logo
Биржи во времена НЭПА

2.3 Биржи труда во времена НЭПа

Тема российского рынка труда 20-х годов поднималась на страницах "Социса" в 1989 г. Черных А.И. Автором рассматривался общий ход развития рынка труда и анализи-ровались масштабы, причины и последствия безработицы. Обращение к опыту НЭПа объяснялось тогда началом экономических реформ и появлением нового феномена безработицы. Данная статья, отстоящая от работы А.И. Черных на 10 лет, продиктована иными реалиями - потребностью в эффективном управлении рынком труда и безработицей Черных А.И. Рынок труда в 20-е годы // Социологические исследования. - 1989. - № 4. - С. 118.. К сожалению, прошлый опыт, сохранивший ценность до наших дней, почти забыт. Труды ученых 20-х гг. не переиздавались и не реферировались. Мы проанализируем деятельность бирж труда в годы НЭПа, методы и органы регулирования рынка труда. В частности, предполагается, рассмотреть такую важную функцию биржи труда, как трудовое посред-ничество. В рыночном обществе трудовое посредничество - одна из инфраструктурных характеристик, направленная на сближение спроса и предложения труда, способствующая сокращению трансакционных издержек. В 20-е гг. наряду с прогнозированием, органи-зацией подготовки и переквалификацией кадров, социальной реабилитацией безработных и другими функциями, возложенными на биржу труда, посредничество выступало регуля-ционным механизмом рынка труда.

Анализом безработицы и трудового посредничества в те годы занимались научные дея-тели и сотрудники Народного Комиссариата Труда (НКТ), в частности, Я.И. Гиндин, Л.Е. Минц, П. Заводовский, Аристов, А.И. Исаев, A.M. Аникс и др. Их книги и статьи - это не только обзоры, но также глубокий монографический анализ структуры и генезиса российской безработицы, разработка прикладных методов управления ею. Работы так называемых практиков - это отчеты, заметки, репортажи с мест, их делали внештатные корреспонденты и рядовые регистраторы бирж труда, материалы публиковались на страницах журналов "Голос работника", "Вопросы труда", газеты "Трудовой посредник". Накоплен огромный фактологический массив данных. Так, в библиографии по рынку труда, составленной А. Исаевым в 1925 г., указано более 120 работ, посвященных вопросам организации и реорганизации бирж в 20-е годы, и более 100 работ об их деятельности Исаев А. Безработица в СССР и борьба с нею (За период 1917-1924 гг.). - М.: Вопросы труда. 1924..

Безработица в годы НЭПа - продолжение тех процессов, которые начались после отмены крепостного права в России и развития капитализма. Возникновение наемного труда создало благоприятную почву для коммерческой деятельности частных посредников, ставших вскоре монополистами на рабочем рынке. Они практиковали варварские методы, как считает В.А. Гаген, которые ничуть не решали проблему. В конце XIX века в стране появилось общественное движение, выступавшее за создание некоммерческих бирж труда -рекомендательных контор, собиравших сведения о претендентах. Однако выяснилось, что благотворительные биржи оказались неконкурентоспособными "из-за несовершенстваструктуры". После Октябрьской революции безработица была объявлена "насле-дием капитализма", с которым следовало бороться. Уже в первые полгода после 1917 г. на ленинградской и московской биржах предложение преобладало над спросом. "Военный коммунизм" проходил на фоне закрытия частных фабрик, роста безработицы, национа-лизации предприятий и вмешательства в производство профсоюзов. Причиной безрабо-тицы также служили недостаток сырья и топлива при военном положении, рассогласовании привычных хозяйственных связей, демобилизация армии, демилитаризация военной промышленности, выбросившая массы так называемых "оборонцев" - крестьян, нанятых в годы войны. В летние месяцы 1918 г. на каждые 100 предложений труда было всего 33 рабочих места. В это время биржи труда работали на началах посредничества, однако при стремительном росте безработицы они отошли от модели рекомендательных контор, поскольку не могли обеспечить провозглашенного права на труд. Биржи были переименованы в Органы учета и распределения рабочей силы. На них возлагалось снаб-жение кадрами народного хозяйства из числа безработных, а также переброска рабочей силы, контроль за условиями труда, статистический учет движения рабочей силы, назначение пособий, организация общественных работ. Штат работников Органов учета был укомплектован партийными и профсоюзными активистами. Кроме того, число бирж труда, которых до февральской революции было всего 6, увеличилось к сентябрю 1918 г. до 238, а корреспондентских пунктов - до 91. Практика централизации спроса и предложения труда, а также распределения работ в порядке общей очереди закреплялась Положением о биржах труда от 31 января 1918 г. Ликвидация частного трудового посред-ничества государственным сопровождалась введением обязательного найма рабочей силы. В результате частные конторы, посреднические бюро при профсоюзах, Союзы безработных для трудоустройства солдат к концу 1918 г. были ликвидированы.

Однако неверно считать, что централизация найма рабочей силы решила проблему безработицы, если учесть явную перегруженность Отделов распределения. В годы НЭПа на 100 безработных приходилось 62,2 места и 50,1 посылок. Следовательно, из 100 безра-ботных только половина посылалась на работу. С ликвидацией параллельного трудового посредничества избыток труда к 1919 г. превратился в кадровый дефицит. Причин тому несколько. С одной стороны, низкий уровень оплаты труда привел к нару-шению трудовой мотивации занятых, что вызвало падение уровня производительности труда. С другой стороны, национализированные предприятия не проявляли инициативы, не стремились к рационализации производства. По оценке А. Аникста, вплоть до января 1921 г. хозорганы составляли программы увеличения штатов на 200-300%, не обращая внимания на недоиспользование уже занятых. Кроме того, хозяйство столкнулось не просто с дефицитом рабочей силы, а с дефицитом квалифицированной рабочей силы, частью отозванной на партийную и профсоюзную работу, частью мобилизованной в ряды Красной Армии, частично ушедшей самотеком в деревню (причины: низкая заработная плата, недостаток топлива и продовольствия, голод). Ситуация осложнилась отсутствием какого-либо статистического бюро, которое вело бы учет рабочей силы и определяло объем самотечного движения Завидовский П. Состояние рынка труда и наши ближайшие задачи // Вопросы труда. - 1924. - № 1. - Приложение. С. 11..

Фиктивное преобладание спроса над предложением, распыление трудовых ресурсов, ухудшение их качества - все это привело к появлению особого института трудовой моби-лизации, т.е. принудительного привлечения к труду. По стране прокатилась волна вербовок, отзывов квалифицированных рабочих из Красной Армии. Шагом, который за-крепил монополию государства на рынке труда, явилось провозглашение 3 мая 1919 г. принципа всеобщей трудовой повинности, запрещающим отказываться от предложенного места. В итоге произошел закономерный переход к плановому снабжению предприятий трудовыми ресурсами, с характерной для него всеобщей, но неэффективной занятостью, принудительным закреплением человека за рабочим местом. Безработица из явной перешла в латентную. Таково было наследие, оставленное НЭПу «военным коммунизмом». Переход к НЭПу, передача мелких и средних предприятий частникам, опора на хозрасчет и стремление к удешевлению себестоимости продукции вызвали движение за рациональное использование рабочей силы. В научной литературе безработица с массовым высвобождением избыточного труда сразу стала ключевой проблемой. К началу 1922 г. всего безработных по стране насчитывалось свыше 100 тыс. человек, а к маю 1924 г. официально зарегистрировались уже 1424 тыс. безработных. Таким образом, за два с половиной года, по официальным данным, безработица выросла примерно в 14 раз.

Источники новой, "восстановительной" безработицы были иными, нежели военной. При "военном коммунизме" рынок труда был неорганизованным, экономически распыленным, но к 20-м годам он был уже охвачен сетью Органов распределения. На первых порах основным источником безработицы служили: (1) массовый отток рабочей силы из деревень в город, возвращение фабрично-заводских рабочих в связи с ростом производства, увели-чением реальной заработной платы и улучшением условий жизни в городе (рост притока кадров обгонял рост промышленности в 2 раза; (2) массовое высвобождение избыточных малоквалифицированных работников, нанятых при трудмобилизации (Процент недоиспользования рабочего времени продолжал расти. По данным А. Аникста, он достиг своего пика к середине 1922 г. и составил 59%, однако в конце 1922 г. начались серьезные сокращения кадров); (3) сокращение штатов госучреждений (к 1922 г. 33% от об-щего числа безработных составили совслужащие, охваченные структурной безработицей); (4) демобилизация Красной Армии; (5) вступление на рынок подростков и лиц, ранее не работавших по найму (большей частью женщин и разорившихся мелких собственников, не пригодных к физическому труду). В итоге в начале НЭПа из 150 тыс. зарегистрированных безработными чернорабочих было 30 тыс., индустриальных рабочих 33 тыс., лиц интелли-гентного труда 37,2 тыс. Трудоустройство последних было осложнено дальнейшим сокращением штатов совслужащих. В отличие от безработицы 1917--1918 гг. наметились тенденции увеличения спроса на индустриальный, но уменьшения спроса на интеллигент-ный труд, труд женщин, подростков и др. Постепенно формируется сегментация рынка труда, источники которой появились уже в начале НЭПа.

Таким образом, с одной стороны, безработица как следствие восстановления народного хозяйства не могла уже быть разрешена военно-принудительными методами. Она требовала мер экономического порядка. С другой стороны, очень пестрый состав идущих работу и источников пополнения рынка труда, большая доля структурной безработицы требовали социальных мер. Правительство решилось на методы государственного регулирования рынка труда.

В развитии институтов государственного регулирования рынка труда и трудового по-средничества можно выделить два периода: 1) адаптация государственного посредничества к нуждам рынка (1921-1924 гг.); 2) его демонополизация (1924-1927 гг.). Становление трудового посредничества на первом этапе НЭПа определялось идеологическими установ-ками о помощи рабочему классу. Государственное регулирование означало, что все операции по найму сосредоточиваются в одном месте, а работа распределяется в порядке общей очереди между добровольно обращающимися на биржу и в связи с принципом наибольшей нуждаемости Гиндин Я.И. Новые формы работы бирж труда (с приложением постановлений и распоряжений Наркомтруда СССР о реорганизации Бирж труда). - М.: Вопросы труда. 1924..

Однако новые методы отличались от практики трудмобилизации, во-первых, правом безработного не регистрироваться, если он не намерен трудиться, во-вторых, правом отказаться от предлагаемой работы. Работодатель, хотя и нес уго-ловную ответственность за нанятых, не мог отказаться от присланного работника. Услуги биржи труда стали бесплатными, принципы ее деятельности закреплялись Постановлением НКТ (Наркомтруда) от 12.04.1922 г.

В 1922 г. Органы распределения переименованы в Биржи труда, органом управления стал Комитет биржи. В постановлении говорилось о новых формах связи с профсоюзными органами, с одной стороны, и с хозорганами - с другой. Предполагалось предоставление работы в первую очередь членам профсоюзов, которые руководили работой экспертных комиссий при биржах труда, осуществляли контроль за вольным наймом и т.п. Внутри биржи организовывали профсекции, возглавляемые выдвиженцами профсоюзов.

Установка на охват всего рынка труда привела к перегрузке бирж. На них легли статистические процедуры, переброски излишков рабочей силы, контроль за соблюдением трудового права, мероприятия по социальной помощи и, наконец, посреднические опера-ции. Сюда включались также регистрация спроса и предложения труда по профессионально-квалификационному признаку, экспертиза безработных для подтверждения квалификации, подбор и посыл работников по заявленному спросу. На практике процедура посредничества выглядела так: биржа труда регистрирует всех обращающихся в качестве безработных, а затем выдает специальные билеты, предоставляющие льготы по уплате налогов и коммунальных платежей. В первую очередь биржи заботились о социально незащищенных слоях, трудоустройство которых в условиях конкуренции было особенно сложным. Правда, несовершенная система учета безработных обесценивала титанические труды статистиков Герман Л. Работа местных органов Наркомтруда // Вопросы труда. - 1924. № 9. - С.21..

Во-первых, предоставление льгот усилило поток мнимых безработных, которые, пользуясь правом отказа от работы, затрудняли работу биржи, делали невозможным подсчет истинных масштабов безработицы. Сотрудники биржи не успевали проверить квалификацию и отсутствие заработка у каждого соискателя. Административные меры "чистки", предпринятые в 1922-1923 гг., позволили снять с учета от 30% до 60% граждан. Однако потери восполнялись в считанные месяцы. После второй чистки был введен новый принцип регистрации - по признаку стажа и квалификации. Квалифицированные посы-лались на работу в первую очередь, остальные регистрировались как "ищущие труда". Во-вторых, не все квалифицированные рабочие регистрировались на бирже труда. Ограни-чение в регистрации способствовало развитию подпольного рынка труда. В-третьих, профсоюзы требовали снимать с работы не члена профсоюза с заменой его членом профсоюза. Поскольку достаточно было проработать где-нибудь один месяц по найму, чтобы вступить в профсоюз и стать "пролетарским элементом", в числе безработных к 1924 г. оказалось 42,1% членов профсоюзов, требовавших внеочередного трудоустройства.

В результате при большом объеме безработицы лишь немногие подходили работодателям. Возник неудовлетворенный спрос. Хозяйственники, недовольные посылом некачественной рабочей силы, увидели в государственном регулировании тормоз в развитии промышленности, настаивая на демонополизации биржи труда. Заявки на рабочую силу поступали нерегулярно, предприятия начали сами подыскивать себе высококвали-фицированных работников, как-то: кассиров, руководителей отделов и подразделений. Корреспондент костромской газеты "Красный мир" писал: "В день, когда требование на рабочую силу поступает на биржу, она осаждается безработными от профсоюза, который указывает персонально кандидатов, инвалидами с ярлычками для внеочередной посылки, женщинами из Женотдела, Губкомиссией помощи демобилизованным и 300 беженцами из Поволжья. В результате всестороннего нажима биржи труда теряет посреднические функ-ции и вынуждена делать отступления от требований нанимателя" Атаян И.М. Биржи труда в 20-е годы: опыт государственного трудового посредничества // Социологические исследования. - 2000. - № 4. - С. 117..

Затрудняла деятельность биржи труда также неэффективная внутренняя организация и условия труда. Тесные помещения ограничивали пропускную способность, возникали очереди безработных и толчея. Кроме того, сказывалась неукомплектованность штатов бирж, тяжелые условия труда, приравнивание функций кадрового эксперта к работе секретаря-ре-гистратора. Средняя заработная плата работника биржи составляла 36 р. 80 к., в некоторых местах - 15 рублей (для сравнения: средний рабочий получал 100 рублей). Квалификация была низкой, поскольку грамотные люди уходили на хозяйственную работу. В середине 1923 г. появились новые ограничения, в частности, установлен предельный радиус найма через биржу - 15 верст, а также введен трехдневный срок исполнения спроса. Нередко раньше других трудоустраивались родственники. Против протекционизма и кумовства широкую кампанию развернули профсоюзы. Проведенные ими обследования обнаружили, что, например, "статистик первого разряда" на деле оказывался конторщиком-регистратором, а на частных предприятиях 100% спроса проходило с последующей регистрацией. В итоге биржи труда до 1924 г., захватив монополию, так и не смогли эффективно регулировать рынок труда. Государство выделяло деньги на социальную помощь безра-ботным, а не подыскивало для предприятий нужные кадры. Местным биржам приходи-лось идти на многочисленные отступления от действующих правил. Так, Оренбургская биржа труда в 1923 г. предоставляла право безработным самим подыскивать работу по истечении "биржевого стажа". Ленинградская биржа предоставляла такое право внезависимости от времени и очереди, но с последующей регистрацией. Все биржи захле-бывались от потока мнимых безработных. Учтя опыт мест, НКТ в 1924 г. издает постановление "О прекращении выдачи билетов безработным лицам, состоящим на учете бирж труда". С отменой льгот поступление на биржи труда уменьшилось, и единственным мотивом обращения стало реальное получение работы. Добровольное обращение работников, разрешение вольного найма означало демонополизацию государственного посредника Аникст А. Современная безработица в России и борьба с нею // Вестник труда. - 1922.- № 2..