Банковское дело

контрольная работа

2. Чем реструктуризация государственного долга отличается от конверсии, консолидации, унификации, рефинансирования, аннулирования?

В соответствии со ст. 58 Бюджетного кодекса Республики Беларусь под реструктуризацией государственного долга Республики Беларусь понимается основанное на соглашении с заимодавцем прекращение долговых обязательств Республики Беларусь, составляющих государственный долг Республики Беларусь, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами Республики Беларусь, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения долговых обязательств Республики Беларусь [3].

В качестве примера можно привести Указ Президента Республики Беларусь от 13.01.2006 г. N 27 "О реструктуризации задолженности и некоторых иных мерах по финансовому оздоровлению убыточных государственных организаций". В соответствии с ним просроченная кредиторская задолженность государственных организаций реструктуризируется путем предоставления отсрочки и рассрочки ее погашения при условии:

полной уплаты в республиканский и местные бюджеты, включая государственные целевые бюджетные фонды, текущих платежей по налогам, сборам (пошлинам), за потребленные природный газ, электрическую, тепловую энергию; возврата в соответствии с договорами (графиками) предоставленных после 1 октября 2005 г. кредитов банков, бюджетных займов, бюджетных ссуд и уплаты процентов за пользование ими (далее - текущие платежи);

наличия бизнес-плана по выходу государственной организации на безубыточную работу, составленного этой организацией на пятилетний период (далее - бизнес-план) с разбивкой по годам, прошедшего в установленном законодательством порядке экспертизу, утвержденного и согласованного в соответствии с настоящим Указом;

выполнения предусмотренных в бизнес-плане основных показателей, в том числе по темпам роста объемов производства товаров (работ, услуг) и рентабельности реализованных товаров (работ, услуг) [4].

Государство, заинтересованное в получении займов на длительные сроки, достигает этого за cчет консолидации государственного долга. Под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками. Например, в 1938 году была проведена консолидация свободно обращавшихся займов с обменом старых облигаций на новые, срок действия которых был увеличен вдвое (с 10 до 20 лет). Однако возможна и обратная операция -- уменьшение срока действия государственных ценных бумаг. Так, в 1990 году срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет. Возможно совмещение консолидации с конверсией. Такая операция была проведена, например, в 1936 году в СССР, когда облигации семи государственных займов, размещавшихся среди населения по подписке с рассрочкой платежа, были обменены на облигации нового займа с более низкой доходностью и с увеличением вдвое (до 20 лет) срока действия ценных бумаг [10, с.22].

При применении рассматриваемых механизмов управления государственным долгом власти должны понимать, что изменение первоначальных условий займов может вызвать социальную напряженность в обществе, а также оказать негативное воздействие на дальнейшее заимствование [11, с.17].

Под конверсией государственного долга обычно понимается изменение первоначальных условий государственных займов, выражающееся в понижении процента, изменении срока действия и способа погашения займа, объединения облигаций разных займов и так далее. В таких странах, как США, Великобритания, Франция, Италия, конверсия займов проводилась многократно. В результате государство получает временную экономию, поскольку продолжавшийся выпуск займов вел к росту государственного долга и, следовательно, расходов бюджета по нему.

В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов. Такая операция в СССР была проведена, например, в 1990 году, когда доходность облигаций трехпроцентного выигрышного займа была увеличена до 9%, а казначейских обязательств -- с 5 до 10%.

В отличие от реструктуризации конверсия направлена не на отсрочку платежей, а на сокращение денежного объема государственного долга.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, то есть погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.

Аннулирование государственного долга, то есть полный отказ от долговых обязательств, является, как правило, крайней мерой по управлению внутренним долгом. Аннулирование ценных бумаг государства может использоваться по двум причинам. Во-первых, аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, то есть его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей. Так, в январе 1918 года правительство РСФСР аннулировало все дореволюционные внутренние и внешние займы. Советская власть не признала финансовых обязательств царской администрации и Временного правительства.

Дефолт -- синоним аннулирования государственного долга - отказ государства в одностороннем порядке оплачивать свои долги. Экономический кризис 1998 года в России (также называемый дефолт по названию одной из причин кризиса) был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России. Основными причинами дефолта были: огромный государственный долг России, порождённый обвалом азиатских экономик, кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО (государственные краткосрочные обязательства). Собственно датой дефолта является 17 августа 1998 года.

Делись добром ;)