, учебные заведения, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России Жуков Е. Ф., Зеленкова Н. М., Литвиненко Л. Т. Деньги. Кредит. Банки : учебник для вузов / под ред. проф. Е. Ф. Жукова. - М., 2005. - С. 652..

Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10 июля 2002 года определены три цели деятельности Банка России:

Ш защита и обеспечение устойчивости рубля;

Ш развитие и укрепление банковской системы РФ;

Ш обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Для достижения этих целей Банк России выполняет следующие функции:

Ш во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

Ш монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

Ш является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

Ш устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

Ш устанавливает правила проведения банковских операций;

Ш осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

Ш осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

Ш принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

Ш осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

Ш регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

Ш осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

Ш организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

Ш определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

Ш устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;

Ш устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

Ш принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;

Ш устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

Ш проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам;

Ш осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами Жуков Е. Ф., Зеленкова Н. М., Литвиненко Л. Т. Деньги. Кредит. Банки : учебник для вузов / под ред. проф. Е. Ф. Жукова. - М., 2005. - С. 654..

Можно сгруппировать приведенные выше функции Банка России в пять: проведение денежно-кредитной политики, монопольной эмиссии наличных денег и организации их обращения, банка банков, банка правительства и внешнеэкономической.

Подобно центральным банкам других стран, главной функцией Банка России является проведение денежно-кредитной политики.

В Законе о Банке России говорится, что денежно-кредитная политика является единой государственной политикой, разрабатываемой и проводимой Центральным Банком РФ во взаимодействии с правительством, поэтому ее цели определяются задачами общей экономической политики государства. Основной принцип формирования денежно-кредитной политики состоит в том, что Центральный банк России всегда берет за основу официальный прогноз макроэкономических показателей, который использовался при составлении проекта федерального бюджета. Одновременно Центральный банк России исходит из анализа развития экономики за предшествующие периоды, программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и необходимости обеспечения устойчивого долговременного экономического роста.