Государственный контроль за деятельностью страховых организаций
1 Государственный контроль за деятельностью страховых организаций
Как ни в какой другой отрасли предпринимательской деятельности в страховой деятельности велика роль государственного воздействия. Государство само осуществляет страхование и ведет государственный надзор в области страхования. Такое внимание к этому виду предпри-нимательства связано с социальной значимостью функции страхова-ния, т.к. страховой случай означает для страхователя катастрофу, что в свою очередь приводит к страховому случаю в экономике страны, к разрыву в цепочке производства.
Государственное регулирование страховой деятельности - воздействие государства на участников страховых отношений по нескольким направлениям:
законодательное обеспечение деятельности страховых компаний;
установление в интересах общества и отдельных категорий граждан обязательного страхования;
проведение специальной налоговой политики;
государственный надзор за страховой деятельностью;
защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.
Выполнение регулирующей функции, как правило, возлагается на специальный орган - государственный страховой надзор. Цель и полномочия страхового надзора установлены в законе РФ «Об организации страхового дела», а также в постановлениях Правительства РФ от 8.04.2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора», от 30.06.2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора». Они состоят в обеспечении соблюдения требований действующего законодательства о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и иных заинтересованных лиц и государства.
Государственное воздействие на страховую деятельность осуще-ствляется через представляемую отчетность о деятельности стра-ховых организаций, проверку их деятельности и нормативное регу-лирование страховой деятельности (рис.1).
Государственное страхование |
Лицензирование |
||
Обязательное страхование |
Соблюдение страхового законодательства |
||
Антимонопольное регулирование |
Тарифы |
||
Уставный капитал |
Перестрахование |
||
Налогообложение |
Формированием размещение резервов |
||
Аудит |
Платежеспособность |
||
Обеспечение гласности |
Рис. 2. Государственное регулирование страхового рынка.
Современная система страхового надзора опирается на Федеральную службу страхового надзора Министерства финансов РФ, которая помимо лицензирования страховщиков и последующего контроля за их деятельностью, готовит предложения по изменению и дополнению страхового законодательства, а также законов и законодательных актов, оказывающих влияние на целостность страхового рынка и его дальнейшее развитие.
Юридические основания осуществления надзора за страховой деятельностью и основной перечень контрольных функций, осуществляемых надзором, установлены в ст. 30, 31, 33 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
К основным функциям органа страхового надзора относят:
лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестация страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
выдача в течение 30 дней в предусмотренных Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» случаях разрешений на увлечение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;
разработка и утверждение нормативных и методических документов по вопросам деятельности субъектов страхового дела;
обеспечение в установленном порядке реализации единой государственной политики в сфере страхового дела.
С точки зрения результативности осуществления надзора необходимо соблюдение следующих принципов:
стабильность системы органов;
стабильность, прозрачность и ясность законодательства, обеспечивающего осуществление надзорных функций;
соответствие функций, структуры и методов надзора задачам, установленным в законодательстве;
обеспечение эффективного взаимодействия с другими органами исполнительной и законодательной власти;
неотвратимость и обязательность применения предусмотренных законодательством санкций.
В отечественной практике можно выделить три формы осуществления государственного надзора за деятельностью страховых организаций: предварительный (лицензионный), текущий (контрольный), последующий (статистический).
Лицензионная форма надзора регулируется процедурой принятия решения о выдаче лицензии на право осуществления страховой деятельности. Полученная страховщиком лицензия дает право на проведение тех видов страхования, которые указаны в ней с учетом правил страхования, зафиксированных в приложении к лицензии. При необходимости расширения перечня предоставляемых страховых услуг (видов страхования) страховщик вновь проходит процедуру лицензирования и наряду с этим подвергается контролю со стороны надзорного органа за соблюдением нормативного соотношения между активами и обязательствами.
Предметом контрольной формы надзора является ведение страховщиками финансовых операций, связанных с формированием страховых резервов, размещением активов, обеспечением наличия свободных активов в размере установленных нормативов, а также соответствие деятельности выданной лицензии.
Статистическая форма базируется на финансовой отчетности, предоставляемой страховщиками в органы страхового надзора. Состав и формы бухгалтерской отчетности, принципы бухгалтерского учета и план счетов утверждены соответствующими нормативными документами. Согласно российскому законодательству страховые компании обязаны публиковать в средствах массовой информации годовую отчетность о своей деятельности по итогам отчетного года после подтверждения достоверности ее содержания независимыми аудиторами.
Российское законодательство предусматривает двухступенчатую процедуру «появления» страховой организации. Нормами гражданского законодательства регулируется процедура учреждения страховой организации, а нормами административного права - получение лицензии на право осуществления страховой деятельности.
Лицензирование страховой деятельности на территории РФ регламентируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензирование осуществляется органами страхового надзора.
Основные условия получения лицензии на право осуществления деятельности в сфере страхового дела предусматривают:
регистрацию соискателя на территории РФ;
наличие уставного капитала, оплаченного в соответствии с действующим законодательством;
выполнение определенных нормативных соотношений между собственными средствами и размерами страховой премии, планируемыми по данному виду страхования на первый год деятельности;
выполнение ограничения по показателю максимальной ответственности по отдельному риску.
В соответствии с директивами Европейского Союза при лицензировании страховой деятельности действуют различные регламентации и состав документов для осуществления страхования жизни и иных страхований. Более того, установлен запрет на осуществление одним юридическим лицом этих отраслей страхования одновременно. Такой запрет связан с необходимостью различного регулирования формирования страховых резервов и размещения активов, их покрывающих. В Российской Федерации, в отличие от большинства стран, сохраняется возможность проведения одним страховщиком, как страхования жизни, так и других видов страхования.
За последние годы сформировался достаточно обширный пакет нормативных документов Росстрахнадзора в виде инструкций, положений, указаний и разъяснений, основанных на действующем законодательстве и имеющих обязательный характер для страховщиков. Постоянно осуществляется работа по актуализации издаваемых директив, с тем, чтобы система регулирования соответствовала складывающимся тенденциям в развитии страхового рынка.
2 Тест
1. Страховая деятельность -- это
А. Деятельность по защите имущественных интересов юридичес-ких и физических лиц и государства.
Б. Деятельность по защите интересов государства.
Ответ: А.
2. Назовите отрасли страхования
А. Страхование от несчастного случая.
Б. Личное страхование.
В. Страхование космических рисков.
Д. Имущественное страхование.
Е. Страхование на случай смерти.
Ответ: Б; Д.
3. Страхователь -- это
А. Лицо, имеющее имущественный интерес и уплачивающее стра-ховые взносы.
Б. Лицо, обеспечивающее защиту имущественных интересов и вып-лачивающее страховое возмещение.
В. Лицо, указанное в завещании.
Ответ: А.
4. Страховые резервы страховщиков могут быть размещены в:
А. Ценные бумаги, выпущенные другим страховщиком.
Б. Банковские вклады.
В. Государственные ценные бумаги.
Ответ: Б; В
5. Какие виды страхования относятся к личному страхованию?
А. Страхование грузов.
Б. Страхование жизни.
В. Страхование имущества физических лиц.
Г. Страхование от несчастных случаев.
Ответ: Б; Г.
6. Получат ли наследники страхователя страховое возмещение, если договор страхования заключен в пользу выгодоприобретателя, не являющегося наследником?
А. Да.
Б. Нет.
В. Да, как наследники по закону.
Г. Да, в равных долях с выгодоприобретателем.
Ответ: Б.