Влияние банка России на становление и развитие банковской системы
3. Антикризисные меры Банка России по поддержанию устойчивости банковской системы в 2014-2015 годах
Кризис 2014-2015 годов, основными факторами которого являются падение цен на нефть и экономические санкции, введенные США, Евросоюзом и рядом других стран в отношении России в связи с ситуацией на Украине, повлияли на текущие состояние банковской системы.
Действующие сегодня санкции в основном касаются ограничения импорта ряда товаров, а также возможности средне- и долгосрочных заимствований предприятий нефтегазовой отрасли России и банков - лидеров рынка. Еще одним шагом давления было снижение рейтинга России и, соответственно, ее регионов и бизнеса ведущими агентствами до «спекулятивного» уровня с неблагоприятным прогнозом. Поэтому российская банковская система была практически отрезана от западных рынков капитала, а доступные источники заимствований стали дороже.
В конце 2014 года недостаток наиболее ликвидных активов ощущался в связи с девальвационными процессами и стремлением населения изъять сбережения, и поэтому с этой проблемой столкнулись в основном крупные системообразующие банки России.
Для стабилизации курса рубля Банк России вынужден был увеличить ключевую ставку с 10,5% до 17% годовых, но не смог сдержать падения рубля по отношению к мировым валютам, проблема ликвидности усилилась. Поэтому уже в начале 2015 года, несмотря на снижение ключевой ставки до 15%, недостаток ликвидности стали испытывать почти все мелкие и средние банки, и даже расширение числа банков, допущенных к участию в кредитных аукционах, проводимых ЦБ, не смогло снять напряженности. Для решения проблем текущей ликвидности Банк России проводил снижение ключевой ставки до 11%. Финансовая помощь со стороны Правительства и Центробанка Российской Федерации является ключевым фактором поддержания стабильности банковской системы России на данном этапе развития экономики [9, c. 52].
Банком России были приняты и осуществлены следующие меры по стабилизации ситуации в банковском секторе экономики [7, с. 45]:
1. Введение временного моратория на признание отрицательной переоценки по портфелям ценных бумаг некредитных финансовых организаций и кредитных учреждений, что снизило чувствительность участников рынка к рыночному риску.
2. Для ограничения влияния переоценки активов и обязательств в иностранной валюте на пруденциальные нормативы кредитных организаций кредитным организациям предоставлено временное право использовать курс предыдущего квартала при расчете пруденциальных требований по операциям в иностранной валюте.
3. Усовершенствован механизм предоставления кредитным организациям средств в иностранной валюте. В рамках механизма валютного РЕПО проведены дополнительные аукционы на разные сроки в случае необходимости.
4. Для обеспечения устойчивого функционирования биржевого рынка при необходимости обеспечена поддержка центральному контрагенту на Московской Бирже, итогом чего стала уверенность участников рынка в надежности централизованного клиринга и непрерывности выполнения его функций.
5. Для расширения возможностей управления процентными рисками:
- временно не применялось ограничение значения полной стоимости потребительского кредита (займа) при заключении микрофинансовыми и кредитными организациями договоров потребительского кредита (займа);
- увеличен диапазон стандартного рыночного отклонения процентных ставок по вкладам населения в банках от расчетной максимальной среднерыночной процентной ставки до 3,5 процентного пункта.
6. Для расширения возможностей управления кредитными рисками:
- кредитным организациям предоставлена возможность не ухудшать оценку качества обслуживания долга вне зависимости от оценки финансового положения заемщика по реструктурированным ссудам;
- кредитным организациям предоставлена возможность принимать решение о неухудшении оценки финансового положения заемщика для целей формирования резервов под потери, если изменения финансового положения вызваны введенными отдельными зарубежными государствами ограничительными экономическими и (или) политическими мерами;
- увеличен срок, в течение которого кредитная организация вправе не увеличивать размер фактически сформированного резерва по ссудам заемщикам, финансовое положение, и (или) качество обслуживания долга, и (или) качество обеспечения по ссудам которых ухудшилось вследствие возникновения чрезвычайной ситуации, с 1 года до 2 лет.
- увеличен срок, в течение которого кредитная организация может не формировать резерв на возможные потери по кредитам на реализацию инвестиционных проектов, сохранив при этом иные существующие минимальные требования к размеру резерва, установленные в зависимости от количества лет, отсутствия платежей по инвестиционным кредитам либо поступающих в незначительных размерах;
- отменен повышенный коэффициент риска по ссудам, предоставленным лизинговым и факторинговым компаниям - участникам банковской группы, в состав которой входит банк-кредитор;
- введен пониженный коэффициент взвешивания по риску для номинированных в рублях кредитов российским экспортерам при наличии договора страхования ЭКСАР (Экспортное страховое агентство России).
7. Максимальный размер компенсации физическим лицам был увеличен до 1,4 млн. руб., в целях предотвращения вызванного паникой оттока вкладов.
8. В целях поддержания устойчивости банковского сектора в условиях возросших процентных и кредитных рисков на фоне замедления российской экономики Банк России и Правительство Российской Федерации провел ряд мер по докапитализации кредитных организаций.
В рамках антикризисной программы Правительством РФ выделено повышения капитализации банков, правительство выделено на докапитализацию системообразующим банкам 1 трлн. руб. Выделенные средства способствуют снижению уровня процентных ставок по кредитам и увеличению кредитных вложений. [3].
Таким образом, несмотря на то, что проблемы ликвидности и фондирования российских банков останутся и в дальнейшем, с учетом сохраняющихся санкций, комплекс мер предпринятых со стороны Центрального Банка позволили снизить напряженность в банковском секторе.