Центральный банк как важнейший инструмент кредитной системы Российской Федерации

курсовая работа

1. История развития банковской системы Российской Федерации

Банки - это непременный атрибут товарно-денежного хозяйства. Исторически они шли рука об руку: начало обращения денежной формы стоимости можно считать и началом возникновения банковского дела, а степень зрелости, развития банковской деятельности всегда, так или иначе, соответствовала степени развитости товарно-денежных связей в экономике.

Само слово «банк» происходит от итальянского «banco», что означает «стол». Эти «столы» устанавливались на площадях, где проходила оживлённая торговля товарами. За столами располагались специалисты - менялы, которые разбирались во множестве обращающихся монет и могли дать совет по их обмену или реально совершить этот обмен.

Первая попытка создания учреждения, подобного банку, в России была предпринята в 1665 году в Пскове, практически одновременно с формированием банковской системы в Англии. Её инициатором был псковский воевода А.Л. Ордин-Нащекин. Роль ссудного банка для маломощных купцов должна была исполнять городская управа при поддержке крупных торговцев. К сожалению, эта попытка закончилась неудачно, так как воевода был отозван из Пскова, а новый воевода тут же ликвидировал все его нововведения. Таким образом, банки как специфические экономические институты начали создаваться в России лишь через 100 лет, в середине XVIII века. По сравнению с Европой распространение коммерческого кредита в России явно запоздало, первыми ссудозаемщиками выступали правительство и крупные землевладельцы, а в роли кредиторов - единоличные предприниматели-ростовщики. Подобная ситуация в условиях натурального помещичьего хозяйства давала возможность бесконтрольно поднимать проценты за кредит, что явилось одним из побудительных стимулов к созданию казённых банков.

Их предшественницей стала учрежденная в 1733г. в Петербурге Монетная канцелярия, назначение которой состояло в выдаче ссуд всем желающим под залог золота и серебра из расчета 8% годовых.

В царствование Елизаветы в 1754 г. Были учреждены два сословных банка: Дворянский и Коммерческий. Банк для дворянства располагал основным капиталом в 750 тысяч рублей и имел свои конторы в Москве и Петербурге. Сферой его деятельности в основном было предоставление поземельного кредита, ссуд помещикам под залог имений, исходя из числа крепостных душ. Помещик мог брать под залог недвижимого имущества ссуды до 10 тысяч рублей под 6% с уплатой в 3 года. Безусловно, это были привлекательные условия, так как плата за частный кредит доходила до 20% годовых. В 1762 г. Оба этих банка были закрыты в связи с тем, что краткосрочные ссуды из-за из несвоевременного возвращения превращались в долгосрочные, а а заемщиками были почти одни и те же лица.

Правление Александра I отмечено в истории банковского дела развитием учетных контор, их распространением по стране. Однако в связи со слабым развитием вексельного оборота и отсутствие достаточных средств, они не оказали существенного влияния на торговлю и промышленность России. В 1818г. Вместо них был открыт государственный Коммерческий банк. Предполагалось: полностью прекратить выпуск ассигнаций; банку придать форму акционерного общества с капиталом в 50 млн рублей; изъять все кредитные учреждения из ведения Министерства финансов и придать им статус независимых организаций.

Однако в полном объёме реформы не были осуществлены. Банк просуществовал до 1860 года и по указу императора Александра II от 31 мая (12 июня) 1860 года был реорганизован в первый в России Государственный банк. Одновременно с указом император подписал его устав, согласно которому новое учреждение являлось банком краткосрочного коммерческого кредита, призванным содействовать «упрочению денежной кредитной системы» и «оживлению торговых оборотов» в стране. Главным идеологом нового Государственного банка был известный экономист Е.И. Ламанский. Основной капитал Государственного банка составлял 15 млн рублей, а резервный - 3 млн рублей. С увеличением объёмов банковских операций размер основного капитала Государственного банка возрос до 50 млн руб., а резервов - 5 млн рублей.

Государственный банк осуществлял как коммерческие операции, так и операции, возложенные на него Министерством финансов (за счёт Государственного казначейства). Банк учитывал векселя и срочные обязательства, выдавал ссуды и открывал кредиты, покупал и продавал ценные бумаги, драгоценные металлы и иностранную валюту. Он также переводил суммы, принимал вклады и открывал текущие счета. К числу операций, возложенных на банк Министерством финансов, относились размещение государственных ценных бумаг, выдача по распоряжению министра финансов неуставных ссуд стратегически важным отраслям промышленности, снабжение денежными средствами ссудных касс, кредитование Дворянского и Крестьянского банков, прием казенных сборов и обслуживание выкупных платежей, связанных с отменой крепостного права в 1861 году.

До конца XIX века Государственный банк Российской империи оставался банком, кредитовавшим в основном крупную промышленность и торговлю. Особое значение среди активных операций банка приобрели вексельный учет и ссуды под государственные ценные бумаги. При этом кредитование землевладельцев, крестьян, ремесленников, мелкой промышленности не получило большого развития.

Серьёзное развитие во второй половине XIX века получили средние и крупные банки. К 1873 году в России было открыто уже 39 акционерных коммерческих банков с основным суммарным капиталом в 1,06 млрд рублей (в то время капитал Госбанка России составлял всего 21 млн рублей), с сетью филиалов из 40 отделений. Они, безусловно, не конкурировали с Госбанком, а наоборот, помогали ему обслуживать народное хозяйство. Быстрый рост числа банков привел к возникновению конкуренции между ними, что отрицательно сказалось на их деятельности и финансовом состоянии заёмщиков. Эти явления усилили необходимость государственного регламентирования банковских операций.

Поворот в политике Государственного банка был связан с министром финансов С.Ю. Витте, сторонником идеи «национальной экономии», предусматривавшей, в том числе широкое кредитование отечественных производителей. Почти сразу после своего назначения в 1892г. на пост министра финансов Витте начал подготовку к изданию нового устава банка.

Устав 1894г. закрепил его право выдавать «промышленные ссуды», значительную часть которых представляли кредиты промышленности и торговле, крестьянам и ремесленникам. Возросли объёмы кредитования отдельных предприятий, преимущественно тяжелой промышленности. Были также расширены объемы выдач подтоварных ссуд, в основном ссуд под зерно.

В результате проведения денежной реформы 1895 - 1897 гг. банк получил эмиссионное право. С этого времени денежное обращение империи базировалось на золотом монометаллизме; металлические деньги свободно разменивались на банкноты, которые по традиции сохраняли название кредитных билетов.

Денежно-кредитная политика Государственного банка Российской империи была направлена на поддержание стабильности курса национальной валюты и поступательное развитие отечественной экономики.

В начале XX века в Российской империи окончательно сложилась двухуровневая банковская система во главе с Государственным банком, который кредитовал акционерные коммерческие банки. С 1905г. Госбанк всё чаще отказывался от роли прямого кредитора промышленности и сельского хозяйства, осуществляя кредитование через коммерческие банки, которым выдавал с этой целью крупные кредиты (порядка 80% общего объема учетно-ссудных операций). Нередко крупнейшие акционерные коммерческие банки империи выступали агентами Государственного банка по реализации и конверсии внешних займов или в роли его компаньонов в синдикатах и консорциумах.

В годы Первой мировой войны Россия, как и другие воюющие страны, была вынуждена отказаться от свободного размена кредитных билетов на золото и сосредоточить деятельность Государственного банка на покрытии военных расходов. Банк в больших объёмах кредитовал сектора экономики, связанные с обороной, финансировал полевые учреждения, занимался распространением облигаций «военных» займов.

В коммерческих банках России довольно широкое распространение получили срочные ссуды в форме специальных текущих счетов, которые по своему характеру сходны с аналогичными счетами под векселя. Из различных форм банковских ссуд самыми распространенными в дореволюционный период были ссуды под залог акций и облигаций. Из общей суммы средств, размещённых 50 российскими коммерческими банками, ссуды под ценные бумаги на 1 января 1916 года составляли около 60%.

После Октябрьской революции 1917 г. банковская система России подверглась существенным преобразованиям. Направленность этих преобразований определялась идеологическими концепциями партии большевиков.

Сразу после Октября большевики приступили к реализации идеи создания единого банка. Сначала они овладели Государственным банком. Затем, в начале декабря 1917г., упраздняются ипотечные банки - Государственный дворянский земельный банк и Крестьянский поземельный банк. В конце декабря 1917г. принимается Декрет «О национализации банков», которым банковское дело объявляется государственной монополией, а все существующие частные банки и банкирские конторы подлежат объединению с Государственным банком. В итоге страна получила своеобразный «единый банк» в лице Народного банка РСФСР. Однако этот банк так и не успел развернуть свою деятельность, так как Декретом СНК от 19 января 1920г. он был упразднён.

Начавшийся весной 1921г. переход к НЭПу практически означал необходимость восстановления товарно-денежных отношений, создания рынка, укрепления рубля, а также воссоздание банковской системы. Одним из первых шагов на этом пути стало решение об учреждении Государственного банка РСФСР (в октябре 1921г.).

Кроме того, в течение 1922-1925 гг. создаются:

· акционерные банки - Промышленный банк, Электробанк, Внешторгбанк и Среднеазиатский банк;

· кооперативные банки - Всекобанк и Украинбанк;

· коммунальные банки - Цекомбанк;

· система сельхозкредита - Центральный сельскохозяйственный банк, республиканские банки и общества сельхозкредита;

· общества взаимного кредита.

Однако большевики продолжили идею «единого банка», но уже не с целью перехода к безденежным отношениям, а для централизации управления экономикой командно-административными методами. Начало этому было положено постановлением ЦИК СНК СССР от 15 июня 1927 г. «О принципах построения кредитной системы». Таким образом, закладывались организационной основы централизованной банковской системы, включавшей:

· с одной стороны, Госбанк СССР, сложившийся как эмиссионный и расчетно-кассовый центр и формировавшийся в качестве центра краткосрочного кредитования народного хозяйства;

· с другой стороны, специальные банки, всё более превращающиеся в банки долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений.

Сформированная в СССР к началу 30-х годов, командно-административная система управления требовала скорейшего завершения централизации банковской системы. С этой целью в 1930-1932 гг. была проведена кредитная реформа, которая принципиально изменила характер кредитных отношений в стране и создала систему банков, не имевшую аналогов в мире. Началом реформы послужило постановление СНК СССР от 30 января 1930г. «О кредитной реформе», в котором получили отражение следующие моменты:

· был запрещён коммерческий кредит, который заменялся прямым банковским кредитованием;

· краткосрочное кредитование целиком сосредотачивалось в Госбанке СССР;

· Госбанку СССР передавались все краткосрочные кредитные операции, сохранившиеся в других банках;

· ликвидировались все филиалы Всероссийского и Всеукраинского кооперативного банков, а их клиентура передавалась Госбанку СССР.

Заключительным аккордом реорганизации банков под командно-административную систему явилось Постановление ЦИК и СНК СССР от 5 мая 1932г. «Об организации специальных банков долгосрочных вложений. Кроме того, согласно Постановлению ЦИК и СНК от 23 мая 1930г. все бюджетные ассигнования на финансирование капитальных вложений государственных предприятий стали безвозвратными. Долгосрочное кредитование капитальных вложений было сохранено лишь для колхозов и коопераций. Таким образом, банки становились банками безвозвратного бюджетного финансирования в составе Народного комиссариата финансов СССР. Таких банков было четыре: Промбанк, Сельхозбанк, Всекобанк и Цекомбанк.

Что касается Госбанка СССР, то его роль в экономике страны была определена Постановлением СНК СССР от 20 марта 1931 г., в котором отмечено, что Госбанк СССР должен:

· во-первых, стать общегосударственным аппаратом учета и распределения продуктов;

· во-вторых, обеспечить действенный контроль рублём за ходом выполнения планов производства и обращения товаров.

Три последующих десятилетия банки совершали свою деятельность, не подвергаясь существенным реорганизациям.

В 1962г. Госбанку СССР были переданы сберегательные кассы, которые до того находились в системе Министерства финансов СССР. Благодаря этому, значительные ресурсы в форме вкладов населения перешли в распоряжение Госбанка СССР и стали использоваться им в интересах народного хозяйства.

К началу 1986г. в стране сложилась система, характеризующаяся наличием следующих централизованных государственных структур: Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР.

В состав Госбанка СССР входили Гострудсберкассы СССР, имевшие к началу 1986г. весьма разветвленную сеть и осуществлявшие хранение денежных средств населения, расчетное и кассовое обслуживание отдельных категорий юридических лиц, а также обслуживание населения по операциям с государственными займами.

Такова была структура банковской системы СССР накануне её реформирования. Реформа проводилась в несколько этапов. На первом этапе, в июле 1987г., была создана новая система банков, в состав которой вошли: Госбанк СССР, Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР.

Подобная структура банковской системы складывалась под влиянием общей структуры управления народным хозяйством. Каждый тип народнохозяйственного комплекса получил как бы поддержку в виде специального банка, осуществляющего его кредитно-расчетное обслуживание.

Кроме того, помимо банков государственного происхождения, в стране начала формироваться сеть акционерных и кооперативных коммерческих банков. Однако значение проведенной децентрализации было относительным. Главная причина, вследствие которой первый этап банковской реформы не дал существенных положительных результатов, состояла в том, что созданная система явно не отвечала задачам, возникшим в развивающихся товарно-денежных отношениях, появилась необходимость дальнейшего её преобразования в направлении создания двухуровневой системы, соответствующей требованиям рыночной экономики.

Второй этап банковской реформы начался с принятия в декабре 1990г. Закона «О Государственном банке СССР» и Закона «О банках и банковской деятельности». Одновременно принимаются Закон РСФСР «О Государственном банке РСФСР» и Закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Таким образом, впервые за многие годы деятельность банков получила законодательную основу. Банки были объявлены самостоятельными юридическими лицами, экономически самостоятельными учреждениями, не несущими ответственности по обязательствам государства (так же, как и государство не несёт ответственности по обязательствам банков). Стали закладываться институциональные основы новой банковской системы.

На верхнем уровне системы находится Центральный банк России, а на втором - широкая сеть коммерческих банков. На верхнем уровне должны решаться вопросы проведения политики государства в области денежного обращения и кредита, в связи с чем, ЦБ РФ должен быть освобожден от операций с иной клиентурой, кроме коммерческих банков. Второй этап дал необходимый импульс для развития второго звена банковской системы - коммерческих банков.

Таким образом, реформа на втором этапе подвела черту начавшемуся в стране процессу создания двухуровневой банковской системы. Эмиссионные банки выделились в самостоятельное звено в виде центральных банков, коммерческие банки образовали второе звено банковской системы, взяв на себя функции кредитно-расчетного обслуживания предприятий и населения.

Подводя итоги развития банковской системы России, можно утверждать, что в стране начала формироваться банковская система, которая строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой. Российские коммерческие банки, пройдя период своего становления, превратились в мощные финансовые структуры и стали играть важную роль в сложных процессах преобразования общества и экономики.

Делись добром ;)